Наступивший мировой финансовый кризис свидетельствует о том, что традиционная банковская система не совершенна, и это заставляет многих нервничать. В рамках Международного семинара по Исламским финансам, который проходил в Казани, ...
Наступивший мировой финансовый кризис свидетельствует о том, что традиционная банковская система не совершенна, и это заставляет многих нервничать. В рамках Международного семинара по Исламским финансам, который проходил в Казани, мы побеседовали с Председателем Правления Банка Казани – Айдаром Хамидуллиным, и попытались выяснить у него, как бы чувствовал себя Исламский банкинг в России.
– Айдар Вильсонович, в последнее время активно обсуждается тема Исламских банков и финансов. Насколько этот вопрос актуален для вас, как для банкира?
– Тема исламского банкинга приобретает особую актуальность сейчас, когда ведущие экономисты мира ищут пути выхода из кризиса. Возможно, мы стоим на пороге создания новой мировой финансовой модели. В ней могли бы быть применены принципы исламской экономики.
– Как для управленца, в чем вы видите преимущества Исламской банковской системы?
– Хотя элементы исламского банкинга уже присутствуют в некоторых продуктах. Например, Банк Казани два года является оператором муниципальной программы льготного кредитования малого бизнеса. По ней предприниматели получают кредиты по льготной процентной ставке, а часть ставки компенсирует город из своего бюджета. В итоге эффективная процентная ставка получается ниже уровня инфляции. Инфляция «съедает» процент. То есть для конечного потребителя, предпринимателя, продукт получается фактически без ссудного процента. Значит, человек не нарушает норм Шариата. Однако для банка этот продукт не является исламским, так как пусть самый минимальный, но процент прибыли есть. Поэтому мы никогда не пропагандировали эту программу с позиций исламской экономики.
– Насколько для вас близка модель справедливого распределения риска, что является отличительным признаком от традиционного кредитного рынка?
– Мы были бы рады внедрить продуты исламского банкинга в Банке Казани. Идея справедливого распределения риска позитивна по своей сути. Однако пока для этого нет законодательной базы в России. Например, кредитная организация не может заниматься производственной или торговой деятельностью. Нет и возможности выдавать беспроцентные кредиты. Его получатель подвергается дополнительному налогообложению.
– Готовы ли, конечно, не полностью, но хотя бы частично вводить Исламские финансовые продукты в своем банке?
– Я считаю, что важность внедрения продуктов исламского банкинга связана не столько с преимуществами той или иной финансовой модели, а с моральными аспектами. По разным подсчетам в России проживает от 15 до 20 миллионов мусульман. Все эти люди имеют право соблюдать устои своей религии. В Коране существует запрет «риба», то есть запрет ссудного процента. Современная финансовая система же построена на использовании ссудного процента. Весь бизнес строится на нем. Поэтому мусульманин вынужден либо нарушать религиозные нормы, либо не участвовать активно в экономической жизни.
– Для развития Исламских финансов, необходимо иметь команду профессионалов – специалистов в данной области, которая сможет управлять этим капиталом. На ваш взгляд, насколько будет востребован Российский Центр Экономики и Финансов (РЦИЭФ) при РИУ, как учреждение, обучающих таких специалистов?
– У РЦИЭФ уже есть неплохой опыт организации обучающих семинаров по исламской экономике. Если центр в дополнение к ним предложит еще какие-то формы обучения, думаю, эта инициатива также найдет понимание в банковской среде.
Рузиля ГАРАЕВА
Больше информации по теме можно найти в подборке Приход исламского банкинга в Татарстан