Общероссийское
информационное агентство мусульман
4
Воскресенье
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Старо-татарская слобода Казани — основные вехи истории

13.10.2014 Версия для печати
Старо-татарская слобода Казани — основные вехи истории

Старо-Татарская слобода является ядром татарской городской жизни дореволюционного времени. Она стала своеобразной колыбелью расцвета татарской культуры. Сегодня нам стоит лучше понять ее роль в истории татар, а также представить, каким образом на современном этапе она может стать важным элементом в возрождении и развитии татарского народа


В связи с этим мы предлагаем вам серию статей об истории Старо-татарской слободы Казани, чтобы наши читатели лучше представляли то, чем являлась эта слобода в прошлые столетия. Первый материал, который мы здесь размещаем, носит обзорный характер и повествует об истории создания и основных вехах формирования этой части столицы Татарстана.

Ядро Старой Татарской слободы находится за протоком Булак, где ещё до покорения города Иваном Грозным находился «Царев луг» и деревня Кураиш (впоследствии Кураишева слобода) с каменной Отучевой мечетью. Особенно бурное развитие и застройка слободы начались после визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также в связи с её историческим указом 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий». К концу XIX века крупный ансамбль Старой Татарской слободы сложился в районе улиц Московская (бывш. Кирова), Нариманова, Марджани (бывш. Комсомольская), Сары Садыковой (бывш. южная часть Нариманова), Г.Камала, Ахтямова. Наиболее ценная историческая застройка находится в районе улиц Московская-Марджани до ул. С.Садыковой (с востока на запад) и от ул. Г.Камала до ул. Ахтямова (с севера на юг). Осевая для всей слободы улица Тукая (Тихвинская и Екатерининская до 1917 года) была застроена особняками татарских промышленников, предпринимателей и духовенства.

Как известно, после завоевания Казани войсками Ивана Грозного татарское население города было отселено за городские стены и заняло левое побережье озера Кабан в районе Кураишева. Главная слободская улица, следуя легкому изгибу берега, протянулась от старинного мусульманского кладбища на месте современной Сенной площади до русской деревни Плетени. Такой запечатлена Старо-татарская слобода на сохранившихся планах XVIII века. Ее застройка складывалась стихийно, пока в 1768 году не был утвержден регулярный план города.

В соответствии с планом произошло четкое разделение Казани на собственно город и предместья. Между ними предполагалось вырыть широкий ров. Он должен был пройти вдоль современных улиц Татарстан и Пушкина и пересечь Старо-татарскую слободу. Ров так и не вырыли, однако его незримая разметка осталась в планировке города: улицы Пушкина и Татарстан и по сей день шире всех старых улиц Казани.

Так старая татарская слобода разделилась на две части. Ее северо-западная часть оказалась по проекту в городской черте и должна была перестраиваться по новому плану. Собственно Старо-татарской слободе отвели место в предместье; она смещалась к юго-востоку и также должна была вновь отстраиваться в соответствии с регулярной сеткой кварталов. Основная часть дорегулярной Старо-татарской слободы осталась за пределами города.

С этого момента и до административных преобразований советского времени название Старо-татарской слободы официально применялось лишь к территории, оказавшейся по этому плану в предместье на юго-западном берегу озера Кабан. Ограниченная современными улицами Татарстан с запада и Ахтямова с востока, она почти не менялась на протяжении всего этого периода, лишь незначительно расширяясь в южном направлении, где появилась улица Малая Мещанская. Расположенное за современной улицей Ахтямова село Плетени с Екатерининскою церковью продолжало носить свое название и никогда не включалось в состав татарской слободы, хотя к концу прошлого века здесь было немало татарских усадеб. На свои расположенные здесь дома Юнусовы, Арасланов и другие татарские купцы так и указывали — "дом в Плетенях". А в планах города за самые разные годы "Старо-татарской слободой" именовались исключительно эти кварталы в юго-западной части побережья Кабана.

Однако в народном представлении границы Старой татарской слободы были иными. Район Забулачья, примыкающий к Сенной площади, неизменно воспринимался как ее часть. Еще в 1816 году вдова Габида Китаева в просьбе о разрешении построить мечеть на Сенной площади так описывает это место: "... в старо-татарской слободе в отдаленности от церквей среди татарских домов близ Сенного базара против дома и лавок казанских купцов Юнусовых пустопорожнее...". Позднее в воспоминаниях о своем казанском детстве называет Сенную площадь Старо-татарской слободой Федор Шаляпин. В то же время в официальных документах и справочной литературе весь этот район, включая его восточную часть, заселенную татарскими семействами, всегда именовался второй полицейской частью. Так ее называл известный в прошлом веке издатель И. Чернов в своих памятных книжках, указывая адреса проживавших здесь купцов и ремесленников. То же читаем в более поздней справочной литературе.

Попытаемся понять, почему так произошло? Предусмотренное планом 1768 года разделение дорегулярной Старотатарской слободы началось с образования разграничившей город и предместье улицы Евангелистовской, которая называлась тогда "Набережная озера Кабан". Именно вдоль нее появляются первые татарские дома, построенные по "екатерининскому" плану. Юго-восточный угол Сенной площади оставался неурегулированным до конца XVIII века, что видно на плане 1798 года, и эта ее часть оставалась в сознании населения татарской слободой; во всяком случае, здесь еще продолжали жить татары. Многие татары переселились в новую, отстраивавшуюся по новому плану, слободу на берегу Кабана. Но уже тогда татары селились в Забулачье, в черте города.

То, что территория Забулачья продолжала в сознании населения оставаться Старо-татарской слободой, являет нам пример консерватизма массового сознания как в вопросах топонимики, так и в целом в восприятии жизненного пространства. Этот консерватизм подкреплялся тем, что вплоть до конца XVIII века продолжали существовать старые кварталы. Образ, осознание места, веками копившиеся и передававшиеся из поколения в поколение, были сохранены и в дальнейшем, несмотря на полную фактическую переориентацию жизненного пространства. Не случайно Марджани указывает на живучесть в народной памяти образа древнего мусульманского кладбища на месте Сенной площади.

Таким образом, произошло психологическое расширение границ татарской слободы. В сознании населения она оставалась как бы неразделенной, единой и несла в своих чертах наследие и память предков. Причем, хотя забулачная ее часть сформировалась гораздо позднее, чем Новая татарская слобода, именно Забулачье продолжало именоваться Старой татарской слободой. Несмотря на единое восприятие закабанной и забулачной частей слободы, все же между ними было заметное различие. Купечество селилось (за редкими исключениями) в Закабанье, образуя своего рода элитный район проживания татар.

В Забулачье обосновывались большей частью мещане, ремесленники, и только во второй половине прошлого века здесь появляются богатые татарские особняки.

Итак, существовало как бы две Старо-татарских слободы — одна официальная, в Закабанье, и вторая, включавшая в себя первую и ряд кварталов Забулачья. Если границы первой четко очерчены во всех городских планах и других письменных свидетельствах прошлого века, то границы второй никогда не фиксировались документально. К рубежу веков Сенная площадь практически полностью принадлежала татарским купцам (за исключением северо-западного угла), которые расселялись по направлению с востока на запад. Как показали многочисленные архивные документы, к этому времени татарам принадлежали владения вдоль всей нынешней улицы Г. Камала. Она явилась западной границей проживания татарского населения в Забулачье. К началу нынешнего столетия в этих кварталах сформировалось компактное жилое образование с общественным и торговым центром на Сенной площади. Единичные татарские усадьбы в других местах — Усманова (ул. Кирова, 19) или Апакова (Кирова, 25) — не могут повлиять на определение границ этого образования, ведь многие татарские купцы имели доходные владения в самых разных частях города.

В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами («хрущевками» и «брежневками»). В то же время в слободе сохранилось до настоящего времени настолько много примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться комплексной достопримечательностью, предметом гордости горожан и обязательного посещения гостей города и туристов. В 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.

Северная часть слободы входила в состав Бауманского (ныне Вахитовского) района города, центральная и южная — Приволжского, являясь его северным территориальным аппендиксом. В середине 90-х — начале нулевых на жилой территории центральной и южной части слободы была учреждена особая префектура с отдельной администрацией Старо-Татарская слобода, которая в ходе муниципальной реформы позже была упразднена с передачей её территории в состав Вахитовского района как одного из других его учётных жилых комплексов. Таким образом, в состав Вахитовского района входит практически вся слобода, за исключением территорий промышленных предприятий на её юге.

В годы подготовки города к празднованию тысячелетия города в 2005 г. многие здания в слободе были отреставрированы. Согласно генеральному плану, предусматривается дальнейшая реновация Старо-Татарской и Ново-Татарской слобод с сохранением исторического облика первой и перестройкой второй.

В феврале 2012 года в рамках государственно-частного партнерства с Мэрией Казани для совместной деятельности по развитию казанской агломерации и восстановлению и реконструкции исторического центра города начата масштабная реставрация к проводимой в городе Универсиаде 2013 года большого количества памятников архитектуры слободы.

Оставьте комментарий

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Еще из раздела "Религия Ислам":


avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 181




02.12 Представители ДУМ Саратовской области приняли участие в Гражданском форуме
02.12 Германия намерена выделить Алеппо €50 млн
02.12 Муфтий РТ встретился с и.о. Генерального консула Ирана в Казани
02.12 ОАЭ отмечают 45-ю годовщину объединения эмиратов
02.12 Трамп: США не будут свергать режимы и правительства
Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2016 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф