Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Пятница
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Спор о «Хранительнице»

Дата: 30.03.2012 Версия для печати
Спор о «Хранительнице»

История с планами по установке в городе Болгар скульптуры так называемой «Хранительницы» несколько дней будоражит татнет. Более того, уже стали появляться публикации в федеральных Интернет-СМИ.

Протесты: от Лос-Анджелеса до Бурятии

Негодующая общественность написала открытое письмо на имя Президента Татарстана Рустама Минниханова. Под этим письмом, которое было инициировано Бюром Форума татарской молодежи, уже поставлено почти 600 подписей и вполне возможно скоро эта цифра достигнет отметки в 1000 подписантов.

Однако, на самом деле, важно не количество подписчиков, а, скажем так, качество. Если мы взглянем на список подписантов, то поймем, что против скульптуры выступает цвет татарской интеллигенции – ученые, журналисты, общественные деятели, мусульманское духовенство, искусствоведы, архитекторы, врачи, инженеры, студенты. Наши соотечественники, которые работают или учатся в Колумбийском университете (Нью-Йорк), в Кембридже, университете Цюриха, Стамбульском университете, Калифорнийском университете (Лос-Анджелес) и других ведущих университетах мира просят руководство Татарстана отказаться от установки скульптуры «барса» в Болгаре. Подписи приходят из Москвы, Нью-Йорка, Анкары, Лондона, Сиднея, Берлина, Стамбула, Стокгольма, Лос-Анджелеса, Праги, Санкт-Петербурга, Риги, Куалы Лумпур, Триполи, Алматы, Львова, Бахчисарая, Ростова-на-Дону, Самары, Ижевска, Саратова, Новосибирска, Оренбурга, Красноярска, Саранска, Омска, Ульяновска, Иркутска, пишут из Украины, Швейцарии, Австралии, Казахстана, Узбекистана, Бурятии. Пишут почти их всех городов Татарстана, даже из деревень. Одним словом со всего Татарстана, со всей России, со всего мира! Просят всего лишь об одном – не устанавливать скульптуру, не порочить, не осквернять исторические для татар всего мира места! Давно еще татарское общество не было настолько единодушно в своем намерении.

Однако, к сожалению, нашлась небольшая кучка непонимающих и нежелающих поддержать просьбу татарской интеллигенции, активистов. Они опубликовали письмо в поддержку скульптуры, но собрали всего лишь 40 подписей, среди которых почти нет известных личностей, кроме одной татарской певицы, скульптора и известного в прошлом журналиста на пенсии. Но больше всего поражает название письма: «Против мракобесия!». Вы только подумайте, авторы этого анти-письма называют своих оппонентов, которые подписали обращение против скульптуры, мракобесами! Так и хочется спросить авторов: а кого они называют мракобесами? Доктора искусствоведения, одного из крупнейших в России специалистов по исламскому искусству, которая кроме всего прочего представляет одну из известнейших в Татарстане научных фамилий, Гузель Валееву-Сулейманову? Или, по их мнению, мракобесом является молодой доктор юридических наук, выпускник МГИМО (где и защитил все свои диссертации), заведующий кафедрой регионоведения и исламоведения КФУ Ренат Беккин? Или мракобес один из крупнейших татарских историков, который также представляет целую династию татарской интеллигенции, доктор исторических наук Искандер Гилязов? Может мракобес это выдающая татарская певица, народная артистка Татарстана, лауреат премии им. М.Джалиля, Гульзада Сафиуллина? Или народный артист Равил Шарафи? А может один из популярнейших в Казани исламских проповедников, имам мечети «Кул Шариф» Рамиль Юнусов? Видимо также мракобесами, по их мнению, являются выдающийся татарский драматург, депутат Госсовета РТ Туфан Миннулин, профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк) Илдар Салахутдинов, один из самых актуальных современных татарских певцов Ильдар Мубаракшин (Мубай)! А ведь все эти люди поставили свои имена под обращением к Президенту Республики с просьбой не устанавливать скульптуру в Болгаре….

Мракобесы, видимо, по мнению авторов оскорбительного анти-письма, это те десятки кандидатов и докторов наук, которые высказали свое несогласие невразумительной скульптуре. Это дизайнеры и искусствоведы, врачи и архитекторы, студенты и журналисты. Конечно, ведь только мракобесы могут оказаться в университетах Кембриджа, Лос-Анджелеса, Стамбула, Берлина, Цюриха и Нью-Йорка! Так и подмывает спросить после всего этого: а судьи кто? Видимо только нездоровые амбиции, непонимание истории и культуры своего народа, может подтолкнуть к написанию этого ужасного провокационного анти-письма, больше подходящего для желтого таблоида. Только собственная ограниченность и желание выделиться может заставить человека называть справедливое несогласие и связанную с ней гражданскую инициативу мракобесием. Откровенно говоря, возникают сомнения относительно уровня культуры и образования тех, кто писал это письмо. Но в общем, пусть это останется на их совести.

Псевдо-барс

Главное сейчас другое: это, что большинство людей не хотят видеть работу скульптора Даши Намдакова в городе Болгар. Он, безусловно, выдающийся скульптор и к нему лично претензий нет. Вопрос только в 12-метровой копии его творения, которую хотят установить в городе Болгар во время празднования Дня принятия ислама предками татар.

Боллгар – это место, куда татары веками приезжали, чтобы вознести дуга в память о своих предках принявших ислам 1100 лет назад и приобщиться к культуре, истории выдающегося мусульманского средневекового государства – Волжской Болгарии.

Старинные булгарские минареты и палаты напоминали и напоминают пребывающим туда о том, как давно и насколько сильно был укоренен ислам у предков татар. В течении веков гонения на ислам татары приезжали к древним развалинам Болгара, ведь это место было напоминанием о былом величии, что не могло не придать дополнительных сил и не вдохновить для дальнейшей борьбы за свою веру. Именно ислам стал главным фактором позволившим татарам за последние 400 лет сохраниться как нация. А сам Болгар до сих пор является местом, связывающим великое прошлое татар с настоящим и, если будет на то воля Всевышнего, великим будущим. Однако это будущее возможно, только если татары смогут сохранить самое ценное, тот корневой стержень, сделавший татар татарами – ислам.

Болгар является местом, имеющим большое значение именно на символьном уровне. Это особое символическое пространство и поэтому надо очень бережно и осторожно относится к каждому нововведению там. Безусловно, предлагаемая для установки скульптура непонятного животного, так называемой «Хранительнице», противоречит всем нормам ислама и эстетике этого места. «Так называемого», потому что Хранителем по исламу может быть только Всевышний. «Непонятного животного», потому что никто не сможет убедить людей, имеющих зрение и вкус, что представленная скульптура является барсом. Нет, это не барс! Это совершенного дикого вида кошка с копытами, крыльями, неестественно длинными клыками и отпугивающей мордой. Сколько бы инициаторы установки не пытались уверить общественность, что данное животное является барсом, древним тотемным символом булгар, выглядит это не убедительно. И самое главное – сам автор скульптуры, когда создавал ее не предполагал, что это будет барс. Даже в идее автора не было намерения создать барса, а уж тем более булгарского барса. Однозначно, животное, которое запланировано к установке в Болгаре барсом не является, называйте эту неведомую зверюшку как угодно, но не барсом. Об этом пишут уже многие журналисты.

Однако, если бы скульптура и походила на барса, то установка тотемного языческого символа в День принятия ислама в знаковом для мусульман городе Болгар выглядела бы кощунственно. Можем ли мы представить, чтобы в День принятия христианства на Руси, кому-нибудь пришло в голову, установить рядом с Троице-Сергиевой лаврой (не в стенах, а рядом) скульптуру Перуна? Конечно, нет! Так почему подобное должно произойти в День принятия ислама в мусульманском центре татар Болгаре?

Подарок противникам «Изге Болгар жыены»

Ни для кого не секрет, что у ежегодного «Изге Болгар жыены», то есть у организованного посещения города Болгар в честь принятия ислама, много противников. Чаще всего противниками выступают те, кто не чтит традиции татарского народа и его историю. В течении многих лет они призывают мусульман не посещать Болгар во время всетатарского жыена и вообще очень холодно относились к этому знаковому для татар-мусульман месту. С одной стороны, причина такого отношения в неуважении к истории и культуре татар, а с другой, в том, что, к сожалению, во время посещения Болгара некоторые малограмотные люди иногда совершали действия противоречащие исламу (загадывали желания, прикоснувшись к минаретам, делали обходы вокруг развалин, завязывали ленточки и т.д.). В итоге это культурно-просветительское мероприятие, которое сплачивало нацию и придавало ей особый импульс стали сравнивать с паломничеством, считать что «Болгар жыены» это религиозное мероприятие. Масло в огонь подкидывали некоторые наши малограмотные чиновники, которые стали называть посещение Болгара «малым хаджем». Однако, как известно, по исламу, хадж, паломничество можно совершать только в Мекку. Таким образом, эти чиновники давали очень сильный козырь в руки противников посещения Болгара. Больших трудов потребовалось нашему духовенству, чтобы убедить мусульман, что никаким «малым хаджем» «Болгар жыены» не является, максимум можно говорить о зиарате или просто о культурно-массовом мероприятии.

Решение же об установке языческо-тотемного символа в День принятия ислама это начало конца Булгара как центра ислама у татар. Это может стать одной из самых сильных дискредитаций идеи посещения Болгара и самого мероприятия «Болгар жыены». Очень мощный козырь в свои руки получат салафиты и прочие противники и критики татарских традиций. Ведь от Болгара в итоге отвернуться и очень многие традиционалисты, мусульмане-ханафиты. Ведь не в традициях татарского народа и ханафитского мазхаба устанавливать языческие скульптуры.

В данном случае не важно, что место установки скульптуры решили перенести. Сам факт, что ее установят в Болгаре, да еще в День принятия ислама и тем более с названием «Хранительница», на корню перечеркивает всю идеологию Болгара, втаптывает в грязь традиционализм, а татар-мусульман на весь мир выставляет на посмешище. Именно так – на посмешище! Языческая «Хранительница» в День принятия ислама на территории Болгара – это удар по традиционализму и очень сильный козырь в руки противников мазхабов, традиций, истории и культуры татарского народа. Непонимание этого станет большой недальновидностью, если не сказать роковой…

Сулейман Айдинов


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Плохие мысли одинаково посещают всех. Говоря о верующих людях, то они отмечают, что люди, легко подвергающиеся эмоциональным всплескам, чаще всего страдают от посещающих их в намазе плохих мыслей. Они страдают, винят себя в грехе и не понимают истоко...

Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф