Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Суббота
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Рустам Батыр: «Поститься или скоромничать в Рамадан – каждый решает сам»

Дата: 28.06.2014 Версия для печати
Рустам Батыр: «Поститься или скоромничать в Рамадан – каждый решает сам»

Вчера с заходом солнца мусульмане Татарстана, как и всего мира, встретили священный месяц рамадан. По преданию, в этот месяц случилось нисхождение священного Корана из Святохранимой скрижали и первое откровение благословенному пророку Мухаммаду.

Начавшийся вчера Рамадан ДУМ РТ отмечает необычным марафоном

Мусульмане Татарстана, как и всего мира, встретили начало священного месяца Рамадан. Однако в этом году они столкнулись с тем, что в наших широтах световой день, в течение которого действуют постные запреты, длится намного дольше, чем в той же Саудовской Аравии и других мусульманских странах. И это вызывает серьезные сложности для соблюдения религиозных предписаний. О том, как подобные трудности разрешают известные мусульманские богословы, в своей статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», рассказывает первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр. Также впервые в СМИ он презентует подготовленные в рамках беспрецедентного проекта социальной рекламы новые видеоролики, посвященные Рамадану.

«Рамадан — месяц добрых дел»

Вчера с заходом солнца мусульмане Татарстана, как и всего мира, встретили священный месяц рамадан. По преданию, в этот месяц случилось нисхождение священного Корана из Святохранимой скрижали и первое откровение благословенному пророку Мухаммаду. На протяжении многих столетий, следуя повелению Всевышнего, верующие мусульмане ежегодно в течение Рамадана соблюдают строгий пост, первый день которого в этом году пришелся на 28 июня.

В Татарстане Рамадан встретили довольно оригинально. Верующие организовали велокросс «Навстречу рамадану» по маршруту, включающему в себя многие известные мечети г. Казани, начиная от мечети «Ярдэм», занимающейся социальной реабилитацией слепых, и заканчивая мечетью «Марджани», которая с момента основания в 1766 году никогда (даже в советское время) не закрывала свои двери для верующих. По пути движения участники велокросса раздавали прохожим магнитики с мусульманской символикой. Как заядлый велосипедист с многолетним стажем я также с большим удовольствием присоединился к акции.

Сам же месяц поста в этом году в Татарстане уже второй год проходит под девизом «Рамадан — месяц добрых дел». Мусульманские волонтеры и активисты ДУМ РТ на протяжении 30-дней вновь будут участвовать в своеобразном марафоне добра: они будут навещать одиноких стариков, устраивать различные акции для сирот, инвалидов, проводить различные мероприятия для незащищенных слоев населения. Мы хотим, чтобы в этот особый месяц — месяц милосердия — наш мир стал хоть немножечко лучше. Ведь все мы, без исключения, можем согреть своим вниманием близких и родных, поделиться частичкой своей души с теми, кто нуждается в нашей помощи и заботе.

По благословению муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина в поддержку марафона ДУМ РТ подготовило несколько новых видеороликов с социальной рекламой на тему человеческой доброты, которые, как и в прошлом году, мы надеемся, будут транслироваться по телеканалу ТНВ и, возможно, на других каналах. В новых роликах в центре внимания стоят не только сами ценности отзывчивости и человеколюбия, но и реальные герои из жизни — те люди, которые не на словах, а на деле помогают другим и делают нашу жизнь намного прекраснее. К слову сказать, среди мусульманских организаций России, насколько мне известно, только ДУМ РТ занимается созданием социальной видеорекламы, посмотреть которую можно на специально созданном сайте «Лучший-мир.рф».

Летние сложности на пути к свободе

С точки зрения рабов потребительской культуры, мусульманский пост — неисполнимое предписание. Ведь пост направлен на то, чтобы помочь человеку обрести дополнительную степень внутренней свободы. Он призывает научиться обуздывать в себе и уметь возвышаться над двумя базовыми желаниями человеческого тела: чревоугодием и любострастием. Именно с этими страстями и связаны все постные запреты. Поэтому от рассвета до захода солнца в месяц Рамадан постящиеся воздерживаются от принятия пищи/питься и от супружеской близости. Многим людям это действительно оказывается не под силу.

Сложность заключается еще и в том, что из-за разности в количестве дней лунного и солнечного календарей месяц Рамадан ежегодно смещается на 11 дней. В результате вот уже несколько лет месяц поста приходится на жаркие летние дни. Более того, летом в наших широтах день, в течение которого действуют постные запреты, длится намного дольше, чем в мусульманских странах. Для сравнения: если в Мекке протяженность первого дня поста в этом году составляет 15 часов (с 4:14 до 19:07), то в Казани — все 19,5 часов (с 2:00 до 21:31). А в Санкт-Петербурге солнце заходит еще на два часа позже, чем Казани — в 23:26, что соответственно удлиняет и продолжительность поста. Возникает резонный вопрос: как соблюдать пост в таких условиях?

По расписанию Мекки

Подобный вопрос религиозной практики ислама до недавнего времени волновал в основном лишь татар — исторически самых северных мусульман мира. Так, известный татарский богослов Муса Бигиев еще в 1912 году написал посвященную данной теме книгу «Пост в длинные дни». В результате же миграционных процессов, которые сегодня активно происходят на планете, с этой проблемой уже сталкиваются и многие другие выходцы из мусульманского мира.

Логика рассуждений мусульманских богословов в данной связи укладывается в императив ислама «облегчать, а не усложнять» жизнь человека. К религиозным предписанием выдвигается главное условие: они не должны вредить людям. Поэтому если соблюдения поста в широтах, где летом он становится чрезмерно продолжительным, может так или иначе нанести урон здоровью, то настаивать на подобном посте неоправданно. «В ситуации, когда, временами день бывает слишком продолжителен, как, например, в [Волжской] Булгарии, — пишет современный авторитетный богослов Сирии Вахба аз-Зухейли в своем компаративистском многотомнике по каноническому праву ислама, — для поста применяется расписание ближайшего от них региона или же время Мекки».

С ним солидарен и другой не менее авторитетный улем из Египта Али Джума: «Учитывая то, что в отдельных государствах дни бывают длинными, далеко выходящими за границы средней продолжительности дня (12 часов), например, достигая 19-ти часов, что ведет к серьезному обременению мусульман в вопросе соблюдения поста (создает им невыносимые трудности), мы считаем, что местные общины (имамы, муфтии этих регионов) должны определять для себя усредненное время продолжительности дня, используя (1) расписание поста ближайших местностей, где умеренная продолжительность дня, либо (2) ориентируясь по мекканскому или мединскому расписанию, то есть по времени тех местностей, где формировалось мусульманское законодательство».

Сподвижники Пророка не выдерживали длинный пост

Данную картину могут дополнить и малоизвестные страницы исламской истории, на которые мне в свое время довелось натолкнуться в ходе своей работы над книгой, посвященной мусульманскому посту. Мало кто знает, но на заре ислама пост соблюдался несколько иначе, чем это стало принято позднее.

Первые мусульмане приступали к постному воздержанию не с рассвета, как мы сейчас, а с момен­та окончания ночной молитвы. При этом, если постящийся хотя бы немного поспал перед последним намазом, то его воздержание уже начиналось после пробуждения. Соответственно и последняя трапеза принималась не перед рассветом, а перед ночным намазом или предшествующим ему сном. Таким образом, в те времена пост соблюдался не только днем, но и ночью, а на восстановление сил оставалось совсем немного времени. Иначе говоря, постное воздержание по своей продолжительности было сопоставимо с той долготой дня, которая наблюдается летом, например, в Санкт-Петербурге или других северных краях.

Сподвижники Пророка не выдерживали такого длительного поста. Кто-то падал в обморок, кто-то нарушал пост в неположенное время. Вот тогда и были ниспослан знаменитый аят Св. Корана: «В ночь поста разрешается вам приближаться к своим женам: они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Бог знал, что вы обманываете самих себя, простил вас и помиловал. А теперь прикасайтесь к ним и стремитесь к тому, что Бог вам предписал [т.е. к зачатию/рождению ребенка]. Ешьте и пейте, пока не станет отличаться перед вами белая нить от черной нити, до рассвета, а после поститесь вплоть до ночи» (2:187).

Другими словами, этот коранический аят возвестил о новых правилах поста, предполагающих, что он не должен быть чрезмерно длительным и включать в себя ночное время.

«Есть фатва, но есть и таква»

Впрочем, несмотря на наличие вышеприведенных умозаключений религиозных авторитетов ислама простые верующие в России всегда соблюдали пост так, как оно было предписано священными канонами ислама: от рассвета до захода солнца. Даже тогда, когда пост приходился на летний период изнурительных сельскохозяйственных работ и соблюдать его, казалось бы, физически невозможно, мусульмане никогда не отступали от принятых правил. «Есть фатва (богословское умозаключение), — говорили они при этом, — но есть и таква (богобоязненность)».

И вот что удивительно: пост в летнее время поначалу пугает, но как только начинается рамадан, он проходит с необыкновенной легкостью. Об этом говорят многие верующие. И это действительно так.

Поститься или скромничать в Рамадан — каждый решает для себя сам. Но какое бы решение человек ни принял, крайне важно, чтобы все мы использовали любую возможность сделать наш мир лучше, старались бы украсить его открытостью своих сердец, отзывчивостью на чужую боль и безграничным человеколюбием. Месяц Рамадан — прекрасный повод для этого.

От всей души поздравляю читателей «БИЗНЕС Оnline» с наступлением священного месяца!

Рустам Батыр, первый заместитель муфтия РТ


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 429

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф