Общероссийское
информационное агентство мусульман
26
Среда
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Хендмэйд в национальном контексте: кто возрождает татарские ремесла

Дата: 06.03.2017 Версия для печати
Хендмэйд в национальном контексте: кто возрождает татарские ремесла

За последнее время в России наблюдается развитие бизнеса и увлечений в рамках этнических традиций. Ярче всего это проявляется в изделиях ручной работы. Мейнстрим под названием «hand made» набирает все большую популярность именно в национальном контексте.

Манкурты, или забывшие свое прошлое

Третий закон Ньютона гласит: на всякое действие есть противодействие. Этот закон применим не только в физике, но и духовном развитии общества. В эпоху глобализации весь мир пытается стереть границы и стать каким-то единым существом, беря за основу ориентир на Запад. Но эта тенденция имеет свои негативные последствия. В погоне за чужими идеалами, пытаясь быть как все, целые народы начинают терять свою культурную самобытность. В последние несколько лет в Татарстане как и во всем и мире начался обратный процесс. Стал возрождаться интерес к национальной культуре.

Возрождение, вернее возвращение к национальным особенностям современной молодежи это как противостояние эпохе глобализации, когда каждая страна, каждый этнос теряет свою самобытность, растворяясь и ассимилируясь с мировыми тенденциями, забывая свои корни и перенимая чуждые традиции.

В науке есть разные подходы изучения истории народов, один из которых циклический. Сторонники этой теории считают, что каждое явление в жизни имеет свои взлеты и падения, имея свойство повторяться через определенное время. Некоторые ученые выявили даже цикличность тех или иных событий, установили хронологическую и событийную параллель. И то, что сегодня мы видим – явное доказательство возрождения национальной культуры. После пребывания в забвении в эпоху советской власти и попыток вернуться к истокам через противоборство с властью, наконец начался мирный процесс возрождения культуры именно самим народом. Молодежь тянется к своим корням где-то на подсознательном уровне, словно не желая становиться манкуртами – рабами глобализации.

О манкуртах писал Чингиз Айтматов. Кригизский писатель, в своем романе «И дольше века длится день…» («Буранный полустанок»). История из эпоса киригизского народа «Манас» ярко описывает историю о людях, которые будучи пленниками становились рабами без памяти о прошлой жизни. Чингиз Айтмотов так описывает людей, ставших как зомби:

«Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного „Я“, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…»

Слово манкурт стало в литературе именем нарицательным. И не удивительно, ведь еще советская власть пыталась лишить этносы их языков, истории – прошлого, которое делало их едиными. Современная эпоха глобализации только продолжила эту тенденцию. Пока под видом «прогресса» западный стиль жизни овладевал умами людей, терялись корни, знания, интересы к своему народу, своей истории, культуре, религии.

Современный человек становится рабом по собственной воле, а высшая степень управления массой, когда раб не знает, что он раб. И это проявляется не только в бесчисленных кредитах, навязываемых стандартах, однотипном образе жизни, но и потере самостоятельного мышления, забвении культуры своего народа.

И в этих условиях возрождение и сохранение национальной самобытности каждого народа независимо от территориального расположения – это шаг к выходу из ловушки. В Татарстане этот процесс идет довольно активно и набирает популярность.

Татарское кожевенное производство в современном исполнении

Территория Старо-татарской Слободы хранит в своих улочках историю народного промысла татарского народа. В самом центре здесь есть две улицы, которые в своих названиях сохранили то, чем занимались татары в прежние времена.

Маленькая улица Сафьян, которая соединяет улицы Ш.Марджани и Г.Тукая, названа потому, что здесь некогда из кожи изготавливали обувь. А другая улица, самая короткая в Казани – Кунче, переводится как «кожевенник». Известные своими кожевенными изделиями далеко за пределы Казанской губернии, татары славились изготовлением ичигов и других изделий из кожи. Говорят, за изделиями мастера Каушчы Каримова, чей отреставрированный дом стоит на ул. Фатиха Карима, приезжали с самого Ирана.

Сегодня продолжателей кожевенного дела немало. Отрадно, что этим занимается молодое поколение, возрождая национальную культуру с использованием современных методов. Способы выделки кожи хоть и новые, но сохраняются традиционные элементы. Так, например, один из популярных изготовителей кожаных изделий под брендом GALI – Рустем Галимов – делает изделия современного обихода, некоторые его работы с татарским национальным узором. Это стилизованные аксессуары, которые одновременно сочетают традиционные мотивы и современный деловой стиль.

Источник фотографии: vk.com Кожаные браслеты с татарским стилизованным узором от GALI

Рустем начал заниматься кожей в 2013 году. Началось с того, что увидел, как работают на западе. Около года вдохновлялся идей: собирал информацию, смотрел видеоуроки, искал поставщиков кожи. Первое изделие — это браслет двоюродному брату. Тогда даже Рустем Галимов и не думал, что-то запускать под своей маркой. Чуть позже одна его знакомая попросила сделать подарок своему мужу — сделал, выставил в Instagram, люди начали интересоваться, делать заказы. Сейчас он работает с партнером. Ведут группу и есть аккаунт в Instagram, а собственный сайт находится в разработке.

«Моя цель состоит в том, чтобы на наших изделиях стояла гордая надпись: «Made in Tatarstan», а не «China» или «USA». Меня вдохновляет то, что Казань была в свое время ремесленным городом. И где-то это все потеряла. Сейчас люди настроены на быстрые деньги. А мне хочется, чтобы изделия несли тепло рук и приносили пользу,» - признается мастер.

Источник фотографии: vk.com Кожаная подушка и туб с татарским орнаментом от "Ансат"

Источник фотографии: Instagram. Ручные изделия из кожи Алсу Мусавировой

Помимо Рустема Галимова еще много других мастеров, которые изготавливают из кожи и украшения, шьют обувь (ичиги), молитвенные тапочки (читек), намазлыки (коврики для молитвы), сумки и рюкзаки – многие из них используют традиционные татарские элементы и орнаменты. Даже есть услуга изготовления и перетяжки мягкой мебели из кожи.

Деревянные украшения – симбиоз татарской художественной культуры

Источник фотографии: vk.com Деревянные броши от Резеды Аглиулловой

Одной из традиционных видов татарского творчества было деревянное зодчество. Татары любили украшать свои дома и ворота резьбой по дереву в очертаниях солнца, геометрических фигур, растительного орнамента. Рисунок и стиль отличался гаммой красок и прекрасным сочетанием цветов. Татары очень любили разрисовывать дерево.

Этот отголосок родной культуры отразился в работах мастера Резеды Аглиулловой. В 2013 она зашла в магазин творчества и там увидела деревянные изделия: шкатулки, матрешки и панно. Она решила начать расписывать их татарскими орнаментами.

«Любовь к национальному проявилась от того, что я родилась в Тольятти. Мы жили в дали от своих истоков,» - рассказывает Резеда.

Потом Резеда Аглиуллова переехала в Казань и участвовала в конкурсе «Энже» и других выставках ручных работ. После положительных откликов людей, в 2014 году она начинает расписывать украшения из дерева. В 2016 году она начала покрывать стекловидным покрытием, которое придает ее изделиям еще большую притягательность.

«Узоры, когда начинаешь творить, то изучаешь литературу, «гуглишь» орнаменты и заполняешь информацией подсознание, потом все это выходит в творчестве. Иногда все происходит не специально. Я могу пойти в театр и там увидеть узор, я его видоизменяю и вот – новый образец украшения готов. Не люблю копировать, всегда стараюсь привнести что-то свое», - рассказывает Резеда.

Источник фотографии: vk.com Изю из дерева от Резеды Аглиулловой

Деревянные ручки от Равиля Хафизова

Деревянные изделия не ограничиваются только украшениями. Мастер Равиль Хафизов под брендом «Меранти 5» изготавливает деревянные ручки. В дальнейшем он планирует делать запонки, зажимы для галстуков, настенные часы и многое другое. Он начал заниматься творчеством с мая 2016 года, как он говорит «душа хотела творить». Сначала долго изучал процесс изготовления, использовал подручные средства, лишь позже закупил необходимые инструменты.

«В интернете я увидел видео, как один американец делает ручки из дерева. Удивился очень: как это возможно делать ручки из дерева? Начал изучать их опыт и потом сам попробовал. Сначала просто для близких людей в качестве подарка делал, когда увидел результат и получил положительные отзывы, продолжил уже изготавливать на заказ,» - рассказывает Равиль.

Кто шьет татарскую одежду Перми?

Источник фотографии: Instagram. Брошь из стекла и платок от Альфии @ekiyat Галины

Помимо украшений и различных аксессуаров, в Татарстане шьют на заказ и дизайнерскую одежду с национальными узорами. Это, конечно, не татарские платья как привыкли видеть в музеях, а современная будничная одежда для всех возрастов с «татарской изюминкой». Различные бренды не предлагают только мусульманскую одежду, но все же некоторые модели вполне соответствуют канонам ислама.

Интересно, что в этно стиле шьют одежду не только в Казани, но и за пределами Республики – в Перми. Альфия Галина еще со школы любила шить и вязать, а в 2014 году открыла свою мастерскую. Первыми работами в новом деле были блузки из узорчатых тканей, которые она купила на текстильном рынке Дубая.

«Я просто увидела там одну ткань с почти татарскими узорами и решила, что сошью блузки на продажу. Я говорю, что мои вещи "на татарский вкус", потому что делаю то, что мне нравится, и то, что могло бы нравиться таким же девушкам, как я. Мне кажется, многим татаркам по вкусу одно и то же»,

- рассказывает Альфия. Помимо одежды она находит старинные и новые украшения в татарском стиле и делает броши, платки, калфаки и изю.

Источник фотографии: nstagram. Женская тюбетейка от Альфии @ekiyat Галины

Сегодня по всему миру покупатели готовы платить большие деньги, потому что знают цену эксклюзивному товару. В России изготовление ручных изделий тоже стало популярным, а этнический стиль набирает своих поклонников. Постепенно стоимость ручных изделий поднимается, увеличивается и количество производителей, каждый из которых имеет свою изюминку. И самое главное отличие – это национальный колорит.

Спрос на «татарские» изделия тоже растет. Люди желают иметь в гардеробе что-то национальное для праздников, особенных мероприятий. Возможно, для того, чтобы показать индивидуальность, или свое отношение к культуре своего народа. Среди прочих есть и те, кому просто по душе национальные мотивы.

Алина Хакимзянова

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
С 18 по 20 мая в Казани будет проходить крупное мусульманское мероприятие - фестиваль Halal Wedding. Это двухдневная выставка услуг и товаров представителей свадебной индустрии, работающих в халяль-сегменте, которая будет сопровождаться мастер-класса...

Документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен преподавателю казанского Центра реабилитации инвалидов по зрению при мусульманском благотворительном фонде «Ярдэм» Идрису Хайретдинову. Более двадцат...

«Как строить семейные отношения по Исламу?», «Как самореализоваться женщине-мусульманке?», «Где найти работу в хиджабе?», «Приняла Ислам. Не умею завязывать платок. Помогите», «Как воспитывать детей по религиозным канонам?», «Ищу подруг в Исламе – дл...

Продолжение. Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 226

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф