Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Воскресенье
сентября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Ислам в Великобритании

Дата: 23.07.2014 Версия для печати
Ислам в Великобритании

Как и в других европейских мусульманских странах ислам на Британских островах является одной из самых быстро развивающихся конфессий. Хотя правильнее было бы сказать, что ислам это самая активная сегодня религия не только в Англии, но и во всей Европе.

В Великобритании сегодня проживает по разным данным от 1,5 млн до 2,7 млн мусульман, то есть порядка 2,5-4 процентов. В стране существует около 1,5 тысяч мечетей и это если не считать многочисленных молелен. Самая первая мечеть, которая называется Шах Джахан, была построена в 1889 году. Также в конце 19 века была построена мечеть в Ливерпуле. Первая же мечеть в Лондоне появилась в 1924 году.

Основной массив мусульман приехал в Великобританию из Пакистана, Бангладеша, арабских стран, а также из Сомали и Турции. В этой стране также много новообращенных мусульман из числа англичан, специалисты отмечают, что таких людей порядка 100 тысяч человек. Ежемесячно сотни англичан приходят к исламу, только за 2011 год больше 5 тысяч британцев приняло ислам.

Первая мусульманская организация была создана на Британских островах, в том же 1889 году, когда и была открыта первая мечеть. Называется эта организация Ассоциация британских мусульман и существует до сих пор.

С исламом Великобритания была связана еще с очень давних времен, еще с того времени, когда Великобритания даже не носила своего нынешнего названия. Например, в 9 веке при короле Оффе Мерсийском, известном правителей англо-саксов, на его монетах было на арабском языке выгравировано мусульманское свидетельство веры «Нет божества, кроме Аллаха».

Конечно, в период средневековых крестовых походов, в котором принимали участие и жители Британских островов отношения с исламским миром были не самые лучшие. Однако, обратной стороной этих походов стало то, что англичане лучше узнали арабо-мусульманский мир и оказались под его влиянием. В итоге, ислам и мусульманская культура сильно повлияли на эпоху Возрождения в Англии, которая началась в 14 веке. В частности, англичане переняли у мусульман некоторые архитектурные приемы и что важно очень многие элементы этикета. На английских ученых и писателей оказали большое влияние ар-Рази, Авиценна (Ибн Сина) и Аверроэс (Ибн Рушд), которые создали основу интеллектуальной и научной жизни Великобритании того периода.

Интересен тот исторический факт, что во время соперничества между английской короной и Османской империей, многие английские военные принимали ислам и переходили на службу к мусульманскому халифу. В частности, члены династии Стюартов очень беспокоило то, что османские флотилии часто возглавляли англичане, принявшие ислам и «ставшие турками».

По некоторым данным во время Елизаветы I в Алжире проживала 5 000 британцев, большинство из которых приняло мусульманскую веру и поступило на службу в Османский халифат. Некоторые их них становились высокопоставленными чиновниками. История даже сохранила имена некоторых из них: Хасан Ага (Самсон Роули), Абд ус-Салам, Инглиз Мустафа (Мустафа-англичанин). В 1606 году ислам принял даже британский консул в Египте Бенджамин Бишоп.

Расцвет мусульманского государства, исламской культуры в период Османского халифата очень сильно повлияло на популяризацию исламской веры. Многие европейцы, которые приезжали в мусульманские владения, если на долго оставались там, то чаще всего принимали ислам. Мусульманская культура в то время была на много более престижная и привлекательная чем европейская.

В начале 17 века в университетах Оксфорда и Кембриджа были созданы кафедры арабского языка, поскольку в тот период англичане были очень заинтересованы и имели большую потребность в переводах с арабского языка научных трудов самых разных отраслей: математика, астрономия, медицина. Как известно эпоха Возрождения в Англии продлилась до середины 17 века, не малую роль в этом могли сыграть эти переводы.

В 1649 году английский ученый Александр Росс перевел Коран на английский язык. А знаменитый доктор Генри Стабб, выпускник Оксфорда, который провел немало времени в мусульманских странах, стал одним из первых известных европейцев, который писал в 17 веке об исламе благосклонно. Он выпустил книгу с красноречивым названием: «Рассказ о возникновении и развитии Магометанства и доказательства необоснованности обвинений христиан в адрес этой религии и ее Пророка».

Можно еще вспомнить то взаимное влияние которое было между англичанами и исламом благодаря мусульманской части Индии. Но факт остается фактом, ислам и Великобритания всегда были связаны разными нитями – как дружбы, так и соперничества.

Однако обратимся, к современному состоянию дел. Если общее количество мусульман на британских островах по разным данным от 1,5 млн до 2,7 млн человек, то если брать граждан Великобритании до 25 лет, то окажется, что каждый десятый из них будет мусульманином. Британская часть мировой уммы очень молода и поэтому уже через несколько десятилетий мусульман в Великобритании может стать гораздо больше.

Сложно назвать точное количество мечетей и молельных зданий в этой стране. По официальным данным их чуть больше 700, а по неофициальным данным уже больше 2000. В некоторых городах, например, Бирмингеме и Манчестере мусульман больше 10 процентов от общего числа населения.

Мусульмане в этой стране не плохо организованы. Они не только объединяются на низовом уровне вокруг мечетей и их имамов, но и создают различные общественные организации. Например, Исламский культурный центр, ассоциация "Мусульманская помощь" в Лондоне, объединение "Исламская поддержка" в Бирмингеме и т.д. Все эти организации поддерживают мечети, занимаются вопросами культуры, образования, дагвата, и что особенно важно социального служения.

Как отмечают исследователи, в Великобритании резко падает религиозность христианского населения. Если, например, в большинстве церквей Лондона, которые могут вместить более 1000 человек, на воскресные службы ходят только несколько десятков человек, то в многочисленных мусульманских молельных помещениях и мечетях столицы Британии на пятничный намаз не хватает мест и люди совершают поклонение на улице.

По мнению многих исследователей, ислам для Великобритании уже стал религией будущего, а христианство религия прошлого.

Необходимо отметить, что в Британии (как и в большинстве стран Северной Европы) нашли модель существования совершенно разных мусульманских течений и организаций в одной стране, которая не приводит к серьезным конфликтам и столкновениям.

Очень широк спектр и исламских течений представленный в этой стране. Поскольку мусульмане в Великобритании приехали из самых разных стран: арабских стран, Пакистана, Индии, Турции, Индонезии, Ирана и т.д., то и разнообразие мусульманского поля там очень большое.

Еще одним очень важным показателем возрастание мусульманского фактора в Великобритании это активное развитие исламской финансовой системы и халяль-индустрии.

Сегодня Лондон называют одним из мировых центров мусульманских финансов. Существует даже мнение, что интеграция мусульман в западную цивилизацию во многом происходит через Великобританию. Политические и религиозные свободы этого островного государства, установление качественных взаимоотношений между светскими и религиозными (в том числе мусульманскими) социально-правовыми нормами стало основой созидательной и во многом (исключения, конечно, случаются) безболезненной интеграции мусульманских общин в западную цивилизацию. Конечно, образ этой безболезненности формируется на контрасте с их соседями через пролив Ла-Манш – французами, чей агрессивный секуляризм (лаицизм) стал причиной множества проблем и дискриминации мусульман. Однако факт остается фактом - мусульманки в Великобритании могут ходить в школу и на работу в платке, бурно развивается мусульманская инфраструктура, мусульмане могут строить мечети и открывать свои центры. Конечно, проблемы между мусульманами и местным населением случается и, в основном, причиной того служат социальные проблемы, которые испытывает часть мусульманского населения, живущая на пособия по безработице. Однако, в целом, ситуация в Великобритании выгодно отличается от соседней Франции.

На фоне кризиса западной финансовой системы Великобритания стала одним из основных лидеров в сфере поиска альтернативной экономики, и все чаще именно мусульманская модель привлекает внимание политиков и экономистов этой страны. В 2013 году в Лондоне даже прошел 9-й Всемирный исламский экономический форум, где выступили видные политики, экономисты, ученые Великобритании. Среди выступающих был и премьер-министр страны Дэвида Кэмерона.

В своем выступлении он сказал, что будущее у исламских финансов выглядит весьма впечатляющими. По мнению британского премьера, Лондон стал центром исламских финансов. В столице Англии более десятков банков обслуживают исламские сделки и практически в каждой профессиональной финансовой фирме есть услуги по исламским финансам.

Важным элементом в развитии исламских финансов стала разработка образовательных программ по мусульманской экономике и их внедрение в ведущие университеты страны. Например, магистерские программы по исламским финансам есть в Кембридже, Дароме, Бирмингеме и нескольких других вузах Британии.

Англичане отличаются своей рациональностью и если они увидят (а это уже происходит), что более эффективной альтернативой западной ростовщической банковской системе может быть мусульманская финансовая система, они быстро переключатся на нее и создадут все условия для ее развития.

Можно прогнозировать, что постепенно в политической, экономической и культурной элите этой страны появится больше мусульман. Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Мусульманская община в Великобритании стала неотъемлемой частью культуры, общества, экономики и политики этой страны. Есть все основания предполагать, что мусульмане смогут еще успешнее интегрироваться в британское общество, сохраняя свое самосознание, культуру и религию.

Илдар Баязитов


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Короткий видеоролик о проведенной работе Центра реабилитации и адаптации совместно с Национальным исламским благотворительным фондом Ярдэм в связи с Курбан-байрамом. Мнения Рафаиля Давлеева, Илдара Баязитова, Мансура Джалялетдина

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.
Комментариев: 1

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 337

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф