Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Четверг
февраля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Язык Татарской слободы (воспоминания жительницы)

16.10.2014 Версия для печати
Язык Татарской слободы (воспоминания жительницы)
Мы продолжаем серию статей, посвященных истории Татарской слободы Казани. В данной публикации мы предоставляем вашему вниманию воспоминания об атмосфере Новотатарской слободы советских лет, которые рассказала ее бывшая жительница в 2006 году на конференции «Культурное своеобразие Старотатарской слободы» в Национально-культурном центре «Казань». В Интернете публикуется впервые.

Нет сомнений в том, что Новотатарская слобода Казани, являющаяся дочерней частью Старо-татарской, занимает особое место в истории Казани. Бурно развивавшаяся в конце XVIII века, превратившаяся к конце XIX столетия в промышленный и торговый центр, она, в некоторой степени, уже тогда исполняла функции культурного и духовного центра.

Поколения людей, родившихся в 1950-е годы и живших в Новотатарской слободе (к каковым я сама отношусь), несмотря на произошедшие изменения в облике района, все же жило в особом микромире. Улицы К. Якуба, М. Гафури, Мухавщиков были одними из центральных вплоть до 1970-х годов. Население этого микрорайона отличалось своей особенностью. Уклад жизни татар, уважительное отношение к старшему поколению, к традиционным обычаям своего народа оказывали самое положительное влияние на формирование нового подрастающего поколения. Несмотря на то, что наше детство проходило в эпоху бурного социализма, когда централизованная русификаторская политика была сильна, в Новотатарской слободе все же был сохранен своеобразный дух татарской культуры.

Большинство детей-татар, живших на этих улицах, учились в школе № 35 Казани (ныне 1-я татарская гимназия). Школа была с углубленным изучением английского языка. Она представляла собой модель образца «малого татарского государства». Данная школа выполняла не только функции образовательного учреждения, а являлась самым настоящим центром культурно-просветительской работы в Новотатарской слободе. Родители приводили в эту школу детей с огромным удовольствием. Дело в том, что многие дети в первый класс поступали, совершенно не зная русского языка. Однако к окончанию школы все выпускники подходили с великолепным знанием татарского, русского и английского языков. Все это объясняется, вероятно, рядом причин.

Основное население Новотатарской слободы, для удовлетворения бытовых потребностей, пользовалось функционально первым языком – татарским. Несмотря на то, что, по сведением Равиля Амирхана, уже к окончанию Великой Отечественной войны на предприятиях, дислоцировавшихся в этой районе, работала около 40 тысяч рабочих. Кроме того, в Новотатарской слободе даже только на этих, указанных выше, улицах жили представители других народов и были контакты с носителями русского языка. Однако же, однородное в своей основе этническое окружение смогло сохранить особый микромир слободы. Здесь превалировала татарская речь. Характерным являлась употребление татарских слов в речи русских и чуваш, проживавших в слободе, а часть из них общалась и на татарском языке с его носителями. Например, массовые игры детей на улице проходили, в основном, на татарском. Русских песен, игр детвора практически не знала, поскольку не посещала детских дошкольных учреждений, а множество новшеств приносила лишь поступив в школу.

Безусловно, педагогический коллектив школы № 35 сыграл большую роль в сохранении традиционных обычаев. Вместе с тем, в школе учащиеся серьезно занимались изучением истории этого района. Многие собранные ими материалы до сих пор хранятся в фондах музея школы. Но в середине 1970-х годов сильно проявилось проникновение «инородного» элемента в микросреду слободы, стал теряться ее культурно-духовный облик.

Итак, мощным фактором функционирования языка и сохранения духовно-культурного наследия татарского народа в Новотатарской слободе явилось этническое окружение и следованием своим культурным обычаям, совместное проживание во многих семьях представителей нескольких поколений.

Шарыпова Н.Х.

(Культурное своеобразие Старо-татарской слободы: наследие и перспективы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Казань, 18-19 мая 2006 г.)

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Еще из раздела "Религия Ислам":


avatar
Новости партнеров
Loading...

Выбор редакции

Опрос
Как необходимо решать проблему ношения Хиджаба в школах?
Всего ответов: 138




23.02 Впервые за 50 лет в Дании идет суд за кощунство
23.02 В Дербенте прошел молодежный антитеррористический форум
23.02 Минниханов находится в Китае с рабочей поездкой
23.02 Cтуденты встретились со спортивными послами предстоящих IV Игр исламской солидарности
22.02 Канада предоставит убежище нелегальным мигрантам, прибывающим из США
Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф