Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Суббота
сентября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Хендмэйд в национальном контексте: кто возрождает татарские ремесла

Дата: 06.03.2017 Версия для печати
Хендмэйд в национальном контексте: кто возрождает татарские ремесла

За последнее время в России наблюдается развитие бизнеса и увлечений в рамках этнических традиций. Ярче всего это проявляется в изделиях ручной работы. Мейнстрим под названием «hand made» набирает все большую популярность именно в национальном контексте.

Манкурты, или забывшие свое прошлое

Третий закон Ньютона гласит: на всякое действие есть противодействие. Этот закон применим не только в физике, но и духовном развитии общества. В эпоху глобализации весь мир пытается стереть границы и стать каким-то единым существом, беря за основу ориентир на Запад. Но эта тенденция имеет свои негативные последствия. В погоне за чужими идеалами, пытаясь быть как все, целые народы начинают терять свою культурную самобытность. В последние несколько лет в Татарстане как и во всем и мире начался обратный процесс. Стал возрождаться интерес к национальной культуре.

Возрождение, вернее возвращение к национальным особенностям современной молодежи это как противостояние эпохе глобализации, когда каждая страна, каждый этнос теряет свою самобытность, растворяясь и ассимилируясь с мировыми тенденциями, забывая свои корни и перенимая чуждые традиции.

В науке есть разные подходы изучения истории народов, один из которых циклический. Сторонники этой теории считают, что каждое явление в жизни имеет свои взлеты и падения, имея свойство повторяться через определенное время. Некоторые ученые выявили даже цикличность тех или иных событий, установили хронологическую и событийную параллель. И то, что сегодня мы видим – явное доказательство возрождения национальной культуры. После пребывания в забвении в эпоху советской власти и попыток вернуться к истокам через противоборство с властью, наконец начался мирный процесс возрождения культуры именно самим народом. Молодежь тянется к своим корням где-то на подсознательном уровне, словно не желая становиться манкуртами – рабами глобализации.

О манкуртах писал Чингиз Айтматов. Кригизский писатель, в своем романе «И дольше века длится день…» («Буранный полустанок»). История из эпоса киригизского народа «Манас» ярко описывает историю о людях, которые будучи пленниками становились рабами без памяти о прошлой жизни. Чингиз Айтмотов так описывает людей, ставших как зомби:

«Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного „Я“, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…»

Слово манкурт стало в литературе именем нарицательным. И не удивительно, ведь еще советская власть пыталась лишить этносы их языков, истории – прошлого, которое делало их едиными. Современная эпоха глобализации только продолжила эту тенденцию. Пока под видом «прогресса» западный стиль жизни овладевал умами людей, терялись корни, знания, интересы к своему народу, своей истории, культуре, религии.

Современный человек становится рабом по собственной воле, а высшая степень управления массой, когда раб не знает, что он раб. И это проявляется не только в бесчисленных кредитах, навязываемых стандартах, однотипном образе жизни, но и потере самостоятельного мышления, забвении культуры своего народа.

И в этих условиях возрождение и сохранение национальной самобытности каждого народа независимо от территориального расположения – это шаг к выходу из ловушки. В Татарстане этот процесс идет довольно активно и набирает популярность.

Татарское кожевенное производство в современном исполнении

Территория Старо-татарской Слободы хранит в своих улочках историю народного промысла татарского народа. В самом центре здесь есть две улицы, которые в своих названиях сохранили то, чем занимались татары в прежние времена.

Маленькая улица Сафьян, которая соединяет улицы Ш.Марджани и Г.Тукая, названа потому, что здесь некогда из кожи изготавливали обувь. А другая улица, самая короткая в Казани – Кунче, переводится как «кожевенник». Известные своими кожевенными изделиями далеко за пределы Казанской губернии, татары славились изготовлением ичигов и других изделий из кожи. Говорят, за изделиями мастера Каушчы Каримова, чей отреставрированный дом стоит на ул. Фатиха Карима, приезжали с самого Ирана.

Сегодня продолжателей кожевенного дела немало. Отрадно, что этим занимается молодое поколение, возрождая национальную культуру с использованием современных методов. Способы выделки кожи хоть и новые, но сохраняются традиционные элементы. Так, например, один из популярных изготовителей кожаных изделий под брендом GALI – Рустем Галимов – делает изделия современного обихода, некоторые его работы с татарским национальным узором. Это стилизованные аксессуары, которые одновременно сочетают традиционные мотивы и современный деловой стиль.

Источник фотографии: vk.com Кожаные браслеты с татарским стилизованным узором от GALI

Рустем начал заниматься кожей в 2013 году. Началось с того, что увидел, как работают на западе. Около года вдохновлялся идей: собирал информацию, смотрел видеоуроки, искал поставщиков кожи. Первое изделие — это браслет двоюродному брату. Тогда даже Рустем Галимов и не думал, что-то запускать под своей маркой. Чуть позже одна его знакомая попросила сделать подарок своему мужу — сделал, выставил в Instagram, люди начали интересоваться, делать заказы. Сейчас он работает с партнером. Ведут группу и есть аккаунт в Instagram, а собственный сайт находится в разработке.

«Моя цель состоит в том, чтобы на наших изделиях стояла гордая надпись: «Made in Tatarstan», а не «China» или «USA». Меня вдохновляет то, что Казань была в свое время ремесленным городом. И где-то это все потеряла. Сейчас люди настроены на быстрые деньги. А мне хочется, чтобы изделия несли тепло рук и приносили пользу,» - признается мастер.

Источник фотографии: vk.com Кожаная подушка и туб с татарским орнаментом от "Ансат"

Источник фотографии: Instagram. Ручные изделия из кожи Алсу Мусавировой

Помимо Рустема Галимова еще много других мастеров, которые изготавливают из кожи и украшения, шьют обувь (ичиги), молитвенные тапочки (читек), намазлыки (коврики для молитвы), сумки и рюкзаки – многие из них используют традиционные татарские элементы и орнаменты. Даже есть услуга изготовления и перетяжки мягкой мебели из кожи.

Деревянные украшения – симбиоз татарской художественной культуры

Источник фотографии: vk.com Деревянные броши от Резеды Аглиулловой

Одной из традиционных видов татарского творчества было деревянное зодчество. Татары любили украшать свои дома и ворота резьбой по дереву в очертаниях солнца, геометрических фигур, растительного орнамента. Рисунок и стиль отличался гаммой красок и прекрасным сочетанием цветов. Татары очень любили разрисовывать дерево.

Этот отголосок родной культуры отразился в работах мастера Резеды Аглиулловой. В 2013 она зашла в магазин творчества и там увидела деревянные изделия: шкатулки, матрешки и панно. Она решила начать расписывать их татарскими орнаментами.

«Любовь к национальному проявилась от того, что я родилась в Тольятти. Мы жили в дали от своих истоков,» - рассказывает Резеда.

Потом Резеда Аглиуллова переехала в Казань и участвовала в конкурсе «Энже» и других выставках ручных работ. После положительных откликов людей, в 2014 году она начинает расписывать украшения из дерева. В 2016 году она начала покрывать стекловидным покрытием, которое придает ее изделиям еще большую притягательность.

«Узоры, когда начинаешь творить, то изучаешь литературу, «гуглишь» орнаменты и заполняешь информацией подсознание, потом все это выходит в творчестве. Иногда все происходит не специально. Я могу пойти в театр и там увидеть узор, я его видоизменяю и вот – новый образец украшения готов. Не люблю копировать, всегда стараюсь привнести что-то свое», - рассказывает Резеда.

Источник фотографии: vk.com Изю из дерева от Резеды Аглиулловой

Деревянные ручки от Равиля Хафизова

Деревянные изделия не ограничиваются только украшениями. Мастер Равиль Хафизов под брендом «Меранти 5» изготавливает деревянные ручки. В дальнейшем он планирует делать запонки, зажимы для галстуков, настенные часы и многое другое. Он начал заниматься творчеством с мая 2016 года, как он говорит «душа хотела творить». Сначала долго изучал процесс изготовления, использовал подручные средства, лишь позже закупил необходимые инструменты.

«В интернете я увидел видео, как один американец делает ручки из дерева. Удивился очень: как это возможно делать ручки из дерева? Начал изучать их опыт и потом сам попробовал. Сначала просто для близких людей в качестве подарка делал, когда увидел результат и получил положительные отзывы, продолжил уже изготавливать на заказ,» - рассказывает Равиль.

Кто шьет татарскую одежду Перми?

Источник фотографии: Instagram. Брошь из стекла и платок от Альфии @ekiyat Галины

Помимо украшений и различных аксессуаров, в Татарстане шьют на заказ и дизайнерскую одежду с национальными узорами. Это, конечно, не татарские платья как привыкли видеть в музеях, а современная будничная одежда для всех возрастов с «татарской изюминкой». Различные бренды не предлагают только мусульманскую одежду, но все же некоторые модели вполне соответствуют канонам ислама.

Интересно, что в этно стиле шьют одежду не только в Казани, но и за пределами Республики – в Перми. Альфия Галина еще со школы любила шить и вязать, а в 2014 году открыла свою мастерскую. Первыми работами в новом деле были блузки из узорчатых тканей, которые она купила на текстильном рынке Дубая.

«Я просто увидела там одну ткань с почти татарскими узорами и решила, что сошью блузки на продажу. Я говорю, что мои вещи "на татарский вкус", потому что делаю то, что мне нравится, и то, что могло бы нравиться таким же девушкам, как я. Мне кажется, многим татаркам по вкусу одно и то же»,

- рассказывает Альфия. Помимо одежды она находит старинные и новые украшения в татарском стиле и делает броши, платки, калфаки и изю.

Источник фотографии: nstagram. Женская тюбетейка от Альфии @ekiyat Галины

Сегодня по всему миру покупатели готовы платить большие деньги, потому что знают цену эксклюзивному товару. В России изготовление ручных изделий тоже стало популярным, а этнический стиль набирает своих поклонников. Постепенно стоимость ручных изделий поднимается, увеличивается и количество производителей, каждый из которых имеет свою изюминку. И самое главное отличие – это национальный колорит.

Спрос на «татарские» изделия тоже растет. Люди желают иметь в гардеробе что-то национальное для праздников, особенных мероприятий. Возможно, для того, чтобы показать индивидуальность, или свое отношение к культуре своего народа. Среди прочих есть и те, кому просто по душе национальные мотивы.

Алина Хакимзянова

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Короткий видеоролик о проведенной работе Центра реабилитации и адаптации совместно с Национальным исламским благотворительным фондом Ярдэм в связи с Курбан-байрамом. Мнения Рафаиля Давлеева, Илдара Баязитова, Мансура Джалялетдина

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.
Комментариев: 1

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 335

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф