Общероссийское
информационное агентство мусульман
27
Понедельник
февраля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Кто защитит татарскую мечеть Казахстана?

13.05.2013 Версия для печати
Кто защитит татарскую мечеть Казахстана?

Кто защитит татаро-мусульманские мечети, так сказать татарские духовные и культурные центры, находящиеся за пределами Татарстана? И вообще, какая судьба их подстерегает? На днях стало известно желание властей Казахстана закрыть татарскую мечеть города Петропавловска.

Кто сможет защитить татар-мусульман этого края, если не от гибели, то от потери собственной этнической и конфессиональной идентичности? Представляется, что татарская общественность, власти Татарстана и расколотое исламское духовенство России должно понять и принять общие меры для того, чтобы у татар-мусульман был один Верховный муфтий. Я уверен в том, что Татарстан, связывающий Россию с исламским миром, имеет достаточный потенциал для реализации ряда действий по упрочнению положения татар за пределами республики. Исходя из этого, Республика должна курировать не только общины Татарстана, но и также должна выстраивать тесные контакты с регионами России и татаро-мусульманскими общинами за рубежом.

Кому мешает татарская мечеть?

Петропавловская мечеть была построена 160 лет тому назад усилиями местной татарской диаспоры. Сегодня мечеть функционирует как духовно-культурный центр объединяя мусульманскую общину региона, которая насчитывает численность в двадцать тысяч человек. Как заявил имам мечети Рафаил Ражапов радио «Азатлык», местная власть при помощи административного ресурса пытается запретить проповеди, которые там ведутся на татарском языке, предлагая альтернативу на казахском. Оказывается, давление со стороны властей на татарскую общину идет уже в течение пяти лет.

Не вдаваясь в формальные подробности юридического статуса, необходимо отметить, что до этого татарская мечеть работала по соглашению с ДУМ Казахстана, оставаясь юридическим лицом, то есть, таким образом, могла не опасаться за свою независимость и вести духовно-просветительскую деятельность именно для татар. Но вследствие принятия закона о перерегистрации, муфтият Казахстана предпринимает попытки полностью завладеть татарской мечетью. При этом татарская община не против войти в состав ДУМ как независимое юридическое лицо и продолжить свою работу, что кстати не противоречит законам страны. Чем же духовенство Казахстана не устраивает такой сценарий, для чего предпринимаются настойчивые действия по лишению статуса юридического лица единственной татарской мечетью города? Вот и причина: если мечеть потеряет свой статус, ДУМ Казахстана сможет поменять устав мечети, а также и имама. Результат всего этого очевиден: еще одна татарская махалля исчезнет.

Решение суда: мечеть закрыть!

К сожалению, уже есть решение областного суда о закрытии татарской мечети. Длительный процесс, начавшийся еще в июне 2012 года, привел к тому, что власти Казахстана не допустили перерегистрации мечети, вот и результат. Сама тенденция по притеснению татарского этнического сообщества города шла по нарастающей: сначала из Устава мечети посоветовали убрать слово «татар-башкир», потом «татарские и башкирские традиции». Махалля пошла на эти уступки для сохранения мечети, но регистрацию они все равно не смогли пройти. После этого, руководство мечети решило вернуть старое название прихода – «татаро-башкирская махалля».

Какие меры будут предприниматься для сохранения мечети? По словам Рафаиля Ражапова, они готовы обратиться в международные суды, также написали письма президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, правящей партии «Нур Отан». Необходимо отдельно подчеркнуть, что проблема не оставила равнодушными татар других стран – они возмущены такой политикой. Представительство Татарстана в Казахстане уже заявила о несогласии с решением о закрытии мечети. Но они не могут влиять на решения властных структур другой страны.

Практика существования татарской мечети за пределами России

Обратимся к опыту активности татар-мусульман, находящихся за пределами Российской Федерации. К большому сожалению, приходится констатировать потерю лидерских позиций татар в духовной исламской структуре России. Главным образом эта тенденция подтверждается неоспоримым фактом: часть российских мечетей перестали быть татарскими, отдав рули правления кавказским или азиатским духовным общинам. Даже в самом Татарстане лет 5 тому назад были попытки отрицать принцип татарских мечетей. Однако каждый народ в любой точке мира имеет право на создание не просто культурно-этнической, но и конфессионально-этнической общины, и татары в этом вовсе не являются пионерами. Действительно, именно религия, ее духовные основы в сочетании с народными традициями и обычаями, языком, позволяют сохранить единство и культурные традиции этнической группы, оказавшейся в меньшинстве. Так, на протяжении довольно многих лет успешно функционируют татарские мечети в Финляндии, есть мусульманские общины в Австралии, Турции и в других уголках мира. Стоит лишь вспомнить, что мечети в Японии были построены татарами, но на сегодняшний день в этих татарских мечетях не осталось и их следа. Хочется подчеркнуть еще раз: татары не просто перестали быть лидерами, но и порой, их права начали ущемляться!

Еще до революции татары жили по системе махалли, центром которой являлась мечеть. В наши дни есть определенные сдвиги в возрождении этой традиции. Однако, что мы видим на примере Казахстана - этой важной для татар традиции не дают ходу. Даже отдельные российские муфтияты высказываются против татарской махалли, ссылаясь на поток мигрантов из Средней Азии. Их доводы основаны на том, что основными посетителями мечетей будут именно эти мусульмане, которые придут и уйдут. Однако нельзя забывать о мусульманах татарах, которые никуда уходить не собираются. Нельзя позволить обстоятельствам, воле отдельных людей, разрушить духовное ядро татарских общин. Татары, наравне с другими этническими общностями, должны иметь возможность организовывать свою махаллю на той территории, где проживают. Их отсутствие может обернуться потерей интереса татар к религии, ведь у каждого свои нравы и менталитет. Например, сегодня пишут о пассивности мусульман Москвы. На мой взгляд, причина того, что татары перестали посещать московские мечети в том, что они не выдержали поток мигрантов и ушли из мечетей. Несмотря на общность религии – ислам, традиции и обычаи, культурные особенности разных народов остаются разными. Именно поэтому махалла, сочетающая в себе этнические, культурные и духовные принципы становится незаменимой организацией для татар.

Таджуддину, Гайнутдину… еще 80 муфтиям не по силам?

Самое странное, что наблюдая закрытие татарской мечети, молчат российские муфтии. Почему молчит Верховный муфтий Талгат Таджуддин? Куда смотрит председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин? Разве не по силам другим муфтиям вмешаться и отстоять интересы своего народа за пределами России? Почему 80 татарских муфтиев словно уснули? Ведь недавно прошел форум в Астане под названием «Казахстан - наш общий дом», где приняли участие Равиль Гайнутдин и муфтий Азитской части России Нафигулла Аширов. Почему они в своих пламенных речах не затронули проблему татарских мусульман? Вообще, кто в ответе именно за татар за рубежом? Их пассивная позиция и молчание непонятны. Ведь здесь нужно действовать, а этого мы не наблюдаем.

В заключение на ум приходит вывод о том, что татарская мусульманская община нуждается в главном муфтии, чьи положение и функционал бы соответствовали православному патриарху, еврейскому раввину. Нужен человек, которому подчинялась бы вся татарская умма. Например, Патриарх контролирует русские приходы и Сахалина, и Испании, и Марокко, и Венесуэлы. Также Главному Раввину Израиля покорны все приходы евреев мира. Таким образом, они себя могут защищать и сохранять. В дальнейшем, татары должны создать эту структуру. А Татарстан здесь должен стать ядром. Представляется, что Единый татарский муфтият с центром в Республике Татарстан – единственный правильный путь в давно назревшей проблеме - консолидации татаро-мусульманского мира.

Александр Долгов

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Новости партнеров
Loading...

Выбор редакции

Опрос
Как необходимо решать проблему ношения Хиджаба в школах?
Всего ответов: 151




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф