Общероссийское
информационное агентство мусульман
9
Пятница
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

В каких случаях можно читать намаз сидя или лежа, и как это делать

08.11.2016 Версия для печати
В каких случаях можно читать намаз сидя или лежа, и как это делать

В сегодняшней подборке вопросов фикха мы приведем ответы некоторых исламских ученых ханафитской школы на отдельные вопросы, связанные с совершением намаза. Это чтение намаза в инвалидной коляске, чтение намаза при болях в коленях, читать ли намаз дома или в мечети при физических ограничениях, чтение намаза при невозможности ни стоять ни сидеть, о длительном чтении намаза при недомогании во время таравиха.

Это переводы на русский язык фетв ученых на реальные вопросы людей, испытывающих объективные физические затруднения, но по-прежнему желающих достичь довольство Аллаха. Основным источником является книга «Масаилю Рифкаты Касыми» под редакцией Мухаммада Рифката Касыми

Читайте также: Второй столп Ислама: Молитва

Чтение намаза на стуле или в инвалидной коляске, коллективный намаз в колясках или ишара-знаками

Вопрос

Разрешается ли читать намаза сидя на стуле, в инвалидной коляске?

Ответ

Нет никаких сомнений в том, что намаз является одним из основных столпов ислама и самым важным поклонением. Саджда – земной поклон – является самым важным действием в намазе. И та близость ко Всевышнему, которую человек приобретает во время саджда, получить другими путями невозможно.

اقرب ما يكون العبد من ربه و هو ساجد مشكوة ص 28
«Когда раб Аллаха совершает саджда, в этот момент он находится на самом близком расстоянии к (милости) Аллаха» (Мишкат №82).

По причине того, что саджда имеет такую важность в намазе, факыхи – законоведы исламского права – вынесли решение: «Если человек не в состоянии совершить саджда полностью, но способен на кыям – стоять – то с него спадает обязанность кыяма».

Каждому мусульманину необходимо выполнять намаз в соответствии с сунной – образом посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И особенно обращать внимание на руку’ – поясной поклон и саджда, выполняя их внимательно, осмысливая каждое слово, и не проявлять излишней торопливости.

Если же человек по какой-либо уважительной причине не в состоянии совершить кыям (то есть, не может стоять), то ему стоит читать намаз сидя на полу. Если же он не в состоянии сидеть на полу, то ему разрешается сидеть на стуле, но выполняя руку’ и саджда.

Читайте также: Подскажите, как читать намаз?

Вопрос

На сегодняшний день мы становимся свидетелями того, что в Мечети аль-Харам, да и в других мечетях, большое количество мусульман, ощущающих боль в ногах или коленях, совершают намаз на стульях или инвалидных колясках, даже встают в ряды читающих намаз на этих колясках, а руку’ и саджда совершают ишара-знаками. Правильно ли это? И когда можно читать намаз сидя на стуле, а когда нельзя? И каким образом совершать намаз сидя?

Ответ

Читать фард – обязательный намаз – на стуле, не выполняя тем самым кыям, испытывая не сильную боль в ногах, не разрешается.

Конечно, если человек по какой-либо уважительной причине стоять не может, ему следует сесть на пол, как ему будет удобнее, и читать намаз сидя, совершая руку’ и саджда как положено.

Если же человек не в состоянии, сев на пол, совершить руку’ и саджда как положено, но зато в состоянии совершить саджда на впереди стоящий стул или подставку, тогда ему следует делать саджда на стул или подставку. При условием, что подставка не будет выше стула, на котором он сидит больше, чем на 22 см. Если подставка будет выше, тогда такой вид саджда будет считаться ишарой – знаком.

Если же человек не может сидеть на земле и не может сидя на стуле совершать намаз на подставку, тогда ему следует знаками совершать руку’ и саджда, делая знак саджда ниже, чем руку’, читая намаз сидя на стуле.

Если же человек может простоять хотя бы короткое время, то ему необходимо будет стоять по своим возможностям, даже если будет необходимость на что-то опираться, то есть хотя бы в начале намаза он должен стоять в течение промежутка времени длинною в один аят.

Из вышесказанного становится ясно, что человеку, который не может стоять, разрешается сидя на стуле читать намаз только тогда, когда руку’ и саджда невозможны.

Если же кыям невозможен, но руку’ и саджда совершить возможность есть, тогда их необходимо совершить.

و في التنوير و شرحه:

من تعذر عليه القيام كله لمرض حقيقي وحده أن يلحقه بالقيام ضرر به يفتي قال ابن عابدين عن البحر:

التعذر الحقيقي بحيث لو قام سقط أو حكمي بان خاف زيادته أو بطي بريه بقيامه أو دوران رأسه أو وجد الما شديدا صلي قاعد كيف شاء علي مذهب لأن المريض أسقط عنه الأركان فالهيات اولي،

برجوع و سجود و ان قدر علي بعض القيام و لو متكيا علي عصا أو حايطا قام لزوما بقدر ما يقدر و لو قدر اية أو تكبيرة علي المذهب لأن البعض معتبر بالكل و أن تعذرا ليس تعذر هما شرطا بل تعذر

السجود كاف اوما قاعدا و هو أفضل من الاماء قايما لقربه من الأرض. |2:98|

Совершение намаза Совершение намаза. Источник фотографии: 34volt.com

Читайте также: 7 способов, чтобы не отвлекаться на намазе

Намаз с подставкой, намаз в мечети с подставкой

Вопрос

Если у человека есть возможность совершать саджда на подставку только дома, а присоединившись к джама’ату в мечети, такой возможности нет, как ему поступить? Читать дома или же присоединится к джама’ату, но саджда делать знаками?

Ответ

Читать намаз с джама’атом сунна-муаккада, а саджда в намазе фард. Выполнение фарда всегда важнее и главнее сунны-муаккада.

Если при присоединении к джама’ату нет возможности совершить саджда, но при совершении его дома она есть, ему следует читать намаз дома.

Вопрос

Если читающий намаз человек в состоянии совершить саджда на подставку, но, несмотря на это, совершает земной поклон знаками, принимается ли такой намаз, или же все-таки подставка необходима?

Ответ

Если человек не в состоянии стоять, но в состоянии совершить руку’ и саджда, ему разрешается читать его сидя на полу или на стуле, совершая поклоны как положено или же на подставку. Знаками совершать саджда в таком случае не разрешается, более того, такой намаз не считается выполненным.

Автор фетвы: Мухаммад Тахир Мас’уд (Даруль-Ифта Джами’а Даруль-‘Улюм Карачи)

Некоторые заблуждения о совершении намаза при болезнях

Некоторые физически нездоровые люди не читают намаз, хотя имеют эту возможность. Каждая болезнь должна напоминать, что смерть всегда рядом с человеком, и что ему в этой жизни жить не вечно. Несмотря на это многие люди, заболев, не внимательны к свои намазам, хотя имеют возможность их совершать. Вполне возможно, что это последняя в его жизни болезнь. Во время здравия не задумывался о вечном, а, заболев, пренебрегает подготовкой к вечному, – такое отношение к религии очень печально.

Другие же наоборот, в здравии намаз читали, но заболев, перестали его совершать. Зачастую причиной сему является их убежденность в том, что не чистое тело и одежда – уважительная причина не читать намаз, а таяммума – ритуального очищения землей – по их мнению недостаточно. Это невежество и неграмотность.

Другим доктора запрещают читать намаз, говоря, что руку’ и саджда могут им навредить. В таком случае человеку стоит читать намаз знаками. Если же знаками читать невозможно, только в этом случае намаз нужно отложить до того момента, пока возможность не появится. Болезнь – напоминание о смерти. В дни нездоровья необходимо особенно быть внимательным к поклонению.

Читайте также: Намаз для незрячих: возможен ли?

Чтение намаза Чтение намаза: Источник фотографии: voqonline.com

Вопрос

Если человек не может ни сидя читать намаз, ни своими силами сесть не может, ни с чьей-либо помощью сесть не может, как ему читать намаз?

Ответ

В таком случае человеку стоит читать намаз лежа, а поклоны совершать знаками. Лучше будет, если человека устроить ногами в сторону Ка’абы, а под голову подложить подушку таким образом, чтобы лицо было направленно в сторону Ка’абы. Если же человек лежит на правом или левом боку, тогда и в этом случае намаз оставлять нельзя. Нужно лечь на бок лицом в сторону Ка’абы, а руку’и саджда совершать знаками, саджда делая ниже, чем руку’. Делать саджда знаками глаз или бровей недостаточно.

Ильмуль-фикх, стр. 127, Китабуль-фикх, т. 1, стр. 53, Раддуль-мухтар, т.1, стр. 703

Вопрос

Если человека во время намаза постигла болезнь, и он утратил возможность стоять или совершать руку’ и саджда, как в таком случае читать намаз?

Ответ

Если человек заболел во время намаза и утратил возможность стоять или совершать поклоны, ему стоит закончить намаз, как сможет. Например, если утратил силы стоять, то пусть сидя закончит намаз. Если утратил силы совершать руку’ и саджда, то пусть закончит намаз, совершая поклоны знаками. Если утратил силы стоять и сидеть, то пусть закончит намаз лежа.

Раддуль-мухтар, т. 1, стр. 702

Вопрос

Если человек в намазе устал стоять из-за длинного чтения Корана, например, во время таравих намаза, разрешается ли ему сидя продолжить намаз или же опереться на стенку или на палку? Будет ли считаться такой намаз макрухом?

Читайте также: Важность Таравих намаза

Ответ

Если недавно начавший выздоравливать или же просто преклонного возраста человек устал стоять в намазе из-за длинного чтения Куръана, ему разрешается опереться на что-нибудь, будь то стена или палка, и это не будет считаться макрухом.

Пожилые мусульмане Источник фотографии: osmiev.livejournal.com

Дарруль-мухтар, т. 1, стр. 129, Масаилу-рифкаты-касыми, т. 2, стр. 200

Аллах знает лучше!

Перевел Абдульазиз Давлетшин

Оставьте комментарий

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Еще из раздела "Религия Ислам":


avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 225




08.12 Дополнительные дороги свяжут Заповедную мечеть и долину Мина
08.12 Мусульмане смогут инвестировать в золото по шариату
08.12 Таджуддин встретился с губернатором Челябинской области
08.12 В Казани прошел татарстано-турецкий деловой форум с участием премьер-министра Турции и президента РТ
08.12 Мусульмане провели акцию у штаб-квартиры ООН
Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2016 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф