Вот уже прошло несколько дней показа фильмов Международного фестиваля мусульманского кино. Кинотеатры Казани заполнены до пика, люди сидят даже на ступеньках. Мне удалось побывать в нескольких кинотеатрах города и посмотреть без малого около 10 фильмов. Хочу поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном.
Неожиданно приятно, но в Казани оказывается, там много людей, интересующихся нравственным кино. Кино, которое заставляет задуматься, может быть поменяться. Как я уже отметила, мест свободных в кинозалах не было, аудитория составляла от молодняка, лет 14-18 до стареньких бабулек и дедулек, лет этак 70-ти. Люди за час приходили до начала фильма, чтобы успеть занять места. А после просмотра, когда начинаются титры, аудитория начинает дружно хлопать, видимо, фильм понравился, или в знак благодарности.
Лично меня впечатлили такие фильмы, как «Скрытая жизнь» (Турция), «Мужчинам вход воспрещен» (Иран), «Принцесса Назик» (Киргизия).
Фильм, отобранный на номинацию «Лучший игровой фильм», «Скрытая жизнь» рассказывает о судьбах людей 80-х годов, о двух любящих сердцах, счастье которых стало невозможным в силу разных течений одной религии. О том, как нелепо люди усложняли себе жизнь ради пустяков. Когда зажегся свет в зале, глаза людей были полны слез. Очень трогательно, что фильм заставляет чувства проснуться. Настолько убедительно сыграли актеры, что забываешь, что ты смотришь фильм. «А я и не знала, - восклицает одна из зрительниц преклонного возраста, - что ислам бывает такой разный, нужно почитать об этом», -говорит она. «У ислама несколько течений, - поясняет ей собеседник того же возраста, - эти течения иногда мешают им жить в дружбе друг с другом», - говорит он.
Комедия «Мужчинам вход воспрещен» интересна по своему, она так же в номинации на «Лучший игровой фильм». Здесь речь идет о женских правах, равных перед мужчиной. Если честно, фильм мне напомнил наш добрый российский «Служебный роман». Та же Людмила Прокопьевна, женщина-трудоголик, на первое место ставящая карьеру и работу, не задумывающаяся о таком виде социума, как семья. Только возглавляет она в иранской версии не заводом, а школой для девочек. Считает, что, если женщина вышла замуж, то она потеряла себя как личность. Вторую главную роль исполняет «Новосельцев», в иранской версии учитель химии, такой же неуклюжий, нежетатый мужчина, который боится женщин, и ради продвижений карьеры готов делать комплименты даже крокодилу. Концовка, правда, немного другая. Героиня меняется, приобретает «женский вид» и ее начинает интересовать мужчина, но не «Навосельцев», а другой, более сильный, самостоятельный. Когда шел этот фильм зал был полон смеха, положительных эмоций.
Драма «Принцесса Назик» рассказывает о девочке, растущей без отца, но мечтавшей встретить его. Она представляет себя героиней из сказки, и все время ждет встречи с ним. Отца она встречает, очень привязывается к нему, но в итоге с ними он не останется. Фильм заставляет пережить чувства шестилетней девочки, которой необходима отцовская любовь и поддержка. Зал ожидал «индийского конца», чтобы вся семья в конце воссоединилась. Когда после фильма к зрителям подошли сценарист и режиссер картины, аудитория потребовала продолжения на следующий год. Создатели пообещали.
Фильмы, проходящие на Международном фестивале мусульманского кино, действительно интересны людям. Нельзя сказать, что все они несут в себе религиозный смысл, но это и не стоит задачей данного кинофестиваля. Эти фильмы должны в себе напоминать людям о чувствах, терпимости, трудностях и воспитывать в них нравственные качества. Ведь, согласитесь, все хотят, чтобы наше общество поменялось в лучшую сторону, стало более воспитанным? И разве плохо, что одним из инструментов влияния на него станет язык искусства, пусть даже такой, как кино?
Дина Халикова