Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Среда
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские мечети: мечеть Марджани

Дата: 08.04.2014 Версия для печати
Татарские мечети: мечеть Марджани

Представляем вашему вниманию новую серию познавательных заметок, посвященных богатому татарскому мусульманскому наследию. Большое значение в этом наследии имеют мечети, которые строили татары на территории всей России последние несколько веков.

Представляем вашему вниманию новую серию познавательных заметок, посвященных богатому татарскому мусульманскому наследию. Большое значение в этом наследии имеют мечети, которые строили татары на территории всей России последние несколько веков.

Серию позволительных заметок мы решили начать с мечети «Аль Марджан» одной из самых знаменитых татарских мечетей не только Казани, но и вообще России.

Как известно, после взятие Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного татарам было запрещено строить каменные мечети. Несмотря на многочисленные попытки решить этот вопрос, татарскому населению не только Казани, но и других населенных пунктов запрещали строить каменные мечети. Возможно, это было связано с тем, что в первое время после покорения Казани и многочисленных миссионерских походов, новые власти стремились ослабить мусульманскую традицию в регионе.

Однако ситуация изменилась в конце 18 века при Екатерине II, которая не только разрешила строительство мечетей, но и создала первую крупную мусульманскую организацию в Российской Империи – Оренбургское Духовное магометанское собрание (ОМДС).

Мечеть, которая сейчас носит название «Аль Марджани» была построена в 1766-1770 годах на средства прихожан по личному разрешению российской императрица, полученному во время её приезда в Казань. На строительство мечети 62 человека собрали 5000 рублей. С созданием ее после более чем 200-летнего перерыва возродилась монументальная культовая архитектура татар традиционного объемно-планировочного построения.

Каюм Насыйри в своих сведениях указывал на то, что строительство велось с большой поспешностью. Это было обосновано желанием как можно скорее использовать случай, который предоставила Екатерина II. К. Насыйри пишет: «...когда дело дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: «Ты хоть дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила так: «я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».

Это лишь один из десятков примеров, доказывающих, что борьба казанских татар за свои религиозные права явилась отправной точкой для осознания необходимости внесения изменений в государственную политику самодержавной России по отношению к мусульманской проблеме и послужила толчком для признания ислама приемлемой религией. Выдающиеся имамы мечети Марджани.

Здание было построено в традициях татарской средневековой архитектуры мечеть с минаретом на крыше, а также с элементами стилевых форм провинциального барокко.

Двухэтажная двухзальная мечеть имеет трёхъярусный минарет. В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства. Архитектором предположительно был В. И. Кафтырев.

В 1861 году коммерции советник Ибрагим Губайдуллович Юнусов (1806 1886) возвел вокруг мечети вместо прежней деревянной - кирпичную ограду и сделал к северной стороне здания кирпичный пристрой с лестницей, удлинил здание на одну оконную ось по фасаду. В 1863 году он же расширил и увеличил михраб, прорубил в нем окно.

В 1885 году казанский второй гильдии купец Зайнулла Усманов перестроил минарет, а в 1887 году на средства купцов Валиуллы Гизетуллина (1837-1916) и Мифтахутдина Валишина (1811-1904) круговой балкон минарета был обнесен ажурным металлическим парапетом.

Мечеть расположена на пересечении улиц К. Насыри и З.Султана на участке неправильной формы под углом к уличной застройке. Мечеть представляет собой двухэтажное здание с «Т» - образным пристроем с северной стороны. Вход в мечеть расположен с южной стороны правого крыла этого пристроя.

Помещения мечети перекрыты сводами. В залах второго этажа своды покрыты пышными лепными и позолоченными орнаментами растительного характера, сочетающими мотивы барочного декора и татарского декоративно-прикладного искусства. Узорная лепнина на стенах окрашена в голубой, зеленый и золотистый цвета. В правой части стены, разделяющей залы, расположена дверь на внутристенную лестницу, ведущую па минарет. Винтовая лестница внутри минарета ведет на верхний ярус с выходом на круговой балкон для муэдзина. Три яруса минарета практически лишены декора и относятся к периоду эклектизма. Высокие арочные оконные проемы второго лажа обрамлены барочными наличниками, углы и простенки выделены спаренными и одинарными пилястрами, в ионические капители которых вплетены стилизованные элементы татарского декоративного искусства.

Мечеть названа по имени выдающего татарского имама, богослова, историка и просветителя Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850—1889 годах. Долгое время называлась Юнусовской (тат. Юнысов мәчете) по династии купцов Юнусовых, живших в махалле и тративших деньги на содержание мечети. До этого называлась Эфенди (тат. Әфәнде — Господская).

В советское время мечеть «Аль Марджан» была единственной действующей мечетью в Казани. Мечеть и её территория неоднократно реставрировались и благоустраивались, в том числе особенно тщательно перед празднованием Тысячелетия Казани.

В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи Казанского ханства.

Сегодня здесь проводятся собрания, конкурсы и прочие учебные и культурные мероприятия мусульманской общественности, никах. На территории мечети проводятся ярмарки мусульманской литературы, обряды Курбан-байрама и часто разбиты шатры для коллективного разговения Ураза-байрама и собраний в другие мусульманские праздники и события.

В комплексе зданий вокруг мечети располагается мухтасибат города Казани Духовного управления мусульман Республики Татарстан, напротив через пешеходную часть улицы Зайни Султана — Казанский исламский колледж, рядом и напротив через улицу Каюма Насыри — кафе и магазин продуктов халяль и магазин мусульманской литературы и символики.

Мечеть — важная городская достопримечательность, посещаемая туристами. Адрес: ул. Каюма Насыри, 17.

Имамы мечети:

Имамами в новой мечети служили выдающиеся богословы и проповедники. Одним из первых имамов был уроженец Старотатарской слободы Абубакр Ибрагимов, который неоднократно избирался на должность кадия (заседателя) Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). В одной из комнат мечети на первом этаже мулла Абубакр открыл приходской мектеб, в другой – библиотеку духовной литературы.

После его смерти обязанности муллы временно были возложены на уроженца деревни Каменный Брод Тетюшского округа ясачного татарина Солтангалея Акаева. 11 мая 1794 г. свою первую пятничную проповедь прочитал новый имам махалли Ибрагим Хузят, получивший блестящее религиозное образование.

Следующим имамом Большой Старокаменной мечети стал Мустафа Мусин. Он был известен как человек, знавший Коран наизусть.

Зимой 1849 г. в Казань торговым караваном из Бухары приехал молодой, но уже широко прославившийся своими выдающимися познаниями богослов Шигабутдин Марджани. 6 марта 1850 г. он становится имамом мечети. Именно благодаря этому человеку к концу XIX века ситуация в махалле изменилась коренным образом, и главный мусульманский храм Казани по праву стал называться именем Ш. Марджани.

С первых дней имамами мечети Марджани становились известные татарские богословы, которые выделялись своими всесторонними знаниями и затем служили муфтиями в различных регионах страны. По сей день из мусульманской общины мечети Марджани продолжают появляться деятели, вносящие огромный вклад в дело, направленное на благо общества.

С 1995 г. и по настоящее время объединением мусульман при мечети руководит имам-мухтасиб г. Казани, член Президиума Духовного управления мусульман Республики Татарстан Мансур-хазрат Джалалетдин.

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 383

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф