Общероссийское
информационное агентство мусульман
25
Вторник
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Старо-татарская слобода Казани — основные вехи истории

Дата: 13.10.2014 Версия для печати
Старо-татарская слобода Казани — основные вехи истории

Старо-Татарская слобода Казани является ядром татарской городской жизни дореволюционного времени. Она стала своеобразной колыбелью расцвета татарской культуры. Сегодня нам стоит лучше понять ее роль в истории татар, а также представить, каким образом на современном этапе она может стать важным элементом в возрождении и развитии татарского народа

Старо-Татарская слобода является ядром татарской городской жизни дореволюционного времени. Она стала своеобразной колыбелью расцвета татарской культуры. Сегодня нам стоит лучше понять ее роль в истории татар, а также представить, каким образом на современном этапе она может стать важным элементом в возрождении и развитии татарского народа


В связи с этим мы предлагаем вам серию статей об истории Старо-татарской слободы Казани, чтобы наши читатели лучше представляли то, чем являлась эта слобода в прошлые столетия. Первый материал, который мы здесь размещаем, носит обзорный характер и повествует об истории создания и основных вехах формирования этой части столицы Татарстана.

Ядро Старой Татарской слободы находится за протоком Булак, где ещё до покорения города Иваном Грозным находился «Царев луг» и деревня Кураиш (впоследствии Кураишева слобода) с каменной Отучевой мечетью. Особенно бурное развитие и застройка слободы начались после визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также в связи с её историческим указом 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий». К концу XIX века крупный ансамбль Старой Татарской слободы сложился в районе улиц Московская (бывш. Кирова), Нариманова, Марджани (бывш. Комсомольская), Сары Садыковой (бывш. южная часть Нариманова), Г.Камала, Ахтямова. Наиболее ценная историческая застройка находится в районе улиц Московская-Марджани до ул. С.Садыковой (с востока на запад) и от ул. Г.Камала до ул. Ахтямова (с севера на юг). Осевая для всей слободы улица Тукая (Тихвинская и Екатерининская до 1917 года) была застроена особняками татарских промышленников, предпринимателей и духовенства.

Как известно, после завоевания Казани войсками Ивана Грозного татарское население города было отселено за городские стены и заняло левое побережье озера Кабан в районе Кураишева. Главная слободская улица, следуя легкому изгибу берега, протянулась от старинного мусульманского кладбища на месте современной Сенной площади до русской деревни Плетени. Такой запечатлена Старо-татарская слобода на сохранившихся планах XVIII века. Ее застройка складывалась стихийно, пока в 1768 году не был утвержден регулярный план города.

В соответствии с планом произошло четкое разделение Казани на собственно город и предместья. Между ними предполагалось вырыть широкий ров. Он должен был пройти вдоль современных улиц Татарстан и Пушкина и пересечь Старо-татарскую слободу. Ров так и не вырыли, однако его незримая разметка осталась в планировке города: улицы Пушкина и Татарстан и по сей день шире всех старых улиц Казани.

Так старая татарская слобода разделилась на две части. Ее северо-западная часть оказалась по проекту в городской черте и должна была перестраиваться по новому плану. Собственно Старо-татарской слободе отвели место в предместье; она смещалась к юго-востоку и также должна была вновь отстраиваться в соответствии с регулярной сеткой кварталов. Основная часть дорегулярной Старо-татарской слободы осталась за пределами города.

С этого момента и до административных преобразований советского времени название Старо-татарской слободы официально применялось лишь к территории, оказавшейся по этому плану в предместье на юго-западном берегу озера Кабан. Ограниченная современными улицами Татарстан с запада и Ахтямова с востока, она почти не менялась на протяжении всего этого периода, лишь незначительно расширяясь в южном направлении, где появилась улица Малая Мещанская. Расположенное за современной улицей Ахтямова село Плетени с Екатерининскою церковью продолжало носить свое название и никогда не включалось в состав татарской слободы, хотя к концу прошлого века здесь было немало татарских усадеб. На свои расположенные здесь дома Юнусовы, Арасланов и другие татарские купцы так и указывали — "дом в Плетенях". А в планах города за самые разные годы "Старо-татарской слободой" именовались исключительно эти кварталы в юго-западной части побережья Кабана.

Однако в народном представлении границы Старой татарской слободы были иными. Район Забулачья, примыкающий к Сенной площади, неизменно воспринимался как ее часть. Еще в 1816 году вдова Габида Китаева в просьбе о разрешении построить мечеть на Сенной площади так описывает это место: "... в старо-татарской слободе в отдаленности от церквей среди татарских домов близ Сенного базара против дома и лавок казанских купцов Юнусовых пустопорожнее...". Позднее в воспоминаниях о своем казанском детстве называет Сенную площадь Старо-татарской слободой Федор Шаляпин. В то же время в официальных документах и справочной литературе весь этот район, включая его восточную часть, заселенную татарскими семействами, всегда именовался второй полицейской частью. Так ее называл известный в прошлом веке издатель И. Чернов в своих памятных книжках, указывая адреса проживавших здесь купцов и ремесленников. То же читаем в более поздней справочной литературе.

Попытаемся понять, почему так произошло? Предусмотренное планом 1768 года разделение дорегулярной Старотатарской слободы началось с образования разграничившей город и предместье улицы Евангелистовской, которая называлась тогда "Набережная озера Кабан". Именно вдоль нее появляются первые татарские дома, построенные по "екатерининскому" плану. Юго-восточный угол Сенной площади оставался неурегулированным до конца XVIII века, что видно на плане 1798 года, и эта ее часть оставалась в сознании населения татарской слободой; во всяком случае, здесь еще продолжали жить татары. Многие татары переселились в новую, отстраивавшуюся по новому плану, слободу на берегу Кабана. Но уже тогда татары селились в Забулачье, в черте города.

То, что территория Забулачья продолжала в сознании населения оставаться Старо-татарской слободой, являет нам пример консерватизма массового сознания как в вопросах топонимики, так и в целом в восприятии жизненного пространства. Этот консерватизм подкреплялся тем, что вплоть до конца XVIII века продолжали существовать старые кварталы. Образ, осознание места, веками копившиеся и передававшиеся из поколения в поколение, были сохранены и в дальнейшем, несмотря на полную фактическую переориентацию жизненного пространства. Не случайно Марджани указывает на живучесть в народной памяти образа древнего мусульманского кладбища на месте Сенной площади.

Таким образом, произошло психологическое расширение границ татарской слободы. В сознании населения она оставалась как бы неразделенной, единой и несла в своих чертах наследие и память предков. Причем, хотя забулачная ее часть сформировалась гораздо позднее, чем Новая татарская слобода, именно Забулачье продолжало именоваться Старой татарской слободой. Несмотря на единое восприятие закабанной и забулачной частей слободы, все же между ними было заметное различие. Купечество селилось (за редкими исключениями) в Закабанье, образуя своего рода элитный район проживания татар.

В Забулачье обосновывались большей частью мещане, ремесленники, и только во второй половине прошлого века здесь появляются богатые татарские особняки.

Итак, существовало как бы две Старо-татарских слободы — одна официальная, в Закабанье, и вторая, включавшая в себя первую и ряд кварталов Забулачья. Если границы первой четко очерчены во всех городских планах и других письменных свидетельствах прошлого века, то границы второй никогда не фиксировались документально. К рубежу веков Сенная площадь практически полностью принадлежала татарским купцам (за исключением северо-западного угла), которые расселялись по направлению с востока на запад. Как показали многочисленные архивные документы, к этому времени татарам принадлежали владения вдоль всей нынешней улицы Г. Камала. Она явилась западной границей проживания татарского населения в Забулачье. К началу нынешнего столетия в этих кварталах сформировалось компактное жилое образование с общественным и торговым центром на Сенной площади. Единичные татарские усадьбы в других местах — Усманова (ул. Кирова, 19) или Апакова (Кирова, 25) — не могут повлиять на определение границ этого образования, ведь многие татарские купцы имели доходные владения в самых разных частях города.

В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами («хрущевками» и «брежневками»). В то же время в слободе сохранилось до настоящего времени настолько много примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться комплексной достопримечательностью, предметом гордости горожан и обязательного посещения гостей города и туристов. В 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.

Северная часть слободы входила в состав Бауманского (ныне Вахитовского) района города, центральная и южная — Приволжского, являясь его северным территориальным аппендиксом. В середине 90-х — начале нулевых на жилой территории центральной и южной части слободы была учреждена особая префектура с отдельной администрацией Старо-Татарская слобода, которая в ходе муниципальной реформы позже была упразднена с передачей её территории в состав Вахитовского района как одного из других его учётных жилых комплексов. Таким образом, в состав Вахитовского района входит практически вся слобода, за исключением территорий промышленных предприятий на её юге.

В годы подготовки города к празднованию тысячелетия города в 2005 г. многие здания в слободе были отреставрированы. Согласно генеральному плану, предусматривается дальнейшая реновация Старо-Татарской и Ново-Татарской слобод с сохранением исторического облика первой и перестройкой второй.

В феврале 2012 года в рамках государственно-частного партнерства с Мэрией Казани для совместной деятельности по развитию казанской агломерации и восстановлению и реконструкции исторического центра города начата масштабная реставрация к проводимой в городе Универсиаде 2013 года большого количества памятников архитектуры слободы.

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
С 18 по 20 мая в Казани будет проходить крупное мусульманское мероприятие - фестиваль Halal Wedding. Это двухдневная выставка услуг и товаров представителей свадебной индустрии, работающих в халяль-сегменте, которая будет сопровождаться мастер-класса...

Документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен преподавателю казанского Центра реабилитации инвалидов по зрению при мусульманском благотворительном фонде «Ярдэм» Идрису Хайретдинову. Более двадцат...

«Как строить семейные отношения по Исламу?», «Как самореализоваться женщине-мусульманке?», «Где найти работу в хиджабе?», «Приняла Ислам. Не умею завязывать платок. Помогите», «Как воспитывать детей по религиозным канонам?», «Ищу подруг в Исламе – дл...

Продолжение. Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 225

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф