Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Воскресенье
января
news agency
of Muslims of Russian Federation

Что такое социальная ответственность бизнеса?

21.09.2015 Версия для печати
Что такое социальная ответственность бизнеса?

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем. Поэтому особенно большое значение сегодня приобретают новые эффективные инструменты управления устойчивым развитием. Широкое распространение во всем мире получила концепция социальной ответственности бизнеса в качестве апробированного эффективного инструмента обеспечения устойчивого развития компании. Понимание лидерами бизнеса своей особой, ведущей роли в такой работе привело к возникновению в конце ХХ века термина «корпоративная социальная ответственность», ставшего важнейшей составляющей понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом (1).

Как отмечают исследователи этого вопроса, например, Ростислав Куренько, в целом можно говорить о синонимичности обоих понятий (1). На практике представители бизнес среды предпочитают использовать термин «корпоративная социальная ответственность», а общественные организации, академические сообщества и обыватели — «социальная ответственность бизнеса». Оба термина являются переводом английского выражения corporate social responsibility, поэтому, пожалуй, корректней будет использовать термин «корпоративная социальная ответственность» (1).

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы (2). Важно, что это именно добровольное решение организаций (без принуждения со стороны государства) принимать дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Начало КСО положено деловой этикой — видом прикладной этики, рассматривающей этические принципы и моральные или этические проблемы, которые могут возникнуть в деловой среде.

Как я уже рассказывал в одной из предыдущих статей, под социальной ответственностью бизнеса или корпоративной социальной ответственностью (КСО) чаще всего подразумеваются те случаи, когда какая-нибудь компания занимает значительное место либо в определенной отрасли, либо на какой-то территории, и пытается нейтрализовать отрицательные последствия своей деятельности. Например, предприятие, которое занимается добычей и переработкой нефти, и тем самым косвенно влияет на загрязнение окружающей среды, жертвует значительные средства на экологические программы. Или же предприятие, которое занимает важное место в жизни какого-либо населенного пункта и пользуется его территориальными и человеческими ресурсами, вкладывает средства в школы и больницы этого населенного пункта. Кроме того, владельцы крупного бизнеса в рамках КСО стремятся создавать комфортные условия для своих сотрудников, обеспечивая им вместе с семьями все социальные гарантии.

Практика КСО является предметом многочисленных споров и критики (3). Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование КСО, и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. Критики считают, что КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса и утверждают, что это не что иное, как приукрашивание действительности.

Однако необходимо понимать, что бизнес и благотворительность всегда были тесно связаны. Сейчас в этой сфере есть масса направлений и возможностей для социально полезной деятельности (4). Особое внимание стоит уделять самому использованию пожертвований. Благотворительность – это тоже одна из отраслей финансовой деятельности. Многие бизнесмены сильно ошибаются, когда считают, что благотворительность является очень простой деятельностью (4). Сейчас любые благотворительные взносы и помощь регулируются законодательством. Поэтому в этом отношении нужно координировать свою работу и заниматься распределением благотворительных ресурсов.

Благотворительностью в сфере бизнеса может заниматься как отдельный человек, так и целое предприятие. Данный вид деятельности всегда ценился как маркетинговое решение, и применяется в большинстве случаев крупными компаниями. Бизнесмены, действительно заботящиеся о благотворительных направлениях деятельности бизнеса, как правило, стараются это не афишировать (4).

Самым главным в подходе, который называется социальной ответственностью бизнеса, является то, что он предполагает ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания, влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Ответственность, таким образом, может наступить, когда на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса, происходит замедление воспроизводства трудовых ресурсов (то есть социальные проблемы) в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества (5).

Выражаться КОС может разными способами (6):

  1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь — форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме.

  2. Делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности.

  3. Денежные гранты — форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований.

  4. Корпоративный фонд — фонд, создаваемый компанией (корпорацией) в целях реализации ее социальной деятельности.

  5. Социально значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.

  6. Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

В мире немало известных примеров такой работы. Например, одна из ведущих сетей кофеен «Старбакс» («StarbucksCoffeeCo») включает политику социальной ответственности во все аспекты своей работы. Это касается подходов к выбору поставщиков кофе (соблюдение компаниями-производителями кофе прав человека, норм охраны труда), отношения к окружающей среде и к персоналу. С 1998 г. «Старбакс» поддерживает организацию Conservation International, выступающую за устойчивые технологии в сельском хозяйстве, защиту биоразнообразия через изменение подходов к производству кофе (6). Или другой пример – крупнейший банк Великобритании «Co-operativebank» – один из лидеров в распространении принципов социальной ответственности в банковской сфере. Важный документ, регулирующий его деятельность, – «Политика этических инвестиций». Она включает 8 пунктов, где описывается позиция компании в отношении социальных инвестиций. «Co-operativebank» стал одним из первых английских банков, опубликовавших ежегодный отчет (за 1997 г.) о политике и программе социальной ответственности. Компания регулярно проходит социальный аудит и основывает свою маркетинговую политику на этических принципах. Помимо внедрения КСО в деловую практику, публикации своей политики и отчетов, банк расходует более 3,2 млн. долл. США на различные общественно значимые программы (6).

Как мы видим, общемировая тема социальной ответственности бизнеса занимает все больше и больше места не только в общественных дискуссиях, но и в реальной практике. Думаю, для нас это очередной очень интересный урок благотворительности, который необходимо изучать и перенимать.

Илдар Баязитов

Литература:

  1. Что такое СОБ? Что такое социальная ответственность бизнеса (ее иногда называют корпоративная ответственность бизнеса) (СОБ)? / http://csrjournal.com/839-chto-takoe-sob-chto-takoe-socialnaja.html
  2. Grayson, D. and Hodges, A. (2004) Corporate Social Opportunity! Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility Work for your Business
  3. Ботагоз Буралкиева: «Быть соцответственным с экономической точки зрения»
  4. Тренинги как часть бизнеса и сфера меценатства / http://www.blagoclub.net/news/501-treningi-kak-chast-biznesa-i-sfera-mecenatstva
  5. Концепции социальной ответственности и этические подходы в бизнесе / http://bmanager.ru/articles/koncepcii-socialnoj-otvetstvennosti-i-eticheskie-podxody-v-biznese.html

Оставьте комментарий

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:

Еще из мозаики:


avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 520




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф