Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Пятница
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

О чем говорили на «Саматовских чтениях» в Казани в этом году

Дата: 08.11.2016 Версия для печати
О чем говорили на «Саматовских чтениях» в Казани в этом году

На днях ДУМ Татарстана и Российский исламский институт (КИУ) провели конференцию VII «Саматовские чтения», посвященную жизни и деятельности видного религиозного деятеля Габдулхака хазрата Саматова. Журналист ИА «Инфо-Ислам» посетил это мероприятие

3 ноября 2016 года Духовное управление мусульман Татарстана и Российский исламский институт (Казанский исламский университет) провели в резиденции ДУМ РТ научно-практическую конференцию VII Саматовские чтения, посвященную жизни и деятельности видного религиозного деятеля Габдулхака хазрата Саматова (1930 – 2009). Журналист ИА «Инфо-Ислам» посетил это мероприятие и записал для вас, о чем говорили его участники

В работе конференции приняли участие известные мусульманские деятели и светские ученые, представители мусульманской интеллигенции Татарстана и России, многие из которых не понаслышке знакомы с деятельностью Габдулхака хазрата Саматова. Среди участников научно-практической конференции были: заместитель муфтия, ректор РИИ и КИУ Рафик хазрат Мухаметшин, муфтий Ханты-Мансийского автономного округа Тахир хазрат Саматов, председатель РДУМ Самарской области муфтий Талип хазрат Яруллин, главный казый Республики Татарстан Джалиль хазрат Фазлыев, казый столичного региона Татарстана Абдулла хазрат Адыгамов, руководитель отдела исламского призыва ДУМ РТ Нияз хазрат Сабиров, директоры религиозных учебных заведений Татарстана.

Справка о Габдульхаке хазрате Саматове

Габдулхак Саматов родился в 1930 году, 12 октября, в деревне Старое Ибрайкино Аксубаевского района. Он был виднейшим татарским мусульманским теологом конца 20 – начала 21 вв., продолжателем богатейших дореволюционных религиозно-богословских традиций татар. Его вклад в сохранение и передачу мусульманских духовных традиций в годы государственной политики атеизма, возрождение национальных исламских традиций мусульман Волго-Уральского региона, в развитие исламских наук в постсоветское время трудно переоценить.

Габдулхак хазрат был первым главным мухтасибом Татарстана вплоть до осени 1994, с 1998 года – первым главным казыем республики. В его книгах по исламскому богословию – «Миллэбездэ ислам дине», «Татар моселман исемнэре», «Баш казый хокемнэре», трехтомнике «Шэригать» – собраны проповеди, ответы на вопросы верующих в рамках ханафитского мазхаба.

Габдулхак Саматов – основатель целой династии мусульманских религиозных деятелей России. Его сыновья: Тахир хазрат Саматов – муфтий Ханты-Мансийского автономного округа, Халиль хазрат Саматов – имам-мухтасиб города Когалым, а внук Камиль хазрат Саматов – имам соборной мечети города Сургута.

Среди учеников хазрата – такие известные религиозные деятели нашей страны, как муфтий Москвы и Центральной части России, муфтий Чувашии Альбир хазрат Крганов, бывший ректор казанского медресе «Мухаммадия» Наиль хазрат Яруллин, Верховный муфтий ЦДУМ России Талгат хазрат Таджуддин.

О чем говорили участники чтений

Рафик Мухаметшин, ректор РИИ

Ведущий – Рафик хазрат Мухаметшин – подчеркнул важность изучения духовного наследия выдающихся личностей татарского народа, в том числе тех, кто работал в постсоветские годы. Он отметил личность Габдулхака хазрата Саматова как пример богобоязненности, усердия в поклонении Аллаху, скромности, серьезного отношения к знаниям. Он подчеркнул, что именно усилиями Габдулхака хазрата открылось первое медресе в России. Необходимо хорошо знать историю, духовное наследие своего народа, чтобы суметь ответить на многие вопросы современности.

Читайте также: Татарские богословы

Участники Саматовских чтений Участники Саматовских чтений в 2016 году. Источник фотографии: ИА «Инфо-Ислам»

Камиль Самигуллин, муфтий Татарстана

В своем вступительном слове муфтий РТ, председатель Духовного управления мусульман РТ Камиль хазрат Самигуллин отметил: «Габдулхак хазрат, несомненно, был ярчайшим служителем Ислама в СССР и постсоветское время. К нему за советом или наставлением приезжали со всех уголков страны. Его книгами, написанными простым и вместе с тем фундаментальным по своему содержанию языком, зачитывалось все татароязычное население. Многие знают Габдулхака хазрата как очень талантливого оратора, который всегда умел простым языком разъяснять религиозные каноны. Множество его трудов, вагазов свидетельствуют о том, что он был очень образованным и являлся продолжателем богатейшего традиционного ханафитского религиозно-богословского наследия. Следует отметить и его роль в системе мусульманского религиозного образования. Он первым добился разрешения на учреждение медресе в Чистополе, а потом и в Казани».

После своего выступления Камиль хазрат вручил премию ДУМ РТ «Рухи мирас», ежегодно присуждаемую за наиболее выдающиеся достижения, направленные на сохранение духовного наследия татарского народа, татарскому писателю, поэту, общественному деятелю, председателю Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разилю Валееву.

Тагир Саматов, муфтий ХМАО

Читайте также: Тагир Саматов: «Главных проблем у мусульман три»

Тагир хазрат Саматов, сын покойного Габдульхака Саматова, рассказал о некоторых качествах Габдулхака хазрата, проявленных им в повседневной жизни: утреннем подъеме, совершении омовения – взятии тахарата, одевании, поведении в семье, в еде и питье, отношении к другим людям, в нелегком труде водителя грузовика, воспитании четырех детей.

С собой он возил кумган, намазлык. Дома после совершения намаза вся семья, в том числе и дети, по очереди читали Коран. Отец постоянно беспокоился о судьбе своего народа – татарах, о его духовном состоянии, о бедах – отходе от своих традиций, пьянстве, разврате, неверии в Бога. Хотя рядом с домом располагались новая обычная средняя школа, мы учились в 80-й татарской национальной школе в центре Казани, куда дорога на двух трамваях занимала полтора часа в один конец.

Простым слесарем отец устроился в мечеть Марджани. Он неофициально в подвале с группой 10-20 человек проводил занятия по Исламу. Габдельхабир хазрат, Ахмад-Заки хазрат, Закария хазрат, Касым хазрат, будучи людьми, искренними в вере, богобоязненными, отнеслись к инициативе слесаря Габдулхака делиться знаниям с пониманием, безо всякой ревности, обид, каких-либо несправедливых обвинений. Наоборот, они поощряли, всячески поддерживали его, радовались успехам.

После учебы в медресе Бухары в 1977 году, став имамом в городе Перми после назначения муфтия в Уфе, у Габдулхака хазрата появилась возможность вести обучение исламским наукам официально. Однако вагазы хазрата, его сильное стремление развивать и распространять религию, не оставили безучастными недругов отца. Он был вынужден оставить работу, и в начале 80-х годов после назначения центральным духовным управлением поехал имамом в Альметьевск, а затем в Чистополь, и везде стремился распространять знания. Отец всегда носил с собой тетрадь, куда записывал вагазы, дуа, законы арабской грамматики, правила чтения Корана.

Жизненный путь Габдулхака хазрата – это путь нашего Пророка (с.а.в.), который не раз подвергался несправедливому отношению со стороны современников, но никогда не держал обиды. Люди, обижавшие отца, будучи частью системы, затем в 90-е годы приходили к нему и получали прощение. Он всех простил и сам просил прощения за возможные невольные прегрешения.

Ислам – это не только совершение ритуальных движений намаза, ограничение в еде и питье во время уразы. Это еще и искренность, честность, правдивость, богобоязненность, отстранение от сплетен и несправедливых обвинений, воспитанность и человеколюбие, терпение, готовность постоянно учиться и делиться знаниями. Стремиться это делать ради Аллаха, народа, страны. В смутные 90-е годы, когда среди татар шла речь о независимости от России, Габдулхак хазрат делал все для предотвращения от возможного насилия и кровопролития, за что обвинялся в предательстве собственного народа, религии. Наша задача – достойно пронести эту эстафету, делать все для сохранения и развития Ислама, татарского народа, всей нашей страны.

Родственники Габдулхака Саматова Талип Яруллин, Разиль Валеев, Тагир Саматов, Гумар Саматов. Источник фотографий: ИА «Инфо-Ислам»

Талип Яруллин, муфтий Самарской области

Читайте также: Самарским муфтием стал Талип хазрат Яруллин

Габдулхак хазрат – наш родственник со стороны отца Минвагиза хазрата. Приезжая из Самары в Казань, мы всегда встречались с ним на мэджлисах, которые традиционно были не только застольями и бытовым общением, но и местом, где собравшиеся родственники вспоминали Аллаха, читали Коран, делились знаниями, а кто-то знакомился с принципами Ислама. Ценность таких знаний ничуть не меньше полученных в мусульманских учебных заведениях. Тем более такая форма распространения исламских знаний была в годы атеизма одной из немногих возможных.

Сохранение традиций и порядка в формах получения знаний – медресе, исламские факультеты и университеты, курсы в мечети – зависит от нас. Оно необходимо для возможности сохранить и распространить исламские знания. Хвалиться совершенством и уникальностью полученных знаний неверно. Скромность, подвижничество и трудолюбие – вот качества, необходимые ученому человеку. От этого зависит, какой след он оставит в этом мире, как о нем будут вспоминать последующие поколения.

Джалиль Фазлыев, главный казый Татарстана

Как отметил в своем выступлении главный казый Республики Татарстан Джалиль хазрат Фазлыев, в Исламе особо значение уделяется наставникам – устазам. Если у тебя нет устазов, твоим устазом будет шайтан. Огромное значение это имеет для современной молодежи, которая, к сожалению, считает себя самыми умными и отказывается от наличия в своей духовной и научной деятельности человека, который бы направлял и руководил тягой к знаниям. Габдулхак хазрат – человек, пример непростой жизни которого позволяет правильно оценить милость Аллаха. В это время сменилось почти 3 поколения людей, живших в условиях официального безбожия. Сохранять в это время религию и распространять исламские знания было настоящим подвигом. Где бы он не оказывался, всегда делился знаниями. Но Габдулхак хазрат не отделывался 3-4 фразами. Его рассказы превращались в проникновенные вагазы.

Отмечу важность соблюдения правил этики. Габдулхак хазрат говорил: «От человека, не соблюдающего нормы приличия, не будет никакого толку не только в Мекке, но и на небе». Это относится и к общественной жизни: не конфликтуй с людьми, живущими рядом, но другой национальности, другой веры, государством. Если видишь интерес другого человека к Исламу, не ленясь, объясни ему свою религию. Для этого нужны и религиозные и светские знания. Третье – важность личного примера. Большинство окружающих людей не знают хадисы, аяты Корана, но знают о твоем благосостоянии, о твоей семье, оценивают таким образом твою религию Ислам. Недостойное поведение мусульман причиняет огромный вред нашей религии. Габдулхак хазрат говорил о тех традициях у представителей других конфессий, с которых надо брать пример. В частности, у христиан есть дни, по которым они приходят на свои кладбища и наводят на них порядок. Так и у нас, спасибо Ильясу хазрату Зиганшину, появилась традиция прибираться на Ново-татарском кладбище Казани. Также христиане почитают своих выдающихся деятелей: папа Римский собирает вокруг себя сотни тысяч, миллионы верующих, внемлющих каждому его слову. У нас можно услышать неуважительные слова, сказанные в адрес исламского религиозного деятеля: «дурак», «болтун», «клоун»…

Ришат Курамшин, директор медресе г. Кукмор

Директор Кукморского медресе Ришат хазрат Курамшин рассказал о Габдулхак хазрате как о настоящем мусульманском ученом, талантливом педагоге, мудром духовном наставнике.

Когда ему задавали вопросы, хазрат очень внимательно выслушивал собеседника. Отвечая, он приводил примеры из современной жизни, всегда подбирал соответствующие аяты Священного Корана и хадисы. Ответы Габдулхака хазрата были исчерпывающими, отличались глубиной, взвешенностью, не были результатами сиюминутных эмоций, без каких-либо категоричных радикальных суждений.

Он был уникальным человеком для того времени. Религиозные знания в конце 80-х – начале 90-х, когда не хватало ни литературы, ни специалистов, можно было получить только от таких людей. Нередко он приглашал бедных шакирдов к себе домой, где поил, и кормил. Его качества настоящего человека, его человеколюбие, искренняя доброжелательность, любовь к шакирдам неоспоримы.

Другие докладчики

Докладчики на Саматовских чтениях Абдулла Адыгамов, Нияз Сабиров, Радик Забиров. Источник фотографии: ИА «Инфо-Ислам»

Абдулла хазрат Адыгамов рассказал о процессе совершенствования современной системы религиозного обучения с учетом положений татарского духовного наследия.

Нияз хазрат Сабиров рассказал о современнике, духовном брате и друге Габдулхака Саматова – Габдель хабире хазрате Яруллине.

Старший преподаватель кафедры религиозных дисциплин РИИ Радик Забиров отметил, что современной молодежи в реалиях глобализации и повсеместной информатизации общества не хватает такого духовного наставника, как Габудлхак хазрат. «Никакой Интернет не может стать хазратом», подчеркнул выступавший.

Для чего проводятся ежегодные «Саматовские чтения»

Тахир Саматов, сын покойного Г. Саматова

Задача Саматовских чтений – сберечь живые знания предшествующих поколений духовных лидеров мусульман Татарстана для подрастающего поколения священнослужителей. Конференция – это повод вспомнить историю народа, имамов, муфтиев ишанов, благодаря усилиям которых Ислам среди татар не исчез в непростые времена, а, наоборот, укрепился и получил дальнейшее развитие.

Больше всего из черт характера Габдулхака хазрата запомнились его терпеливость, миролюбие, отсутствие мстительности, привычки таить обиду и держать зло на кого-либо. Чтобы рассказать об отце, наверное, потребовалась бы целая вечность. Габдулхак хазрат посвятил себя работе на пользу людям ради Всевышнего Аллаха.

Одновременно он уделял особое внимание вопросу семейного воспитания. Существовала гармония между вниманием, которое Габдулхак хазрат уделял семье и другим людям без ущерба интересам кого-либо. Он поддерживал своих близких, родственников, когда кто-то попадал в тяжелую жизненную ситуацию, всех держал в поле своего зрения, находя для каждого ответы на важные вопросы, ненавязчиво давая очень ценные советы, был жизненным наставником.

Гумар Саматов, племянник покойного Г. Саматова

О моем дяде Габдулхаке хазрате говорилось очень много хороших слов. Чтобы не повторяться, попробую показать его мудрость и особые качества души на нескольких примерах.

В 60-х годах, когда мне и моему двоюродному брату Тахиру было по 6-7 лет, мы любили кататься по городу вместе с Габдулхаком-абый, который тогда работал водителем грузовичка. Проголодавшись, мы говорили об этом абый, и он доставал из бардачка свой обед – несколько бутербродов с маслом, завернутых в газетную бумагу, отдавал их нам. Это было очень вкусно, хотя, наверное, пахло бензином, а Габдулхак хазрат глядел на нас, съедающих его пищу, с таким умилением и радостью…

В конце 70-х я был призван в Советскую армию. Наша часть находилась на окраине Перми, причем большую часть времени мы проводили за городом в тайге. Раз в неделю нас привозили на несколько часов в город на помывку, и однажды в один из таких дней я с удивлением увидел Габдулхака абый с двумя бумажными 3-килограммовыми кульками с пряниками. Начальство разрешило нам 5 минут общения. Мудрость дяди проявилась и в том, что гостинцы он принес не только для меня, но для моих сослуживцев. Помню, как мы бежали под дождем обратно в тайгу, жуя на ходу размокшие пряники, при этом я умудрился сберечь немного за пазухой для ребят, оставшихся на дежурстве… Абый каким-то образом оказался в Перми, узнал, где и как меня найти, хотя тогда телефонная связь фактически не работала. Как он до меня добрался, как нашел – обычной логикой этого не объяснить…

Закончу упоминанием такой черты Габдулхака хазрата, как умение доводить любое дело до конца. Он не чурался никакой работы: мог помочь напилить дров, перенести вещи, решить тяжелые жизненные вопросы. Стержнем его характера, его человеческих и душевных качеств была искренняя вера в Аллаха.

Фотографии Габдулхака Саматова Габдульхак хазрат Саматов. Источник коллажа: ИА «Инфо-Ислам»

Касым Сафиуллин


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Знаете ли вы, что традиции проведения месяца Рамадан в разных странах имеют свои особенности. В некоторых из них даже обычный приём пищи в этот священный месяц становится праздником. Проведение Рамадана по особенному закрепилось у разных народов благ...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф