Общероссийское
информационное агентство мусульман
9
Пятница
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Политические игры на национальной арене: вопрос памятника Екатерине II в Казани

04.11.2016 Версия для печати
Политические игры на национальной арене: вопрос памятника Екатерине II в Казани

История Казани очень интересна и многообразна. С ней связаны имена известных личностей, в том числе и правителей царской России, которые посещали этот город и повлияли на его дальнейший ход развития. Сегодня казанцам пытаются напомнить об этом еще раз. Однако предложение установить памятники Екатерине Великой и Ивану Грозному не вызвали у общественности одобрения. Рассмотрим историю этого вопроса

Почему Старо-татарскую Слободу Казани хотели связать с Екатериной Великой

Читайте также:

Императрица Екатерина II Великая посетила Казань в 1767 г. В Твери для государыни и её свиты были заготовлены четыре галеры – «Тверь», «Волга», «Ярославль» и «Казань». В честь приезда императрицы в Казань были устроены триумфальные ворота из трёх арок. В своих письмах она отмечала: «Сей город бесспорно первый в России после Москвы… во всём видно, что Казань – столица большого царства».

Правление Екатерины II ознаменовалось послаблениями мусульманам. Она первая из царей разрешила строить каменные мечети. Это очень важное событие для татарского народа, поскольку ранее возведение мечетей запрещалось, но все же они строились, правда, только деревянные. Строительство всегда довольно жестко регламентировалось. В 1742 году г.Казань сильно пострадала от пожаров, выгорела и Старо-татарская Слобода. Пожар повторился в 1749 году. И вновь пришлось все восстанавливать с нуля.

Читайте также: Старо-татарская слобода Казани — основные вехи истории

Результаты опроса в издании Бизнес-онлайн Результаты опроса в издании "Бизнес-онлайн"

Отношение к строительству мечетей поменялось с изданием в 1773 году Указа «О терпимости всех исповеданий» Екатериной Второй. Во время своего посещения Казани она дала разрешение на возведение Первой соборной мечети, которая называлась «Первая приходская» или Юнусовская, а позднее «аль-Марджани», в честь имама, просветителя и богослова Шигабаутдина Марджани. После строительства двух мечетей из камня («Марджани» и «Апанаевская») были открыты Ахундовское и Апанаевское медресе.

В благодарность за это в народе Екатерину прозвали «Эби-патша», а также в честь нее была названа одна из улиц Слободы – Екатерининская (современная улица Г.Тугая).

Учитывая большую роль Екатерины в истории татар, на территории Слободы хотели установить памятник в честь нее. Но современная татарская общественность выступила против. С одной стороны, казалось бы, она заслуживает увековечивания ее памяти в качестве благодарности, с другой – императрица выполняла свои обязательства как правителя, который был заинтересован не столько в развитии ислама, сколько в укреплении своего многонациональное государство, лишая повода для появления внутренних врагов.

Нужен ли памятник покорения Казани?

Не успел забыться вопрос установления памятника Великой российской императрице, как тут же в СМИ начались разговоры об установлении другого образа правителя – Ивана Грозного.

История Старо-татарской Слободы начинается не с основания Казанского ханства, а с завоевания Казани Иваном Грозным. Его роль в истории народа и последующее влияние на развитие культуры татар имеет большой вес. Одни склонны драматизировать и очернять эпоху царской власти, другие – оправдывать царя-деспота и положительно расценивать последующий период. Все зависит, с какой точки зрения посмотреть.

С позиции доктора исторических наук, профессора исторического факультета МГУ Дмитрия Володихина в Казани в честь него даже «уместно поставить памятник». «В 1552 году Иван IV участвовал в походе русской армии и лично рисковал жизнью при штурме Казани, и по результатам этого штурма было ликвидировано Казанское ханство, в котором процветало рабовладение», — заявил Володихин в своем интервью для Pravda.ru.

Дмитрий Володихин Дмитрий Володихин. Источник фотографии: kuvalda.ru

«Тогда Батыю в Москве - за создание Улуса Джучи как предтечу Московского государства и опыт. Последний - сын ошибок трудных», - отвечает на такую идею Леонид Абрамов, краевед.

Сначала монумент открыли в Орле, еще один ожидается во Владимирской области. Иван Грозный является основателем Орла. Город был заложен в 1566 году и являлся южным форпостом Русского государства. Это дает обоснование для установления памятника на этой территории.

Для Казани же и татарского народа, для которого он стал завоевателем, проводившим насильственное крещение, он является не героем, а угнетателем. Для русского народа Иван Грозный является довольно значимой фигурой, которая создала из небольшого Московского государства огромную многонациональную империю, увеличив ее территорию и население путем завоевания в несколько раз. Но здесь и находится камень преткновения: то, что для одних является безусловной победой и шагом вперед, для других может быть серьезной исторической травмой.

«Сама по себе идея установить в Казани памятник является не только абсурдной, но и провокационной,» - считает доцент Казанского Федерального Университета Аскар Гатин.- «Для казанских татар (не татар города Казани, а потомков Казанского ханства) взятие Казани - это большая историческая трагедия, которая никогда не будет положительным фактором. Собственно всплеск татарского национального движения в конце 1980-х годов был оформлен как восстановление исторической памяти татар о взятии Казани, и московским историкам, равно как и политтехнологам, я бы советовал внимательнее изучать современную региональную историю России, чтобы не делать роковых ошибок».

Говоря о покорении Казани Иваном Грозным, это историческое событие воспринимается сейчас как данность, как некий факт, положивший начало новому периоду, а не конец истории татарского народа. Именно такой подход помогает не создавать проблему, а сглаживать все острые углы. Установление памятника может перевесить чашу весов гармоничных отношений в неблагоприятную сторону.

Результаты опроса в Аргументах и фактах Результаты опроса в "Аргументах и фактах"

Идея установки памятника Ивану Грозному именно в Казани не просто провокационная, но и не имеет смысла, так как в Казани уже стоит памятник.

Еще при царской власти в ознаменование и в память о взятии Казани был поставлен мемориальный храм-памятник в память о воинах, павших в ходе взятия города на острове реки Казанка. По распоряжению Ивана Грозного над братской могилой возвели храм, но его пришлось перенести на более высокое место из-за паводков, которые затапливали храм каждую весну. На месте захоронения осталась часовня, и только в 1823 году здесь появился памятник-храм, созданный архитектором Николаем Алферовым. Этот памятник называется «Храм Нерукотворного Образа Спасителя».

Аскар Александрович Гатин Аскар Александрович Гатин

«Это и есть памятник завоеванию Казани, памятник Ивану Грозному и памятник тем воинам Ивана Грозного, которые погибли в битве за создание новой молодой Московской империи», - комментирует историк КФУ Аскар Гатин.

«Про памятник Ивану Грозному никто и не говорит никогда. Я на такие темы их не вывожу, я хочу спокойно жить и не думать потом, что экскурсия прошла в спорах и распрях», – рассказывает экскурсовод Оксана Ахмедзянова.

Храм-памятник воинам Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. Источник фотографии: wikimedia.org

Новый старый курс на империализм, кто инициирует вопросы о памятниках

До последних инцидентов в Казани была уже попытка установить памятник императору Петру Первому на Петербургской улице, который в итоге заменили на бюст историка Льва Гумилева. И вот уже в третий раз под одним или другим предлогом в постсоветской Казани пытаются увековечить память того или иного царя.

«Стоит подчеркнуть, что в Татарстане нет и не было памятников царям. Не нужно создавать прецедент», - говорит Айрат Файзрахманов — кандидат исторических наук в газете «БИЗНЕС Online», комментируя новость о предложении установить памятник Екатерине Великой. Однако хорошо известно, что на месте памятника Мусы Джалиля возле Спасской башни некогда стоял памятник Александру II. Так что прецедент уже был.

Историк Айрат Файзрахманов Историк Айрат Файзрахманов. Источник фотографии: личная страница ВКонтакте

Национальный вопрос в многонациональном государстве один из самых волнующих и во все времена актуальных. И появление идеи установки памятника может дестабилизировать межнациональную обстановку в данном регионе, вызывая рост татарского национального движения и общей напряженности в Республике.

«Думаю, что ни лично Путину, ни стране такие очаги напряжения в центре не нужны. Тем более, что сейчас начался новый этап развития татарского национального движения - в нем участвуют не оголтелые уличные горлопаны, как это было 20 с лишним лет назад, а довольно образованные и инициативные люди», - считает историк Аскар Гатин.

Инициаторами установки памятника в г.Орел стали Фонд славянской письменности и культуры и местные власти. В городе Александрове этим вопросом занимается Фонд содействия сохранению и развитию историко-культурных и духовно-нравственных основ Русской цивилизации. Об установке памятника и в Казани заговорили на круглом столе «Роль Ивана IV в истории государства Российского». Первоначально идею высказал глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич.

Леонид Симонович-Никшич Леонид Симонович-Никшич. Источник фотографии: ru-news.ru

Учитывая важность вопроса и эти факты, нельзя не согласиться с преподавателем КФУ Аскаром Гатиным, который считает, что «инициатива по установке памятника исходит не от правительства и даже не из Кремля, а от тех квасных патриотов, которым хочется построить новую империю».

«В этой политике нет места малым народам России, не учитываются внутренние проблемы и возможные очаги напряжения. Строительство империй всегда направлено во вне. Сейчас Россия участвует в "глобальной игре"», - говорит доцент КФУ.

Действительно, в стране за последние годы не без помощи СМИ сформировался новый имперский образ России. Об этом свидетельствует и интенсивная информационная пропаганда. К примеру, если ранее ностальгия по советской жизни в основном была связана с экономической стабильностью, справедливостью в распределении материальных благ, уверенностью в завтрашнем дне, то сейчас все чаще эксплуатируется образ великой и могучей державы, которая держала в страхе другие сильные государства.

Также хочется отметить тот факт, что в дореволюционный период для татарского народа все же было больше условий для самобытного развития, чем в советское время. Некая изоляция народа в Старо-татарской Слободе помогала не ассимилироваться с русскими, а сохранить свой язык и письменность, искусство, традиции и обычаи, религию. Расцвет татарской культуры в XIX столетии лишь еще раз служит подтверждением этого факта.

«История всегда была удобным средством формирования идеологизированного сознания масс. Но одно дело, когда строят свою новую политическую систему, а у нас происходит возврат к историческому прошлому, в котором наши нынешние великодержавные идеологи ищут лучшую модель для объяснения текущей политики государства в мире», - добавляет Аскар Гатин.

Алина Хакимзянова

Смотреть комментарии

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
0
1
Как представитель татарской нации выступаю категорически против установки памятника Ивана Грозного в Казани. Мне кажется это большим неуважением и однозначно не толерантным подходом. Благодарю Алину за поднятый вопрос. надеюсь эта тема и мнение татарского народа не останутся незамеченными.
avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 230




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2016 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф