Общероссийское
информационное агентство мусульман
17
Вторник
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Радикализация ислама в Татарстане очевидна – ректор РИУ

Дата: 10.10.2012 Версия для печати
Радикализация ислама в Татарстане очевидна – ректор РИУ

Радикализация ислама в Татарстане очевидна и закономерна. К таким тревожным выводам приходит Рафик Мухаметшин – ректор Российского исламского университета, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан.

Он выступил 4 октября в Московском Центре Карнеги с докладом «Религиозная ситуация в Татарстане» в рамках программы «Религия, общество и безопасность», сообщает «Благовест-инфо».

По наблюдениям ученого их Казани, российские СМИ упрощенно освещают события, связанные с исламом, так как в большинстве своем говорят о мусульманах в целом, тогда как российская умма – это пестрое, разноплановое сообщество: «Все равно все мусульмане, какая разница, как… Но в религии «все равно как» не бывает!» - подчеркивает Р. Мухаметшин. Как известно, в исламе не может быть централизованной структуры, в России зарегистрировано около 80 Духовных управлений мусульман (ДУМ), каждое – со своим уставом. Докладчик считает, что ключевым для каждого ДУМа и для мусульманского сообщества России является вопрос о пределах богословской нормы и о ее соблюдении. Так, если в уставе ДУМов Татарстана прописано, что основой является ханафитский мазхаб (одна из четырёх правовых школ в суннитском исламе), то именно этой нормы необходимо неукоснительно придерживаться.

Однако руководство ДУМов в настоящее время не настаивает на исполнении богословских требований, опасаясь, что их последователи, при первом же призыве к соблюдению уставной нормы, уйдут в другие ДУМы. Особенно «не уважают» ханафитский мазхаб те, кто получил исламское образование в арабских странах. «Они обучаются в Саудовской Аравии, где образование нацелено на жизнь только в мусульманском сообществе, а возвращаются в разноконфессиональную среду…, и им некому адекватно показать, что такое ханафитский мазхаб», - отметил Р. Мухаметшин. В результате таких конфликтов в Татарстане «заговорили о преследованиях мусульман по богословскому признаку», хотя речь идет именно о выполнении уставных норм. Очевидно, что «мазхабический плюрализм» не доведет республику до добра, полагает докладчик.

В этих условиях идет радикализация мусульманского сообщества Татарстана, главным образом, за счет молодого поколения последователей ислама. По словам ректора РИУ, эти молодые люди заявляют: «Я живу только по Корану и сунне». Это «упрощение» отметает многовековые традиции ислама и проявляется в том, что у молодых людей «кардинально меняются ценности, авторитеты». Эта «узколобая», по выражению Р. Мухаметшина, молодежь пытается жить, руководствуясь буквально религиозными ценностями, в качестве авторитета признавая только имама (при этом бывает, что даже родителей «отодвигают», если они не читают намаз). Такое явление выступавший с сожалением называет «религиозной манкуртизацией».

Докладчик уверен, что для предотвращения дальнейшей радикализации ислама в Татарстане необходима четкая конфессиональная политика, что «не противоречит демократической сути ислама». Отсутствие такой политики «из боязни вмешаться» сыграло свою негативную роль. Однако при создании такой стратегии в отношении ислама возникает множество вопросов, начиная с самых простых: кто является объектом конфессиональной политики? а субъектом ее?

Пока данная политика не выработана, Р. Мухаметшин считает необходимым принять ряд мер. Во-первых, «выстраивать систему образования так, чтобы молодежь адекватно восприняла исламскую традицию». При этом нужно ввести строгую аттестацию имамов. Во-вторых, направлять студентов в арабские учебные заведения только после того, как они получат «базовое религиозное образование» и смогут разобраться в тонкостях вероучения.

Участники семинара попросили Р. Мухаметшина пояснить, что имеется в виду под «традиционным исламом», на котором он настаивал. Профессор Леонид Сюкияйнен, специалист по исламскому праву, выяснял: значит ли это реконструкцию «того, что было»? Не кроется ли в возвращении к «традиционному исламу» опасность изоляции? «Весь мир идет по пути размывания жестких вероучительных границ», - отметил эксперт. Однако докладчик с ним не согласился: «Размывание мазхабических границ – дорога для сектантства. К реформаторству и модернизму мусульманское сообщество России не готово, т.к. оно еще и традиционный ислам не восприняло. Например, джадидизм (т.н. евроислам – ред.) – это более чем актуально, но начинать надо с традиционного ислама». При этом Р. Мухаметшин признает, что дать определение «традиционному исламу» не так просто, отчасти и потому, что это явление никак не оформлено в каких-либо структурах. Однако можно было понять, что речь идет об изучении и бережном отношении к богословской традиции, в частности, татарской XVIII- XIX вв.

В ходе дискуссии был заострен вопрос о взаимоотношениях исламского сообщества с государством. Докладчик признает, что поддержка исламского образования со стороны государства – положительное явление: «На выходе из духовных учебных заведений мы должны получать нормальных людей, с полноценным духовным образованием. Я готовлю имамов, которые законопослушны, знают законы ислама, историю России, готовы работать в поликонфессиональном обществе». С другой стороны, светская власть не должна вмешиваться во внутренние процессы ислама. Так, ректор РИУ уверен, что платить зарплату имамам из бюджета означает развивать «потребительскую психологию», «размывать грань между государством и религией». «Ислам как сообщество должно функционировать за счет внутренних ресурсов. Эти ресурсы были, есть, их надо возрождать», - сказал докладчик, имея в виду, в первую очередь, не масштабы спонсорских вкладов, а возрождение первичной мусульманской структуры – общины (махалли).


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 383

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф