Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Пятница
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Шыгырдан как пример современной махалли

Дата: 06.08.2014 Версия для печати
Шыгырдан как пример современной махалли

Большой ошибкой считать, что татары за советские годы полностью утратили традиционную систему махалли. Нет, это не так. Есть сегодня примеры, того как система мусульманское общины не только сохранилась, но и активно развивается. Самый яркий пример это система махалли, которая сохранилась в татарской мечети Шыгырдан, которая находится в Республике Чувашия.

Татары Шыгырдана и в советские годы крепко держались за ислам и старались сохранить свой автономный общинный уклад, а в постсоветское же время это село расцвело. Во многом стараниями настоящего лидера этого села, муфтия Чувашии, а теперь и Москвы, Албира Крганова, который смог довести систему махалли в этом селе практически до совершенства.

Население села сегодня достигает почти 6 тысяч человек. И на это число в Шыгырдане 7 мечетей! А также 2 медресе, одно из которых (медресе «Гулистан») расположено в знаменитой мечети «Трех сподвижников». Эта замечательная мечеть, которая открылась в 2010 году, построена в булгарском стиле. Важно то, что она построена самими селянами на собственные деньги. Она является копией Булгарской соборной мечети и это очень показательно. Ведь возрождение исторических культовых сооружений означает возвращение памяти, религии и гордости мусульман России за свое прошлое. Также это свидетельствует о том, что татарская махалля не исчезла, она вновь работает и финансирование собственной духовности татарами продолжается.

В Шыгырдане также располагается и центр Духовного управления мусульман Чувашии, которое и возглавляет Албир хазрат Крганов. По всей Чувашии более 50 мечетей и в каждой из них, в каждой татарской деревне этой Республики чувствуется работа муфтия Крганова, который распространяет опыт татар Шыгырдана по всем мечетям региона.

Особенно ценно в опыте Шыгырдане это то единство всех сфер общественной жизни, которое там есть. Сегодня татарам, которые живут как в городах, так и в деревнях надо брать в пример этот опыт.

Еще одна важная характеристика этого села – это постоянное развитие. Сегодня в селе 1 700 хозяйств, еще несколько сот домов строится. Большая часть населения села это молодые люди трудоспособного возраста, а рождаемость превышает смертность. В деревне 2 школы и 2 детских сада.

В селе большими темпами развивается частный бизнес. Многие семьи занимаются предпринимательством: кто-то сельским хозяйством и животноводством, а кто-то занимается промышленным делом. Особенно важно и то, что молодежь хочет жить в этом селе и после получения высшего образования часто возвращается в родной Шыгырдан.

Уникальность выстроенной в этом селе системы заключается в том, что ключевые вопросы развития села обсуждаются на Общественном совете махалли ("Шыгырдан мәхалләсе иҗтимагый киңәшмәсе”), который помогает государству решать социальные и культурные задачи. В Совет входит несколько десятков человек. Среди них уважаемые в Шыгырдане люди – имамы мечетей, директора школ и руководители предприятий. Все заседания Совета начинаются с чтения аятов Священного Корана. Совет ведет дела от имени каждого из почти 6 тысяч жителей этого населенного пункта и собирается раз в месяц.

Как отмечает лидер этой большой общины Албир Крганов, «совет граждан села Шыгырдан объединен под благочестивым призывом Священного Корана и наследия наших предков творить добро ради довольства Бога. Совет должен быть полностью аполитичен и призван помогать сельскому поселению - государственному органу нашего села». При Совете создан фонд вакфа, который аккумулирует средства от садака и прочих пожертвований и тратит на нужды села. Например, на Совете махалли могут быть решены вопросы о ремонте дорог или награждении отличников среди выпускников шыгырданских школ.

Плоды этой системы мы видим сегодня и они не могут не поражать. Шыгырдан это активно развивающиеся село, где не только происходит экономический, но и духовный рост. Мечети не пустуют, дети учатся в медресе, каноны ислама играют значительную роль. Большое значение в успешности этого села сыграло идеологическое и каноническое единство. Шыгырданские мечети и члены их общин следуют традициям своих предков являясь ханафитами матуридитами, не создавая отдельных обособленных сообществ и сохраняя культуру своего народа. Это очень важно - когда отсутствуют конфликты на почве идеологических и религиозных разночтений. Сегодня всем татарам надо не просто изучать, но и активно перенимать и внедрять этот опыт.

Конечно, существует большая разница между ситуацией в 6-тысячном селе и, например, полуторамиллионной Казани и еще больше эта разница чувствуется в сравнении с пятнадцатимиллионной Москвой. Однако, это не может мешать выстраиванию канонического единства татарских мечетей и татарских общин. Как мы знаем, наши соотечественники даже в других государствах (Финляндии, Турции, Китае) смогли сохранить свою систему и религиозное единство. Так почему же мы не можем сделать это в своей стране? Конечно же, можем!

При каждой мечети можно также создавать свои Советы, которые будут решать вопросы развития своих общин, а также привлекать к жизни мечети большое количество населения тех городских районов, в которых они находятся. Такие Советы могут участвовать в решении социальных проблем, которые возникают в тех городских районах, где функционирует их община.

Соблюдение канонического и культурного единства также имеет стратегическое значение. Потому что, только оставаясь едиными на таком идеологическом уровне можно добиться единства и социального, мобилизации всех сил татарской нации для сохранения и развития мусульманской религии и татарской культуры.

Любой, кто посетит Шыгырдан может увидеть, как чтят и развивают традиции своих предков татары этого села. Поэтому никаких проблем в религиозной сфере нет. Особенно это единство чувствуется на контрасте с некоторыми татарскими селами, где единой общины создать не удалось и между мечетями начались конфликты на идеологической почве.

Сегодня в Шыгырдане очень часто проводятся конференции, посвященные роли системы махалли в возрождении традиционных ценностей. Албир Крганов и другие лидеры села понимают важность собственного опыта и стремятся поделиться им с другими татарскими общинами со всей страны.

Село Шыгырдан становится сегодня площадкой для многих мероприятий республиканского и межрегионального уровня. В частности ежегодный сельский экономический форум «Шыгырданский диалог» и научно-практическая конференция «Шыгырданские чтения».

Мне самому, конечно же, также приходилось бывать в Шыгырадане и, на мой взгляд, Шыгырдан это не деревня, а татарский городок. Побывав там я сразу заметил, что в Духовном управлении мусульман Чувашии к каждой работе относятся творчески, работают с душой без всякого официоза, что является гарантом успеха.

Например, хотя здание муфтията маленькое, но здесь проделывается огромная работа, которая заметна во всех направлениях. Республиканская олимпиада по основам ислама в Чувашии проводится на государственном уровне при содействии Духовного управления мусульман и Министерства образования ЧР. Здесь как нигде больше особое значение придается воскресным школам. Именно в этом небольшом муфтияте каждый месяц собираются преподаватели мактабов при мечетях, имамы разных мухтасибатов Республики. Одним словом плодотворно обмениваются опытом.

Конечно, велика и роль личности в истории. Жителям Шыгырдана повезло со своим лидером, Председателем Духовного управления мусульман Чувашии Албиром хазратом Кргановым. Став муфтием в 18-летнем возрасте он уже 20 лет является настоящим лидером мусульман не только Шыгырдана, но и всей Чувашии. Крупные мероприятия, праздники татар проводятся под руководством муфтията, а значимые проекты и программы, включая строительство детских садиков, школ строятся под эгидой муфтия. Конечно, спасибо властям Чувашии и Крганову, что смогли создать диалог между народом и правительством, гарантирующего стабильность в Республике. Также социальную работу муфтията можно поставить в пример. Они помогают пожилым людям, детям разных национальностей.

Сегодня Крганов стал также и муфтием Москвы. Он активно использует свои шыгырданский опыт в столице нашей Родине. И уже многого ему удалось достичь, что еще раз свидетельствует о том, что опыт 6-тысячного Шыгырдана можно и нужно использовать в крупных городах.

Илдар Баязитов


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 384

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф