Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Понедельник
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Европеизация Балкан

Дата: 19.10.2011 Версия для печати
Европеизация Балкан

Историческая европеизация Балкан привела к появлению нового политического ландшафта. ...

Один из известнейших деятелей революции 1917 года в России Лев Троцкий, будучи корреспондентом газеты «Киевская мысль», был послан на Балканы, чтобы освещать события Балканской войны. Осенью 1912 года Троцкий приехал в районы, населенные мусульманами, когда оттуда отступила турецкая армия, и был потрясен чудовищным зрелищем:

«С наступлением ночи начинается работа комитаджей [болгарско-сербские повстанцы]. Они вторгаются в турецкие и арнаутские дома и совершают там все одну и ту же работу: грабят и убивают. В Скопле 60 тысяч жителей, из них половина — албанцы и турки. Часть, правда, бежала, но подавляющее большинство осталось. И вот над ними-то и совершалась ночная расправа».

Тогда как от Троцкого ждали репортажей о победах славянских армий, вместо того, чтобы писать он решил вернуться в Россию: «Дальше я уж не в силах был выносить эту атмосферу — легких не хватало. Политический интерес и жуткое нравственное любопытство — посмотреть собственными своими глазами, как это делается, — совершенно исчезли, провалились. Осталось одно только желание: бежать как можно скорее».

Забытый рубеж: Балканы

Трагедия и страдания, пережитые мусульманами во время Балканских войн, были не первыми, выпавшими на долю мусульман за последние двести лет. На протяжении ста лет, в промежутке между греческой войной за независимость и Первой мировой, то есть, между 1821 и 1918 годами, погибли 5,5 миллионов османских мусульман, еще 5 миллионов стали беженцами.

Хотя после Тридцатилетней войны 17 века эта трагедия стала крупнейшей в Европе по количеству жертв и эмигрантов, европейская пресса и интеллектуалы всегда уделяли ей недостаточно внимания.

В европейской востоковедческой литературе Балканы изображались как неразумный и кровожадный «чужак» в Османской империи, и часто противопоставлялись мирному и демократическому Западу.

Был также придуман термин «балканизация», означающий разделение государства на более мелкие, враждебные друг другу административно-территориальные образования.

В уничижительном смысле «балканизация» является синонимом примитивного, отсталого, варварского. В последние двадцать лет вызванный наплывом иммигрантов процесс формирования поликультурной среды в европейских метрополисах получил название «балканизации» Европы.

С другой стороны, обратный процесс европеизации Балкан породил огромное количество человеческих трагедий в балканских обществах. То, что происходило при распаде Османской империи, было замещением имперской системы, поощрявшей культурную неоднородность и толерантность, новой европейской моделью национального государства.

Впрочем, для импорта национализма европейского типа на Балканы потребовалась трансформация неоднородного пространства империи, населенного различными этно-религиозными группами, и его превращение в гомогенную территорию одной нации и, как следствие, «зачистска» нежелательных национальных меньшинств.

В результате европеизации Балкан процент мусульман в регионе за последние 150 лет упал с 43 до 12. Хотя некоторые из 8 миллионов балканских мусульман проживают в независимых государствах Босния, Албания и Косово, мусульманские меньшинства в Болгарии, Греции, Македонии и Сербии все еще являются жертвами политики дискриминации и преследований.

Балканские национальные государства сочли свои мусульманские меньшинства «отсталым» и «нецивилизованным» пережитком презренного османского прошлого. Следовательно, правящие элиты попытались либо ассимилировать эти «чуждые» и «опасные» элементы, либо избавиться от них, вынудив к массовому переселению в Турцию.

Болгарские мусульмане: Чужие или одни из нас?

Мусульмане Болгарии – турки, помаки (мусульмане, говорящие на болгарском языке) и исповедующие ислам цыгане – в течение пятидесяти лет подверглись ассимиляции в рамках процесса модернизации болгарского государства, получившего название «процесс возрождения». В 1980-е коммунистический режим заставлял мусульман отрекаться от своей веры, традиций, языка и даже имен.

С крахом коммунизма и рождением демократии мусульманам вернули их культурные, политические и образовательные права. Они были представлены Движением за права и свободы, которое является третьей крупнейшей партией в парламенте, где имеет 37 мест из 240. В частности, в 2000-х движение стало коалиционным партнером различных кабинетов и играло важную роль в примирении различных этнических и религиозных групп.

Однако в последние годы Болгария переживает подъем шовинистического национализма в лице партии АТАКА, антииммигрантская и ксенофобская позиция которой сближает ее с аналогичными группами в Австрии и Франции.

Лидер партии Волен Сидеров (Volen Siderov), заработавший политическую популярность благодаря своему телевизионному ток-шоу, заявил, что национализм, проповедуемый его партией, направлен против «тюркизации Болгарии». Более того, Сидеров критикует коалиционные правительства, в состав которых входит Движение за права и свободы, и подчеркивает, что АТАКА «не позволила бы премьер-министру вновь надеть фески на головы болгар».

Недавно автомобильная авария в маленьком болгарском городе, где проживают болгары и цыгане, вызвала протесты против меньшинств и кровопролитие в крупных городах страны. Участники акций выступали «против всех общин-паразитов» под лозунгами вроде такого: «Цыганский террор: как долго это будет продолжаться, как долго мы будем это терпеть!»

Лидер партии АТАКА, выдвинувший свою кандидатуру на выборы в президенты Болгарии, которые назначены на 23 октября, тоже участвовал в митингах и призывал снести «цыганские гетто» и сформировать отряды народного ополчения.

Недавние события стали примером того, как манипуляция хрупким политическим балансом в болгарском обществе может привести к катастрофическим последствиям.

Болгария и ЕС не должны допускать, чтобы такие шовинистские партии, как АТАКА, беспрепятственно проповедовали национальную и религиозную ненависть, которая для меньшинств может обернуться трагедией.

Доктор Беглул Озкан (Dr Behlul Ozkan)

Al-Jazeera.net, перевод мусульманского портала «Ислам для всех»


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 386

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф