Общероссийское
информационное агентство мусульман
25
Суббота
февраля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Наука возвращается в исламский мир

30.01.2013 Версия для печати
Наука возвращается в исламский мир

Очень интересная и во многом дискутивная статья вышла в журнале «Economist», которая затрагивает вопросы Ислама, научного развития и критического мышления. Предлагаем вашему вниманию данную статью целиком.

Путь к обновлению

Затишье было долгим и глубоким. В 2005 году Гарвардский университет произвел больше научных трудов, чем 17 арабоязычных стран вместе взятых. Среди 1600 миллионов мусульман во всем мире только двое стали нобелевскими лауреатами в области химии и физики. Оба переехали на Запад: химик Ахмед Хассан Зевайл работает в Калифорнийском технологическом институте. 57 стран, входящие в Организацию Исламской конференции, потратили тщедушные 0,81% от ВВП на исследования и разработки, примерно треть среднего мирового показателя. Америка, которая имеет самый большой бюджет для науки в мире, тратит 2,9%, Израиль - 4,4%.

Многие обвиняют Ислам во врожденной неприязни к науке. Некоторые университеты относятся строже к молитве, чем к исследованиям. Университет Quaid-i-Azam в Исламабаде, например, имеет три мечети на территории кампуса, в планах - четвертая, хотя там нет даже книжного магазина. Зубрежка, а не критическое мышление, является отличительной чертой высшего образования во многих странах. Правительство Саудовской Аравии поддерживают публикацию книг для исламских школ, таких как "Неоспоримые Чудеса Корана: Факты, Которые Не Может Отрицать Наука", предполагающая внутренний конфликт между верой и разумом.

Многие университеты боятся учебных курсов, которые касаются политики или смотрят на религию с объективной точки зрения. Первез Худбхой, известный пакистанский ученый-ядерщик, который ввел курс науки и международных отношений, в том числе взаимоотношение ислама и науки, в Университете Управления и Науки г. Лахор, один из самых прогрессивных университетов страны. Не смотря на то, что сами студенты проявляли огромный интерес к курсам, контракт с г-ном Худбхой не был продлен без какой-либо причины. (Университет настаивает на том, что это решение не имеет ничего общего с содержанием курса).

Но если посмотреть более внимательно, то две вещи становятся очевидными. Мусульманское научное пробуждение идет полным ходом. Корни научной отсталости (мусульманского мира) лежат не в религиозных лидерах, а в светских правителях, которые скупы на образование, поскольку щедры на контроль над независимой мыслью.

Перспектива

Карикатуру эндемичной отсталости Ислама легко рассеять. Между 8-м и 13-м вв, в то время как Европа застряла в потемках, наука в мусульманских странах процветала. Халифы Аббасиды тратили деньги на обучение. "Канон врачебной науки" Авиценны, который относится к XI веку, является образцовым медицинским текстом и был востребован в Европе в течение сотен лет. В девятом веке Мухаммадом аль-Хорезми были заложены принципы алгебры. Само слово «алгебра» происходит от названия его книги «Китаб аль-Джабер». Аль-Хасан Ибн аль-Хайтам ввел представление о свете и оптике. Абу Райхан аль-Бируни, рассчитал окружность Земли с точностью до 1%. Также, мусульманские ученые много сделали для сохранения интеллектуального наследия Древней Греции; столетия спустя это помогло Европе в научной революции.

Таким образом, религия также может стимулировать научные инновации. Точное вычисление начала Рамадана (точное определение новолуния) мотивировало астрономов. Хадисы (изречения Мухаммеда) увещевали верующих искать знания, "даже если они будут также далеко, как Китай".

Эти достижения ученых все чаще отмечаются. Так, например, десятки тысяч людей стекались выставке золотого века исламской науки «1001 изобретение», которая проходила в катарской столице Дохе прошлой осенью. Кроме того, правители осознали экономическую ценность научных исследований. Королевский Университет Науки и Технологии имени Абдулла в Саудовской Аравии, который открылся в 2009 году, получает 20 миллиардов долларов пожертвований. Самые богатые американские университеты могут позавидовать этому.

Иностранцы уже в съезжаются на свет. Жан Фреше, возглавляющий исследования в Саудовской Аравии, является французским химиком которого планируют наградить Нобелевской премией. «Саудовский новичок» может похвастаться научным сотрудничеством с университетами Оксфорда и Кембриджа, а также с Имперским колледжем в Лондоне. Правители соседнего Катара расходуют на научные исследования от 0,8% до 2,8% от ВВП в зависимости от его роста, который порой достигает $ 5 млрд. в год. Расходы на исследования в Турции увеличились более чем на 10% ежегодно в период между 2005 и 2010 годами.

Прилив денег приносит результаты. В период с 2000 по 2009 год выход в Турции научных статей вырос почти с 5000 до 22000. С меньшими тратами на это Иран показал рост с 1300 до почти 15000 статей. Количество не означает качество, но и работы становятся лучше. Научные журналы, и не только те, которые основаны в исламском мире, все чаще ссылаются на эти статьи. Исследование, проведенное в 2011 году информационной фирмой Thomson Reuters, показывает, что в начале 1990-х европейские издатели цитировали научные статьи из Египта, Ирана, Иордании, Саудовской Аравии и Турции (самых плодовитых мусульманских стран) в четыре раза реже, чем в среднем в мире. К 2009 году - в два раза реже. В категории наиболее ценных математических работ Иран в настоящее время выполняет норму выше среднего. Из 1,7% иранских работ среди самых цитируемых - 1%. У Турции высокие показатели в области инженерии.

Предметы, связанные с наукой и техникой и их четкой практической выгодой очень популярны. Доминирует инженерия, сельскохозяйственные науки - не отстают. Медицина и химия также являются популярными. Соотношение цены вопроса. Фазил Махмуд Хан, который недавно вернулся в Пакистан после защиты докторской в Германии в области астрофизики. Сейчас он работает в управлении Университетского колледжа в Лахоре. Не так давно проректор его университета потребовал от него, чтобы он оставил преследование «диких идей» (Черных дыр, в его случае) и начал делать «что-нибудь полезное».

Наука пересекает даже очень глубокие пропасти в мусульманских регионах. В 2000 году был в Иордании основан SESAME, международная лаборатория физики с первым ускорителем частиц на Ближнем Востоке. Лаборатория была моделирована по примеру CERN, Европейской лаборатории физики элементарных частиц. В SESAME израильские специалисты работали со своими коллегами из Ирана и Палестины.

По букве слова

Наука типа того, что практикуется в SESAME, делает вызов мусульманской доктрине. Но биология, особенно с эволюционной точки зрения - это другое. Многие мусульмане обеспокоены тем, что люди разделяют общего предка с обезьянами. Исследование, опубликованное в 2008 году пакистанским астрономом Салманом Хамидом из Хампширского колледжа штата Массачусетс, который на данный момент занимается изучением мусульманское отношение к науке, показало, что менее 20% людей в Индонезии, Малайзии и Пакистане верят в теорию Дарвина. В Египте - всего 8%.

Ясир Кадхи, американский инженер-химик (получивший образование в США и Саудовской Аравии), который стал священнослужителем, выступил в текущем месяце с этим вопросом на Лондонской конференции по исламу и эволюции. Он не возражает против применения теории эволюции для других форм жизни. Но он настаивал, что Адам и Ева не имеют родителей и не произошли от других видов. Любой альтернативный аргумент "письменно недоказуем", сказал он.

Хотя такое недоверие может быть сформулировано в религиозных терминах, культура и политика играют большую роль, говорит господин Хамид. Плохое школьное образование во многих странах оставляет возможность для недоразумений. Растущее Исламское движение креационистов тоже не бездействует. Дискуссионный турецкий проповедник Харун Яхья здесь занимает важнейшее место. Его сайт издает брошюры и книги, осуждающие Дарвина. В отличие от своих американских коллег, тем не менее, он признает, что Вселенной - миллиард лет (а не 6000).

Но этот барьер не является непреодолимым. Многим мусульманским биологам удалось примирить свою веру и свою деятельность. Фатима Джексон, биологический антрополог, принявшая Ислам, цитирует Феодосия Добжански, одного из основателей генетики, который говорил, что «ничто в биологии не имеет смысл, если это только не в свете эволюции". Наука описывает, как все меняется, ислам же, в более широком смысле объясняет, почему это все меняется, - говорит она.

Иные придерживаются аналогичной позиции. «Коран не является научным учебником", говорит Рана Даджани, молекулярный биолог из Иордании. «Он дает людям руководящие принципы о том, как они должны жить своей жизнью». Интерпретации, утверждает она, могут развиваться в соответствии с новыми научными открытиями. Например, коранические стихи о сотворении человека теперь можно распознавать, как оказание поддержки в развитии.

Другая часть науки о жизни, зачастую сложная для христиан, оказалась беспроблемной для мусульман. В Америке ученые хотят использовать эмбриональные стволовые клетки (которые, как следует из их названия, должны быть взяты из человеческих эмбрионов, как правило, остатков, оставшихся от лечения бесплодия) и идти в бой с христианскими консерваторами против абортов и федерального запрета на финансирование этой области. Однако согласно Исламу душа не входит в плод от 40 до 120 дней после зачатия. Поэтому ученые в институте Ройан в Иране в состоянии выполнять исследования стволовых клеток без порицания.

Но свобода, которую требует наука, все еще испытывает дефицит в мусульманском мире. С ростом политического ислама, в том числе «догматических салафитов» в Египет, некоторые опасаются, что эта свобода может быть подорвана ограничена еще больше. Однако другие еще не потеряли надежду. Мухаммад Мурси, президент Египта, является бывшим профессором инженерного дела в университете Загазиг, что недалеко от Каира. Он имеет докторскую степень в области материаловедения, которую защитил в Университете Южной Калифорнии (его диссертация называлась "Высокотемпературная электропроводность и дефектные структуры доноров, легированные Al2O {-3}"). Он пообещал, что его правительство будет тратить больше средств на научные исследования.

Освобожденные от всемерного контроля бывших режимов, ученые в арабских странах видят возможность для прогресса. Ученые в Тунисе говорят, что они уже видят перспективы реформ посредством заполнения университетов различными должностями. Людей избирают, а не назначают при помощи режима. Политические бури, встряхивающие Ближний Восток, могут способствовать не только демократии, но и возрождению научного свободомыслия.

abdul-vakhed.livejournal.com

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Новости партнеров
Loading...

Выбор редакции

Опрос
Как необходимо решать проблему ношения Хиджаба в школах?
Всего ответов: 146




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф