Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Вторник
мая
news agency
of Muslims of Russian Federation

Ислам в информационном пространстве России

Дата: 08.04.2013 Версия для печати
Ислам в информационном пространстве России

Ни для кого не секрет, что мы живем в информационный век. Мир вокруг меняется стремительным образом. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» гласит знаменитая фраза. Именно информация получает в наш век особую ценность, поэтому умение работать с ней один самых главных источников успеха.

Интенсивность технологического прогресса привела к тому, что информационные системы по-новому форматируют действительность окружающего мира.

Традиционализм в анти-традиционной среде

Главным вызовом для традиционных религий сегодня является то, что развиваться им приходится в условиях побеждающего в нашей стране информационного общества, которого также называет обществом постиндустриальным.

Россия неоднородная страна, в столицах и крупных городах-миллиониках, где сконцентрировались все финансовые, научные и медийные ресурсы, жизнь все больше напоминает стандарты мировых мегаполисов, которые больше потребляют, нежели производят материальные продукты, а главным товаром в таких обществах становится именно информация. Поэтому именно эти центры задают культурные и научные стандарты всему миру. Это состояние и называется постиндустриальным или информационным. В связи с урбанизацией и стягиванием всех ресурсов в эти центры «традиционным религиям» приходится работать в новой, непривычной для себя среде.

Вместе с тем в нашей стране есть промышленные города, небольшие моногорода, зависящие от конкретные заводов и крупных производств. В таких индустриальных центрах роль информации как товара имеет меньшее значение, поскольку менталитет населения привязан к конкретному производству. Еще более традиционным является уклад жизни в небольших провинциальных городах, районных центрах и сельской местности. Как мы видим, наша огромная страна представляет из себя сложное и интересное в социальном отношении образование.

Если для функционирования в традиционной системе координат наши религиозные институты работают относительно эффективно, то жизнь в больших городах и столицах сталкивает их с новыми вызовами. Поэтому эффективная работа именно в информационном поле на данный момент является одним из залогов успеха.

Последние годы развития медиа-пространства (или информационного пространства) характеризуются тем, что значительное влияние стали получать те, кого в прошлом называли читателями или потребителями информации. Пассивные в прошлом потребители теперь стали активными участниками информационных процессов превращаясь из объектов информационной политики в её субъектов. Теперь не только профессиональные журналисты, публицисты и редактора задают повестку дня и формируют общественное мнение. В их поле все активнее вторгаются неравнодушные читатели, которые сформировали целое новое явление именуемое «гражданской журналистикой». Такой информационный переворот стал возможным благодаря развитию блогосферы, социальных сетей и портативных средств связей.

Что это значит? Если в прежние годы для влияния на общественное мнение достаточно было контролировать крупнейшие ТВ, радио, газеты и журналы, то теперь с развитием и массовым распространением Интернета этого оказывается недостаточно. Рядовые в прошлом потребители информации также хотят участвовать в формировании общественного мнения и общественных трендов и они уже успешно конкурируют в этом с крупнейшими СМИ. Количество читателей страниц некоторых популярных блоггеров составляют не только десятки, но и сотни тысяч, что сопоставимо с аудиторией крупных Интернет-СМИ. А развитие социальных сетей позволяет сделать достоянием гласности практически любой возмутивший рядовых пользователей сети факт без участия ведущих средств массовой информации. Уже общим местом стало то, что порой различные Интернет-площадки (в первую очередь социальные сети) задают новые темы для крупных ТВ, газет, радио и журналов. Ведь журналисты крупных традиционных СМИ внимательно отслеживают за тем, что происходят в Интернете.

Мобилизационный потенциал социальных сетей мы смогли наблюдать совсем недавно на примере многочисленных революций в арабских странах и митинговой активности в нашей стране. Инициативу в формировании общественной повестки дня и конструировании настроений в обществе перехватили сейчас те, кто умеет работать, используя инструменты социальных сетей и других возможностей Интернета.

Честность – залог успеха

Научно-техническая революция и развитие портативных средств связи дали возможность рядовому читателю стать обладателем информационной власти – генерировать и распространять информацию. Следствием этого особое значение получает индивидуальная честность и искренность каждого участника общественной жизни, поскольку любое его действие, высказывание, поступок гораздо раньше, чем в прежние годы может стать достоянием общественности. Быть честным в новом мире становится выгодно.

Можно сколько угодно много делать официальных заявлений и давать комментарии, в которых призывать, например, к толерантности, социальной справедливости и умеренности, но если примеры из реальной жизни будут противоречить словам, то есть риск получить обратно пропорциональный эффект. Легко можно вспомнить, какие обвинения со стороны общественности в нашей стране в последние годы были направлены как в сторону вообще религиозных институтов, так и непосредственно в отношении ислама и мусульман в частности. Недостойное поведение и неадекватные высказывания многих наших единоверцев, запечатленные на видео, аудио и фото носители очень быстро оказываются в сети Интернет и становятся доступны миллионам сограждан.

Таким образом, тема позиционирования ислама в информационном пространстве в новый век имеет достаточно широкие границы и касается вообще того, как себя ведут и что говорят мусульмане страны: от рядового прихожанина мечети до муфтиев.

История повторяется

Надо сказать, что и до революции 1917 года мусульманское духовенство становилось объектом критики и насмешек, как в народном устном творчестве, так и в профессиональных художественных произведениях. К сожалению, необходимо признать, что поводов для критики в последние дореволюционные десятилетия наше духовенство предоставляло предостаточно. Результаты катастрофы 1917 года мы пожинаем до сих. В наше же время скорость распространения информации, как и каналов ее передачи, в сравнении с началом XX столетия стала многократно больше, соответственно сейчас увеличивается и резонанс от любых действий, совершаемых как представителями мусульманского духовенства, так и рядовыми прихожанами мечетей.

Борьба за термины

Таким образом, последователям религии Пророка Мухаммада (с.а.в.) в нашей стране необходимо понять, что одним из важных шагов в сторону формирования положительного имиджа ислама и мусульман является работа над собой. Поведение мусульман, их образование, культура общения, степень честности и искренности в словах и на деле, которые демонстрируются в повседневном поведении – все это имеет первостепенное значение.

Образы, которые люди наблюдают каждый день, потом быстро перекочёвывают (в виде текста, фото или видео) на страницы блогов, заметок в социальных сетях, статей в Интернете, журналов, литературных произведений и т.д.

Однако уже сейчас в общественном мнении множество негативных стереотипов о мусульманах и исламе. В связи с этим, необходимо отметить, что мусульманам надо серьезнее относиться к тому какие коннотации стали приобретать в общественном дискурсе многие священные исламские понятия: шахид/шахидка, джихад, шариат и т.д. Проблема в том, что нам повсеместно приходится сталкиваться с неверным использованием этих понятий, с их дискредитацией. Мусульманам необходимо реабилитировать данные термины в общественном сознании россиян, то есть вернуть им истинное значение.

Информационные гетто

Качественность мусульманских медиа, безусловно, имеет большое значение, однако в основном эти ресурсы создаются для внутреннего потребления – для мусульман и людей заинтересованных мусульманской тематикой. Однако имидж нашей религии и единоверцев формируют вовсе не они. Имидж складывается крупными светскими СМИ – информационными агентствами, новостными сайтами, ТВ, газетами, журналами и т.д. Поэтому важно, чтобы в светских СМИ работали люди, разбирающиеся в исламе, которые готовы со знанием дела давать объективную картину. Необходимо отходить от информационных гетто и мусульманам, которым нужно становится профессиональными журналистами, публицистами, блогерами, редакторами и идти работать в уже известные крупные СМИ или создавать свои светские СМИ. Речь не идет об ангажированности, так как для исправления ситуации с негативными стереотипами достаточно быть просто объективным и вдумчивым журналистом.

Общим местом стали разговоры о том, что именно работа средств массовой информации привела к формированию негативного образа ислама и мусульман в массовом сознании граждан не только нашей страны, но и многих других государств. К сожалению, мы знаем немало примеров того как откровенно исламофобская позиция учредителей и реакторов различных СМИ приводила к провокационным и лживым способам освещения мусульманской тематики. Но поскольку эти средства массовой информации были светскими, то есть ориентировались на всех читателей: атеистов, агностиков, христиан, иудеев, мусульман, либералов, коммунистов и т.д., они имели и имеют большое влияние на формирование общественного мнения.

Мы живем в демократическом обществе, которое всем своим членам представляет равные возможности и только от самих граждан зависит, удастся им этим воспользоваться или нет. Именно в недооценке информационной, медийной политики многих мусульман кроится причина того, что это поле наполнено негативными стереотипами и ложью об исламе. Сознательно отдав это пространство людям непонимающим ислам или того хуже настроенных к нему негативно мусульмане теряют рычаги отстаивания своих прав в публичной сфере.

Данис ГАРАЕВ

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar

Новости партнеров
Loading...


Выбор редакции


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 77



Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф