Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Понедельник
февраля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Исламский прорыв Татарстана

03.01.2011 Версия для печати
Исламский прорыв Татарстана

Некоторые регионы Российской Федерации, особенно национальные, имеют свой «религиозный антураж». Татарстан не исключение в этом списке, эксперты признают: выстроенная политическая ситуация в республике благоприятствует развитию всех традиционных конфессий, хотя ислам развивается динамичнее, а мусульманский фактор начинает играть уже определяющую роль и среди татарской элиты. Казань как духовный центр татарского народа постепенно превращается в город с мусульманским колоритом.

Начало исламского возрождения

38,42 KbРезкий всплеск исламской составляющей Казани, да и всего Татарстана, был вызван восстановлением в Казанском Кремле в 2005 году мечети «Кул Шариф». Кто бы мог тогда подумать, что эта мечеть станет символом возрождения татарской идентичности. Общество консолидировалось и совсем по-другому начало смотреть на Ислам. Казань приобрела восточный вид и укрепила за собой название мусульманской столицы России. Мудрая политическая ситуация, выстроенная в республике первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, на первый взгляд, не давала никаких преимуществ одной конфессии перед другой.

Но возросшее религиозное самосознание татарского народа и непроизвольный процесс «исламизации» населения сделали свое дело: сейчас Татарстан — самый благоприятный регион России для мусульман. К слову, его не притесняют, если он не бредит идеями о всемирном халифате и идеями фанатизма. Все остальное: его борода, одежда и принадлежность к тому или иному течению — никого не волнуют, главное, это не должно вредить устройству российского государства. За этим четко следят в республике, о чем свидетельствуют судебные дела над различными радикальными исламскими группами типа «Исламский джамаат» и «Хизб-ут-Тахрир». В остальном Казань доброжелательна к мусульманам.

Конечно, развитию исламской инфраструктуры в Татарстане, в частности в Казани, сопутствовали определенные политические процессы. Ментальность татарского народа, центристская позиция Духовного управления мусульман Республики Татарстан, которое не отворачивало обучившуюся за границей молодежь, как в других регионах страны, а перевоспитывало; экономическая конъюнктура Татарстана, где были самый низкий показатель безработицы и один из высоких показателей роста экономики; сближение первого президента Татарстана М. Шаймиева с генеральным секретарем Организации Исламская Конференция Экмеледдином Ихсаноглу; открытие Иранского и Турецкого консульств в Казани; проведение ряда крупных международных мусульманских мероприятий в столице — все это помогло выстраиванию мусульманской составляющей в республике и благоприятствовало ее развитию.

Как утверждают эксперты, идея превращения Татарстана в колыбель толерантности и межконфессионального согласия, где, по сути, отвергается фактор «жесткости» к религиозным группам, тоже сыграла свою роль во благо развития Ислама в республике. Регион стал привлекательным для многих мусульман России, ближнего и дальнего зарубежья: они стали мигрировать в крупные города Татарстана, особенно в Казань, так как здесь открывалось больше перспектив для трудоустройства вкупе с лучшими условиями для соблюдения религиозных обрядов.

Но самое важное для развития любой религии — это образовательные центры. Татары и в этом преуспели: в республике функционируют 12 мусульманских учебных заведений, которые расположены в трех крупных регионах: центральном — Казань, закамском — Альметьевск и юго-западном — Буинск. Важным в становлении мусульманского образования стало открытие Российского Исламского Университета в столице.

С его созданием процесс мусульманского просвещения в столице Татарстана приобрел совсем другой, более высокий уровень. Сейчас и мужчины и женщины, а также их дети могут изучать основы религии и арабский язык на курсах при многих мечетях и медресе в удобном для них режиме: очном, заочном, дневной и вечерней формах обучения, воскресных курсах. Ежегодно в крупных городах Татарстана проводятся конкурсы чтецов Корана, знатоков Ислама. Активно развивается книгопечатание: выпускаются как переводные издания, так и труды татарских мыслителей, классиков и современников.

Исламская инфраструктура

Надо признать, что теперь в республике Ислам исповедуют не только старики, которые смогли сохранить религию во времена воинствующего атеизма, но и люди молодого и среднего возраста, и их большинство. Достаточно появиться в пятницу в мечети, чтобы убедиться в этом. Это люди абсолютно любых социальных групп: студенты, бизнесмены, интеллигенция, чиновники, «братки» и т.д. Они хотят не только молиться в мечети, но и выстраивать всю свою жизнь и жизнь своих детей согласно законам шариата: питаться дома и в общепите халяльной пищей, одеваться по мусульманским обычаям, отдавать своих детей в детсады и школы, где кормят халяльной пищей и где в программу образования включены предметы по Исламу; в сфере услуг мусульмане предпочитают те заведения, где условия максимально приближены к канонам их религии.

188,81 KbПоэтому было понятно, что развитие мусульманской инфраструктуры лишь дело времени. Так оно и вышло: за последние пять лет Казань и другие крупные города преобразились. Началось масштабное по своим размерам мусульманское развитие: строительство мечетей, открытие халяльных кафе и ресторанов, магазинов одежды, гостиниц, молельных комнат в больницах; появление «квартальных мечетей», когда площадь первых этажей выкупается и отделывается под мечеть; открытие халяльных супермаркетов и магазинов, появление мусульманских медицинских учреждений, специальных такси для мусульман, салонов красоты, фитнес-клубов для мусульманок, турагентств, предоставляющих туристические услуги в различных странах с халяль-отелями и многое другое.

В большинстве случаев появлению мусульманской инфраструктуры способствовало само общество, без участия государства и Духовного управления мусульман Татарстана. И это принесло свои плоды: в 2010 году в Татарстан пришли первые серьезные инвестиции из мусульманских стран благодаря работе, проделанной консалтинговой компанией ИФК «Леново», которую возглавляет Ленар Якупов. В последнее время он сопровождает Президента Татарстана Рустама Минниханова в его рабочих поездках в юго-восточные и арабские страны для привлечения исламских инвестиций в республику.

Стоит особо отметить развитие халяльного общепита: кафе и рестораны любого уровня и на любой кошелек появляются как грибы после дождя, все уже сбились со счету, сколько же их в Казани. Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Татарстана признает, что отследить их появление с каждым годом становится все сложнее, но тем, кто обращается к ним за проверкой и проходит жесткий контроль, выдают свидетельство. В реестре Комитета «Халяль» кафе и ресторанов всего около 10, хотя процедура проверки кафе и ресторанов абсолютно бесплатная. Видимо, не все они халяльные. Но надо признать, что мусульманину можно поесть в любом районе города, выбирая кухню: татарскую, турецкую, арабскую, узбекскую или японскую. В республике уже появилась традиция: во время месяца Рамадан, когда мусульмане держат пост уразу, во многих мечетях и халяльных кафе на средства меценатов проводятся ифтары (разговение после поста) для всех желающих.

Только начало

Развитие ислама в Татарстане, в регионе, где по официальной статистике около 52% мусульман, а соблюдающих обряды из этих 52% примерно 12%, действительно впечатляет. Хотя татары менее религиозны по сравнению с другими мусульманскими нациями России и в большей мере ассимилированы с русским народом, чем народы Кавказа, все же им стоит отдать должное — татарская элита понимает, что сохранить нацию удастся только через религию. Кстати, ислам, по своей сути, наднациональная религия. Поэтому необходимо учитывать, что помимо татар в мечети Казани и других крупных городов ходят мусульмане разных национальностей из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сейчас город Казань насчитывает 46 мечетей, интенсивно строятся еще несколько. Их расположение помогает мусульманину чувствовать себя комфортно. В республике же, по данным Духовного управления мусульман, насчитывается уже 1350 махалли-приходов, и число их растет с каждым годом. О растущем количестве мусульман говорит также кратно увеличивающееся с каждым годом количество паломников в Хадж и Умру к святым местам Ислама.

49,35 KbПо большому счету, статистика — не главное в процессе бурного развития ислама в регионе, и она в ближайшее время непременно будет работать на мусульман, тем более, сейчас экс-президентом Минтимером Шаймиевым воссоздается Булгарский историко-архитектурный комплекс: с мечетью, медресе, резиденцией муфтия, музеем и соответствующей инфраструктурой. Город Булгар уже много лет собирает татар не только Татарстана, но и всех смежных регионов: Башкортостана, Чувашии, Марий-Эл, Мордовии, Удмуртии, Пензенской, Ульяновской, Самарской областей и др. Нет сомнения в том, что под чутким руководством политического тяжеловеса М. Шаймиева и с грамотной идеологической составляющей Булгары станут центром духовного единения всех татар России.

Еще одна составляющая исламского возрождения в республике — это мусульманские СМИ. Ни в одном другом регионе они не развиваются так активно, как здесь. Первый всплеск их развития пришелся на начало 90-х годов, второй — на последние 2-3 года. Сейчас в республике, по данным справочника ДУМ РТ за 2010 год, издаются 26 газет на татарском и русском языках, и столько же сайтов постоянно обновляется в сети интернет. Растет количество мусульманских передач на традиционных радио и телевидении. В татарских газетах и журналах республики существуют целые рубрики, посвященные Исламу. В Казани уже пять лет подряд проходит международный фестиваль мусульманского кино, больше известный под брендом «Золотой минбар».

Но все же главное, что сейчас определяет развитие Ислама в регионе, так это появившаяся прослойка предпринимателей, которым небезразличны их религиозные взгляды. Они все больше мечтают вести свой бизнес по канонам шариата, даже появилось некоммерческое партнерство предпринимателей-мусульман — группа «Тархан», координирующая их деятельность. Единственно, чего им и простым мусульманам не хватает, так это исламского банка. Наверное, сейчас для Татарстана — это лишь вопрос времени. В республике в этом году уже появилась компания «Юмарт-Финанс», кредитующая и занимающаяся инвестиционными вкладами по мусульманским правилам, под патронажем Правительства РТ прошел второй международный саммит по мусульманским финансам, и это говорит о многом…

ЦСИ «Общество. Ислам. Политика»

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Новости партнеров
Loading...

Выбор редакции

Опрос
Как необходимо решать проблему ношения Хиджаба в школах?
Всего ответов: 125




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф