Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Вторник
сентября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Выступление Мифтахова на заседании Госсовета

Дата: 04.08.2012 Версия для печати
Выступление Мифтахова на заседании Госсовета

Мне выпала большая честь выступить перед вами на тему, которая волнует меня лично. Буквально за день до убийства Валиуллы хазрата Якупова, мы более 2-х часов обсуждали вместе концепцию «Ислам и татарский мир», в рамках Круглого стола, проведенного Казанским отделением Всемирного Конгресса Татар в здании Российского исламского университета.

Зная Валиуллу хазрата долгие годы, помню, совершая хадж и живя вместе с ним в одной палатке, мы часто обсуждали дальнейшую судьбу татарского народа и роль Ислама в судьбе нашего этноса. Это был Человек с большой буквы, постоянно думающим о судьбе своего родного народа (края).

За последние 20 лет на территории республики открылись тысячи мечетей, построены десятки религиозно-образовательных учреждений, развивается Халяль-индустрия и бизнес. Это радует, но, одновременно с развитием появляется и ряд проблем. Коротко проанализируем прошлое, чтобы понять сложившуюся на сегодняшний день ситуацию.

В религиозной сфере татарского народа всегда были разногласия. Так довольно хорошо известно противостояние между джадидитами (обновленцами) и кадимитами (консерваторами), но нужно отметить, что все эти разногласия были в рамках ханафитского мазхаба и суннитского толка. Основные вопросы различия между ними были в методике образования, но они никогда не оспаривали вопросы вероубеждения, иными словами они спорили, КАК учить, но никогда не спорили ЧТО учить, поэтому в этих противоборствах никогда не было кровопролития. Мусульмане - татары никогда не убивали друг друга из-за религиозных разногласий, этому способствовали воспитание, менталитет и высокая нравственность нашего народа, сильные традиции богословия и веротерпимости.

После революции три поколения выросли нерелигиозными и были подвержены жесточайшей ассимиляции. Были разрушены мечети, татарам запрещали молиться, сжигалась исламская литература, полностью была уничтожена система религиозного образования, были сведены к минимуму контакты мусульман России с мусульманами мира. За эти годы татарский народ потерял свои богословские традиции и ориентиры. К началу 90-х годов мы не были готовы к хлынувшему потоку иностранных миссионеров, массово приехавших в Россию после крушения железного занавеса.

Все это происходило в рамках статьи 28 главы 2 Конституции Российской Федерации, где говорится «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

90-е годы можно обозначить как годы хаотичного религиозного возрождения. На территории республики в это время функционировало несколько духовных управлений мусульман. В 98-м году прошел Объединительный съезд мусульман, проведенный под патронажем Первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. Это событие стало ключевым в вопросе объединения разрозненного на тот момент религиозного сообщества республики.

Исходя из всего вышесказанного, следует, что именно отсутствие религиозных ориентиров и сильной богословской школы, способной дать отпор радикализму, это играет ключевую роль в дестабилизации религиозно-национальной ситуации в Республике Татарстан.

Из Татарстана не получится сделать Кавказ. Во – первых, у нас только 3-5% из всех мусульман действительно ходят в мечеть, на Кавказе этот процент достигает 98%. Во – вторых, у татар не существует и не культивируется понятие «кровная месть».

Но в то же время, события последних дней вносят определенные корректировки в привычный ход вещей и мы стали понимать, что пора бороться с исламским радикализмом и с теми, кто использует ислам в своих корыстных целях, убеждая наиболее подверженных влиянию слои населения религиозными канонами. Среди мусульман появляются несогласные с политикой руководства духовного управления, но ДУМ должно заниматься интересами всех мусульман, потому что они проживают на территории республики, выстраивать диалог между всеми направлениями мусульманства, тем не менее, не допуская к диалогу экстремистов, агрессоров и радикалов, деятельность которых направлена на расшатывание внутренней стабильности и толерантности, достигнутых за эти годы в республике. Только в этом случае наше духовное управление станет авторитетным для мусульманского сообщества России.

Согласно статье 14 главы 1 Конституции Республики Татарстан «республика оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан», но мы должны понимать, что язык и традиции любого народа неотделимы от религии.

Хотелось бы напомнить, что в июне этого года под руководством республики проведен III Всероссийский форум татарских религиозных деятелей, на котором была предложена Концепция «Ислам и татарский мир». А 18 июля, в преддверии священного месяца Рамадан, Казанское отделение Всемирного Конгресса татар провело круглый стол, с целью всестороннего обсуждения и рассмотрения механизмов внедрения концепции «Ислам и татарский мир» в современную жизнедеятельность татарского народа. В рамках круглого стола были рассмотрены вопросы, касающиеся ислама в истории татарского народа, богословских ориентиров, позиции ислама в мультикультурном мире и т.п.

Необходимо понять, что сохранение и пропаганда традиций и обычаев татарского народа - это не только организация Сабантуев и организация концертов татарской эстрады по всей России, но и воспитание татарской нравственности, культуры, а это, безусловно, невозможно без религиозных канонов ислама.

Мы должны провести такие круглые столы с привлечением представителей религиозных объединений, интеллигенции, государственных структур, общественных деятелей во всех районах республики и собрав предложения по дополнению Концепции, довести их до ВКТ, а также созвать внеочередной форум представителей духовенства Республики Татарстан для принятия концепции «Ислам и татарский мир». Это позволит дать однозначное определение традиционного ислама, чтобы ни у кого больше не было возможности прикрываться маской традиционалиста и вести одновременно экстремистскую деятельность.

Необходимо уделить повышенное внимание обучению татарских имамов. Необходимо создать, по крайней мере, одно кадимитское (консервативное) медресе на основе дореволюционной татарской богословии. Только в таком случае мы получим образованных татарских имамов способных противостоять различным исламским деструктивным течениям.

И в дальнейшем мы должны вложить все усилия для того, чтобы Татарстан оставался на пьедестале межнациональной и межконфессиональной толерантности. Мечети, учебные заведения Татарстана должны придерживаться традиционного для татар ханафитского мазхаба. Только через образование, через грамотную и выверенную политику руководителей ДУМ РТ, мухтасибов, имамов и при 100% доверии народа мусульманским лидерам Татарстана. Только после этого мы сможем стать примером для всех регионов РФ в развитии традиционного толерантного ислама.

Также необходимо усилить взаимодействие депутатов Государственного Совета и других государственных структур по работе с населением, по налаживанию прямого диалога с народом, в том числе и по мониторингу настроя населения и урегулировании возникающих конфликтов на религиозной почве в тесном сотрудничестве с религиозными объединениями всех конфессий республики.

Депутат Госсовета РТ Фарид Мифтахов


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший шестнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.
Комментариев: 1

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 330

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф