Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Суббота
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Язык Татарской слободы (воспоминания жительницы)

Дата: 16.10.2014 Версия для печати
Язык Татарской слободы (воспоминания жительницы)

Мы продолжаем серию статей, посвященных истории Татарской слободы Казани. В данной публикации мы предоставляем вашему вниманию воспоминания об атмосфере Новотатарской слободы советских лет, которые рассказала ее бывшая жительница в 2006 году на конференции «Культурное своеобразие Старотатарской слободы» в Национально-культурном центре «Казань». В Интернете публикуется впервые.

Мы продолжаем серию статей, посвященных истории Татарской слободы Казани. В данной публикации мы предоставляем вашему вниманию воспоминания об атмосфере Новотатарской слободы советских лет, которые рассказала ее бывшая жительница в 2006 году на конференции «Культурное своеобразие Старотатарской слободы» в Национально-культурном центре «Казань». В Интернете публикуется впервые.

Нет сомнений в том, что Новотатарская слобода Казани, являющаяся дочерней частью Старо-татарской, занимает особое место в истории Казани. Бурно развивавшаяся в конце XVIII века, превратившаяся к конце XIX столетия в промышленный и торговый центр, она, в некоторой степени, уже тогда исполняла функции культурного и духовного центра.

Поколения людей, родившихся в 1950-е годы и живших в Новотатарской слободе (к каковым я сама отношусь), несмотря на произошедшие изменения в облике района, все же жило в особом микромире. Улицы К. Якуба, М. Гафури, Мухавщиков были одними из центральных вплоть до 1970-х годов. Население этого микрорайона отличалось своей особенностью. Уклад жизни татар, уважительное отношение к старшему поколению, к традиционным обычаям своего народа оказывали самое положительное влияние на формирование нового подрастающего поколения. Несмотря на то, что наше детство проходило в эпоху бурного социализма, когда централизованная русификаторская политика была сильна, в Новотатарской слободе все же был сохранен своеобразный дух татарской культуры.

Большинство детей-татар, живших на этих улицах, учились в школе № 35 Казани (ныне 1-я татарская гимназия). Школа была с углубленным изучением английского языка. Она представляла собой модель образца «малого татарского государства». Данная школа выполняла не только функции образовательного учреждения, а являлась самым настоящим центром культурно-просветительской работы в Новотатарской слободе. Родители приводили в эту школу детей с огромным удовольствием. Дело в том, что многие дети в первый класс поступали, совершенно не зная русского языка. Однако к окончанию школы все выпускники подходили с великолепным знанием татарского, русского и английского языков. Все это объясняется, вероятно, рядом причин.

Основное население Новотатарской слободы, для удовлетворения бытовых потребностей, пользовалось функционально первым языком – татарским. Несмотря на то, что, по сведением Равиля Амирхана, уже к окончанию Великой Отечественной войны на предприятиях, дислоцировавшихся в этой районе, работала около 40 тысяч рабочих. Кроме того, в Новотатарской слободе даже только на этих, указанных выше, улицах жили представители других народов и были контакты с носителями русского языка. Однако же, однородное в своей основе этническое окружение смогло сохранить особый микромир слободы. Здесь превалировала татарская речь. Характерным являлась употребление татарских слов в речи русских и чуваш, проживавших в слободе, а часть из них общалась и на татарском языке с его носителями. Например, массовые игры детей на улице проходили, в основном, на татарском. Русских песен, игр детвора практически не знала, поскольку не посещала детских дошкольных учреждений, а множество новшеств приносила лишь поступив в школу.

Безусловно, педагогический коллектив школы № 35 сыграл большую роль в сохранении традиционных обычаев. Вместе с тем, в школе учащиеся серьезно занимались изучением истории этого района. Многие собранные ими материалы до сих пор хранятся в фондах музея школы. Но в середине 1970-х годов сильно проявилось проникновение «инородного» элемента в микросреду слободы, стал теряться ее культурно-духовный облик.

Итак, мощным фактором функционирования языка и сохранения духовно-культурного наследия татарского народа в Новотатарской слободе явилось этническое окружение и следованием своим культурным обычаям, совместное проживание во многих семьях представителей нескольких поколений.

Шарыпова Н.Х.

(Культурное своеобразие Старо-татарской слободы: наследие и перспективы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Казань, 18-19 мая 2006 г.)

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 429

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф