Общероссийское
информационное агентство мусульман
11
Воскресенье
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Что такое меценатство?

11.08.2015 Версия для печати
Что такое меценатство?

«Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты», говорил русский театральный режиссер и актер Константин Станиславский. И в среде состоятельных людей в дореволюционное время в России находилось немало тех, кто готов был заниматься меценатством. Ведь как утверждал банкир и предприниматель Павел Рябушинский, «богатство обязывает».

Что же такое, собственно, меценатство? Это одна из разновидностей благотворительности. Особенностью меценатства является то, что меценаты поддерживают различные социально полезные виды культурной деятельности, а именно: науку и искусство, университеты, музеи, издательства и прочее.

Феномен меценатства важен потому, что именно благодаря ему формируется и развивается национальное достояние и национальное лидерство в сфере науки и современных технологий. Благодаря существованию института меценатства культурные объекты, направления профессиональной деятельности, люди, осуществляющие эту деятельность, получают поддержку от тех частных лиц и организаций, которые могут и хотят направлять средства на развитие культуры и науки, не стремясь при этом получить экономическую прибыль.

Свое название меценатство получило от имени римского благотворителя Гая Цильния Мецената, который был известен как покровитель искусств. Он был помощником и советником римского императора Октавиана Августа, и отличался тем, что мог свободно говорить о том, что он думает, не стремясь кому-то угодить. При римском императоре он отвечал за вопросы культуры и искусства.

Гай Меценат покровительствовал поэтам, помогал им финансово, защищал их от произвола чиновников, и, кроме того, сам занимался сочинительством.

Надо сказать, что примеров меценатства в древнем мире было немало. Например, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, который регулярно, раз в 5 лет, проводил торжества для поэтов, музыкантов, артистов.

История меценатства достаточно богата и в нашей стране. Так, одним из первых российских меценатов был граф А. С. Строганов (1733-1801) – представитель известного рода русских купцов и промышленников. Он предоставлял большие возможности для изучения собственной картинной галереи, в которую входило 87 картин живописцев флорентийской, римской, ломбардской и венецианской школ. Материальную поддержку от Строганова получали поэт Г. Р. Державин, баснописец И. А. Крылов, скульптор И. П. Мартос и другие.

Надо сказать, что для большинства русских меценатов дореволюционного времени благотворительность стала практически чертой характера. Для многих из них в благотворительности заключался и религиозный смысл. Ведь многие крупные фабриканты и банкиры были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. В частности, исследователь российского купечества П. А. Бурышкин писал о том, что «само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчет, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела».

Важно так же и то, что меценаты поддерживали не только деятелей культуры и искусства. Они учреждали новые школы и училища, строили новые институты и университеты, давали стипендии студентам, открывали многочисленные фонды в помощь учащимся и т.д. И все это было нормой.

Аналогично в среде мусульманских народов Российской империи меценатство играло ключевую роль. Для татар же, например, меценатство национальной буржуазии и вовсе стало основой формирования татарской культуры – ведь именно семьи татарских купцов и промышленников (Апанаевы, Утямышевы, Юнусовы и многие другие) финансировали национальные школы, медресе, мечети, строили издательства, открывали газеты, театры, поддерживали студентов и писателей.

Такой же процесс мы наблюдаем на Западе. Крупные предприниматели активно спонсировали и спонсируют сейчас университеты, музеи, библиотеки. Значительное количество ведущих американских и европейских университетов были созданы за счет крупных предпринимателей. Например, знаменитый Гарвардский университет носит имя Джона Гарварда, крупного американского бизнесмена и мецената, который спонсировал университет в 17 веке. Во многом бюджеты таких знаменитых университетов, как Гарвард, Беркли, Стэнфорд, Принстон, Колумбийский и Чикагский формируются за счет частных пожертвований предпринимателей, что делает их островами благополучия и спокойствия. Целевой капитал Гарварда, например, составляет 36 миллиардов долларов. А как следствие, такие условия создают прочную базу технологического, научного лидерства западных стран в современном мире. К примеру, в том же Гарвардском университете училось и работало 75 лауреатов Нобелевской премии, а в Московском университете, для сравнения, таких было всего 6 человек. В Петербургском университете Нобелевскими лауреатами тоже было 6 ученых. Таким образом, вопрос меценатства по своим последствиям является вопросом политическим, поскольку непосредственно связан с вопросом лидерства в научной и культурной сферах. Ведь поддержка университетов, школ, музеев и библиотек – это вложение в успех страны, в лидерство своей отчизны. Если у нас будут лучшие научные центры, университеты, музеи и школы, мы сможем снова стать ведущей мировой державой. Достижение этой цели возможно не только через подготовку новых физиков, врачей, инженеров, программистов, социологов и политологов, но и через удержание их в стране за счет необходимой базы, обеспечивающей свободу творчества и достойный, конкурентоспособный на мировом рынке, уровень дохода.

При этом развитие меценатства в любой стране возможно, если будут созданы соответствующие для него условия как на уровне общества, так и на уровне государства, а именно: со стороны государства и общества меценаты должны получать узаконенные поощрения материального и морального порядка (например, некоторые налоговые льготы); законодательство должно способствовать законной меценатской деятельности; на уровне общественного мнения должен быть сформирован позитивный образ меценатства, то есть меценатская деятельность должна помогать меценату повышать свой социальный статус. В конечном итоге все общество заинтересовано в результатах развитой и хорошо поддерживаемой меценатской деятельности.

Илдар Баязитов

Оставьте комментарий

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 241




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2016 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф