Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Пятница
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

«Вопрос бороды» заключенных-мусульман в колониях Татарстана

Дата: 23.08.2016 Версия для печати
«Вопрос бороды» заключенных-мусульман в колониях Татарстана

Правозащитникам до сих пор не удалось договориться с сотрудниками УФСИН о том, какого вида и размера бороду разрешено носить осужденному-мусульманину и какого размера должна быть карманная икона

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова посетила Татарстан. В первый визит новый омбудсмен встретилась с Рустамом Миннихановым, побеседовала с членами совета директоров Азиатской ассоциации омбудсменов, выслушала татарстанских правозащитников. В частности, общественники ознакомили Москалькову с проблемами заключенных и мигрантов.

Омбудсмен заявила, что многие вопросы, о которых говорили общественники, быстро и сразу не решаются, но считает, что в России «все-таки удается продвигаться вперед в укреплении прав человека», передает kommersant.ru.

В Татарстане соблюдение прав человека в местах принудительного содержания контролирует Общественная наблюдательная комиссия – ОНК. Процедура взаимодействия организации с административно-управляющим персоналом колоний с каждым годом все усложняется, отметил в ходе встречи с Москальковой член ОНК Татарстана Альберт Зарипов.

Среди таких проблем взаимодействия с заключенными, как отсутствие регламента подачи уведомления о желании общественника посетить спецучреждение, нехватка медикаментов в колониях, отсутствие фельдшеров в изоляторах временного содержания особое внимание представителями ОНК было уделено вопросам, связанным с особенностями содержания в заключении верующих людей.

Так, глава ОНК Татарстана Лариса Расческова назвала «самым интересным вопросом по линии УФСИН» – «вопрос бороды» у заключенных, исповедующих ислам. Здесь стоит отметить, что именно в Татарстане по сравнению с другими регионами неплохая ситуация с соблюдением религиозных обрядов.

Как живут мусульмане в колониях Татарстана

Так, в колониях разрешено соблюдать уразу и пост, осужденные могут исполнять религиозные обряды в полноценных молельных комнатах. Во всех исправительных учреждениях Татарстана есть мечети, церкви, молельные комнаты. По словам помощника начальника УФСИН РФ по РТ Рафаэля Давлеева на расширенном заседании координационного совета при министерстве юстиции РФ по РТ, прошедшем в конце мая этого года, функционируют семь мечетей в ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-8, ИК-10, ИК-19 и молельные комнаты в ИК-18, ЛИУ-1, СИЗО-1, СИЗО-2. Кроме этого, в исправительных учреждениях функционируют восемь церквей и пять молельных комнат русской православной церкви.

Сегодня нет специальной организации, относящейся к ДУМ РТ или республиканской митрополии, которая отвечала бы за религию в колониях. Вместо этого проблемы религии решает нерелигиозная организация «Центр социальной реабилитации и адаптации заключенных». Помощь состоит не только в решении вопросов во время содержания в местах лишения свободы, но и в виде сопровождения после освобождения, поскольку в этот период велик риск бывших заключенных не интегрироваться в общество в короткий срок, что чревато новыми преступлениями и новым заключением. Центр обеспечивает бывшего заключенного после освобождения работой и всем необходимым.

Заключенные-мусульмане в колонии Источник фотографии: 13.fsin.su

Как рассказывал в интервью ИА «Инфо-Ислам» руководитель Центра, член Общественной палаты РТ Азат Гайнутдинов, рецидивы или повторные судимости происходят именно из-за отсутствия должной поддержки осужденных после освобождения.

«По статистике, 24% бывших заключенных имеют вторую судимость, а 21% — третью и более. То есть, если человек попал в этот круг, вырваться из него сложно. Вышел человек после 10-15 лет колонии — и куда он пойдет? Кто его ждет? А если неофициально работать, то заработная плата очень низкая или ее могут вовсе не заплатить, обмануть. Если же человек отсидел большой срок, то чаще всего родственники его уже не ждут, и домой могут просто не пустить. Человек от безысходности либо опять идет в ту маргинальную среду с наркотиками и алкоголем, либо совершает преступление, чтобы вернуться в места лишения свободы и просто поесть. Он знает, что там его по крайней мере накормят, дадут место для ночлега, он будет под крышей. Поэтому очень важно помочь освободившимся в первое время», – рассказал он.

Кроме работы Центра в Татарстане начиная с 2012 года реализуется  комплексная программа ДУМ РТ  по социальной поддержке  граждан, находящихся в местах лишения свободы. Об этом рассказал заместитель муфтия РТ по социальным вопросам Илдар хазрат Баязитов на Всероссийской православно-исламской конференции  «Душепопечительство и социальная помощь заключенным в местах лишения свободы: основные направления деятельности», прошедшей в Казани 10 августа.

«Вместе с УФСИН России по РТ проделали уже большую работу. Сегодня в 9 исправительных колониях Татарстана работают свои имамы, кроме того есть имамы, которые регулярно приходят в СИЗО. В течение священного месяца Рамадан практически во всех ИК Татарстана, для 600 заключенных, которые исповедуют ислам, проводились ифтары. Также ДУМ РТ ведет активную совместную работу по ресоциализации бывших заключенных с Автономной некоммерческой организацией «Центр социальной реабилитации и адаптации» (АНО ЦРА), таким образом удалось устроить на работу и помочь с жильем десяткам людей», – рассказал заммуфтия РТ.

Вопрос бороды в колониях

По официальным данным в Татарстане на сегодняшний день около 16 000 человек отбывают наказание в исправительных колониях. 7-8% из них – мусульмане. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) призывал верующих мусульман не быть похожими на язычников. Поэтому мусульманам следует брить усы и отпускать бороду. Содержащиеся же в заключении мусульмане сталкиваются с ситуацией запрета на ношение бороды. Это подтвердила на встрече с омбудсменом Расческова, отметив при этом причину, по которой верующих заставляют чуть ли не насильно удалять растительность на лице – отсутствие внутреннего распоряжения на этот счет.

«Во внутренних инструкциях колоний  не указано, какая должна быть борода, а только написано „аккуратно постриженная“». Она тем не менее уточняет, что трехдневная щетина уже запрещена. «Вроде мелочь, но много было выяснений по этому вопросу», – отметила глава ОНК.

Член ОНК  в Татарстане Герман Алёткин подтвердил, что нигде не прописано, какая должна быть борода по длине. «По правилам внутреннего распорядка осужденный или арестованный должен ходить в аккуратном виде. То есть, если он начинает отпускать бороду, то это уже неаккуратный вид» – комментирует он. Советник начальника УФСИН по Татарстану Рафаэль Давлеев согласился с правозащитниками о необходимости регламентации этого вопроса.

Герман Алёткин сообщил в беседе ИА «Инфо-Ислам», что происходит много случаев насильной стрижки бороды: «…просто прижимают и насильно ему (осужденному) бороду стригут».  С точки зрения УФСИН это не является нарушением прав человека, поскольку в местах заключения работают инструкции, обязательные и одинаковые для всех. Статистики в отношении насильной стрижки бороды тоже нет, потому что мусульмане не подают жалобу, не рассказывают об этом. Бороду нередко используют в качестве метода преследования, притеснения, рассказал наш собеседник. В этих случаях отсутствие жалоб со стороны мусульман естественно – кто же захочет оказаться в ШИЗО (отделение исправительного учреждения, где расположены камеры для нарушителей режима содержания)?

Любопытно, что есть взаимосвязь бороды и фотографии в деле заключенного. Если на карточке человек был без растительности и вдруг начинает отпускать бороду, то это является нарушением правил внутреннего распорядка. То есть, появление бороды считается изменением внешности, а это запрещено инструкциями.

Член ОНК Герман Алёткин Источник фотографии: kazan-sova.ru

Как можно решить «вопрос бороды» в колониях?

По мнению нашего собеседника, есть некоторые варианты урегулирования данной проблемы, регламентации вопроса бороды.

«Первый вариант – это более четко прописать в правилах внутреннего распорядка, для этого не требуется какой-то законодательной инициативы, то есть правила внутреннего распорядка принимаются в рабочем порядке. Этот документ по своему уровню ниже Постановления Правительства, скорее – на уровне Министерства. Этот вопрос вполне мог быть более четко прописан. Например, человек мог бы подать заявление на отпуск бороды. Далее – имам, который посещает данную колонию, выдает ему типа справки о том, что человек является прихожанином, соблюдает предписания религии и что борода является для него необходимым атрибутом мусульманина. Ну и второе – это можно было просто решить на уровне самой колонии, администрации. В реальности получается, что любое право (право мусульман отпускать бороду – прим. ред.), которое дается, должно в колонии быть вымолено-выпрошено. Нельзя просто так получить право на что-то в местах лишения свободы. Это просто такой подход. Я не думаю, что здесь будет что-то развиваться. Ходим, объясняем, приводим сравнения: считайте себя попавшими в плен к кяфирам! То есть, даем возможность найти основания для принятия бритья не по своей воле»,
– рассуждает собеседник.

Алёткин акцентирует внимание на том, что этот вопрос абсолютно не урегулирован и рассказал о том, что недавно в колонии у православного отобрали икону, сочтя ее некарманного размера и некарманного ношения. Однако нигде не прописано, какого же размера должна быть карманная икона. Так же как размер бороды. Хотя информация об этом существует. Так, например, исламский богослов и проповедник Шамиль Аляутдинов в своей статье «Ношение бороды» приводит хадисы о том, какого размера борода мусульман считается лучшей:

  • однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака (Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является размер сжатого кулака. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2659.).
  • Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится!» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!» (См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128.).
Права осужденных-мусульман нарушают

Наш собеседник поднял еще несколько проблем, в том числе вопрос о молитвенных ковриках. Какого размера должен быть коврик карманного ношения? Непонятно и не регламентировано. Алёткин считает, что можно использовать такие коврики, которые складываются и помещаются в карман. Но все нужно регламентировать. А каким образом происходит соблюдение поста и уразы? Право соблюдать уразу у мусульман есть. Но нет права питаться ночью, ведь это запрещено внутренним распорядком. Выходит, уточняет Алёткин, что мусульмане вынуждены голодать. Опять-таки, проблема халяль питания. Нет никаких сертификатов и контроля, они не могут быть уверены в истинности халяльного питания, если таковое заявлено. Никто не регламентирует и не контролирует эти вопросы.

«Права осужденных нарушаются в местах лишения свободы. Достаточно часто и в обширных пределах. Права мусульман конечно нарушаются также. С точки зрения администрации ничего не нарушается, так как права мусульман нигде не прописаны. В отношении поста и уразы – люди вынуждены голодать, так как ночью есть запрещено. Это нарушение внутреннего распорядка, за это можно загреметь в ШИЗО. Весь этот комплекс проблем невозможно решить сразу, условно говоря, в два присеста»,
– размышляет Алёткин.

Кроме вышеозначенных проблем, представитель ОНК рассказал о том, что в библиотеках колоний кроме Корана больше нет духовной литературы, да и тот нельзя взять себе читать. Купить Коран заключенный может только на свои деньги. А это является проблемой в местах лишения свободы.

«Почему бы ДУМ РТ  не запустить программу спецвыпуска Корана карманного ношения для осужденных-мусульман и продавать его им по символической цене 1 рубль? Тогда осужденные смогут приобрести его, и работа Духовного управления в колониях будет серьезно поддержана Священной для всех мусульман книгой»,
– предлагает наш собеседник.

Герман Алёткин обеспокоен на фоне описанных им проблем заключенных-мусульман в колониях тем, что заключенным приходится выбирать между соблюдением внутреннего распорядка и соблюдением религиозных традиций. А для того, чтобы такого не происходило, по мнению общественника, ДУМ РТ недостаточно проводить свои мероприятия в колониях «для галочки». Проникновение духовенства РТ должно быть более активным и обширным, а изменения видимыми. А пока слишком много проблем. Пока нерешенных. 

Лилия Цимбалистова


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Самое трудное и одновременно самое радостное в году время наступило в мусульманском мире - священный месяц Рамадан, девятый месяц по счету в мусульманском лунном календаре.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф