Общероссийское
информационное агентство мусульман
21
Вторник
февраля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Хиджаб в нашем обществе

13.08.2013 Версия для печати
Хиджаб в нашем обществе

Последние месяцы в нашей стране совершенно неожиданно появилась новая «проблема» - ношение женского головного платка в школе. Началось все со Ставропольского края и докатилось до Татарстана, сначала возникли «проблемы» в Нижнекамске, а затем пресс-секретарь министерства образования говорит о том, что головной платок нарушает санитарные нормы. Появление данных фактов в информационном поле взволновали мусульманскую общественность Татарстана и всей страны. Сразу возникает вопрос – в нашем обществе больше нет других проблем?

Стоит ли хиджаб того, чтобы его обсуждали

Вот так вот – жили-жили, не знали проблем и, пожалуйста, получите! На фоне падения качества среднего образования в нашей стране, детского алкоголизма и наркомании, детской преступности и прочего, весь Татарстан и вся Россия обсуждают дутую проблему – разрешить ли девочкам носить платок или нет? Как говорит статистика, наши российские дети все раньше начинают свою половую жизнь, однако это проблема не является частью общественных дискуссий.

Женский мусульманский платок, или как его еще часто называют – хиджаб, стал главной целью критики со стороны исламофобов и прочих ненавистников религии.

Против женского головного платка (хиджаба), как правило, используется два основных аргумента: это противоречит светскому положению школы и «хиджаб - это чуждое для нас явление».

Однако все эти аргументы не выдерживают никакой критики. Во-первых, платок, как таковой, не является религиозным символом. Платок это платок, такой же аксессуар как, например, обувь или часы. Более того, если мы говорим применительно к исламу, то платок не является символом ислама и его нельзя ставить в один ряд, например, с другими религиозными знаками. Ношение головного платка это предписание, которое мусульманки должны практиковать в своей жизни. Это не символ, а предписание, практика, которая обязательна.

Откуда непонимание проблемы?

Непонимание сущности хиджаба, заключается в европоцентричном понимании религии. Ислам не делит жизнь людей на светскую и религиозную, в исламе нет такого института церкви, за порогом которого заканчивается жизнь религиозная и начинается светская. И видимо пока к исламу и мусульманам будут подходить с такими европоцентричными мерками, непонимание будет возрастать. И вообще, почему у нас в России, у нас в Татарстане, где ислам присутствует большее 1000 лет и является здесь коренной, традиционной религией, а мусульмане полноправными гражданами уже много веков, начинают применять чуждые для нас мерила?

Это недоумение возрастает, когда понимаешь, что и в самой Европе эти «европоцентричные» мерки в отношении мусульман и вообще людей религиозных не используют уже давно. В самых цивилизованных странах западного мира – Великобритании, США, Швеции – мусульмане имеют все возможности для следования своим предписаниям не только в средней школе, но и в университетах, государственных ведомствах и коммерческих компаниях! Это не только не пошатнуло светский характер этих стран, но более того, сделало их социально благополучными в сравнении с остальным миром, укрепили их авторитет, а также позиции тех политических сил, которые руководят этими странами.

Обратную картину мы видим только во Франции, наверное, единственной стране в Европе, которая ожесточённо борется с мусульманским платком в публичном пространстве. Тот вариант светскости, которая выбрала для себя эта страна, даже светскостью-то сложно назвать, особенно если сравнить ее с той же Северной Европой. То, что происходит во Франции это своего рода идеология, практически альтернативная религии – это разновидность секуляризма, который называется лаицизмом. Поэтому правильнее было бы сказать, что во Франции не светскость борется с исламом, а лаицизм борется с исламом. Если заглянуть в словарь, то мы прочтем, что лаицизм – это «французское движение за секуляризацию общественной жизни страны; процесс, в ходе которого религиозные догмы, институты и практики утрачивают их прежде высокое значение в жизни общества». То есть это «политическое движение за секулярность» и к светскости это имеет отдаленное отношение.

Светскость же, которая стоит на принципах плюрализма и разнообразия мнений, не выступает против религий, а дает всем пространство для жизни и развития. Как известно, самый яркий пример насильственного применения лаицизма – это кемалистские реформы в Турции. Однако такой радикальный метод вредит светскости и социальному благополучию в стране. Францию последние 20 лет сотрясают различные общественные конфликты, которые привели к тому, что ярый поборник лаицизма, бывший президент Франции Саркози проиграл выборы именно из-за своей антиисламской позиции. Турция же в течение 20 века чуть не превратилась в придаток Запада, которая теряет свою самобытность и культуру. Наверное, именно поэтому к власти в этой стране пришли «умеренные исламисты» Эрдоган и Гюль. Как мы видим, жесткая антирелигиозная риторика часто приводит ровно к противоположным эффектам. Это особенно опасно применительно к России, потому что использование французских запретительных методов на российской почве может привести к нарастанию социальной напряженности. Да и почему в России мы должны следовать примеру французских политиков? У нас своя земля и своя история.

Платок или хиджаб?

И здесь я перехожу, ко второму аргументу, который используют против ношения платка/хиджаба не только в школе, но и вообще в повседневной жизни. Речь идет о несоответствии его татарской традиции. Начнем с того, что платок это вообще универсальная одежда, которая была характерна для всех монотеистических (и не только) традиций. Без сомнения, это касается и европейской, и русской, и татарской культур.

Для татар женской головной платок всегда был частью национальной одежды. Исключение составляет только такой головной убор как калфак. Но он стал частью общей татарской культуры только во второй половине 19 века. Да и то, его тоже часто сочетали с головным платком. Без платка его стали носить только некоторые слои городских татарских семей, которые уже больше европеизировались и стали потихоньку отходить от традиционных религиозных корней. Но это маленький процент от общего числа мусульман. Правда эта часть татарского общества была очень активной – многие из них писали рассказы, они имели финансовые средства для фотографирования. Они стали формировать представление, что только калфак является настоящим татарским головным убором. Традиционные же семьи вообще в то время, как правило, мало фотографировались. Наверное, поэтому у татар появился стереотип, что «настоящий» татарский женский головной убор это калфак. Но до середины 19 века большинство татар даже не знали, что такое калфак, да и в начале 20 века нельзя сказать, что его носило большинство татарок.

У тех представителей татарской интеллигенции, которые выступают против головного платка/хиджаба сейчас хочется просить – что же вы сами не одеваетесь в «традиционную» татарскую одежду? Не носите кафлаки и кафтаны? Почему так легко вы одеваетесь в новую европейскую одежду, но порицаете тех мусульманок, которые носят платок за их, будто бы, антитатаризм?! Откуда такие двойные стандарты и лицемерие?

Конечно, современный костюм мусульманки имеет свои отличия, потому что новые условия быстрой городской жизни предполагают отказ излишеств. Носить перевязь хасите, калфак под платком и прочее становится просто неудобно. Хиджаб, конечно же, меняется со временем, как и любая одежда. Но главная его цель остается прежней – прикрыть гаурат. Как 100, так и 200 и 300 и 400 лет назад, так и сейчас соблюдающие мусульманки стараются прикрывать то, что предписано нашей религией. Это их право. Такое же право имеют и родители, которые воспитывают своих детей в соответствии со своими нравственными принципами, а не отдают это воспитание на откуп чужим для них людям. К сожалению, современная школа не может остановить раннюю алкоголизацию молодежи, не может остановить раннюю их половую жизнь. Поэтому роль родительского воспитания нельзя принижать и не учитывать. Сейчас родители и школа должны сообща решать все сложные проблемы, они не должны идти на конфронтацию, а наоборот вместе приносить пользу нашим детям.

Головной платок не должен стать темой, которая дестабилизируют нашу жизнь. В нашем обществе, и в нашей школе, столько проблем, которые требуют безотлагательного решения, поэтому не стоит чесать там, где не чешется, и переводить стрелки от реальных проблем, на проблемы выдуманные. В конце концов, платок (как бы он не был повязан) это не столько религиозный символ, сколько просто часть одежды, которая всегда была и останется востребованной и привлекательной.

Илдар Баязитов

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Новости партнеров
Loading...

Выбор редакции

Опрос
Как необходимо решать проблему ношения Хиджаба в школах?
Всего ответов: 131




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф