Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Воскресенье
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Ислам в Казанском ханстве

Дата: 17.03.2009 Версия для печати

Распад Золотой Орды повлиял на развитие булгарских княжеств. Это было связано тем, что, в период входа в состав единого централизованного государства, они испытывали давление ханской власти, но при этом были защищены от внешних врагов

Распад Золотой Орды повлиял на развитие булгарских княжеств. Это было связано тем, что, в период входа в состав единого централизованного государства, они испытывали давление ханской власти, но при этом были защищены от внешних врагов. Наибольшей опасностью отличались набеги новгородских военных дружин, ушкуйников (ушкуй - большое палубное судно: пираты), а также Московского княжества. В 1399 г. русские вторглись в Булгарию и всю зиму разоряли ее земли, особенно г. Казань. В конце 1420-х гг. войска московского воеводы Федора Палец-кого-Пестрого захватили и разорили Булгар. После этого знаменитый город перестал быть торгово-экономической и культурно-религиозной столицей региона. Известный историк-просветитель Шигабутдин Марджани описал событие смены столиц: "Из-за многочисленных смут и бед, обрушившихся на Булгарию, ее прежнее благополучие пошло на убыль, постепенно все это перешло на Казань, которая и стала наследницей всего былого величия".
Изгнанный из Золотой Орды хан Улу-Мухаммед с остатками армии в 1438г. пришел на восточные русские земли, обосновавшись в заброшенной части Нижнего Новгорода. В одном из сражений с войсками великого князя московского Василия II он попал в плен, но был освобожден в Курмыше (ныне территория Чувашии), куда прибыл в 1445г. Оттуда его армия отправилась на Казань, а в пути хан убит своим сыном Махмутеком. Он убил и правившего в Казани князя Али-бея из династии Алим-бека и Алтын-бека, основателей Старой Казани, и сам захватил власть. Таким образом, в середине 15 в. родилось Казанское ханство.

Главная территория ханства протянулась на северных (Заказанье) и западных (Гор¬ная сторона) районах Среднего Поволжья. В подчинении нового государства оказались соседние финно-угорские и тюркские племена и народности: марийцы, удмурты, башкиры, чуваши и восточная мордва. Ислам в Казанском ханстве был господствующей религией. Он имел особенно благоприятные условия для распространения по всему ханству при ханах Сахиб-Герее и его племяннике Сафа-Герее, правивших в первой половине 16 в. Летописцами отмечено строительство мечетей, медресе, распространение исламской литературы и пр.

Широкое распространение в Казанском ханстве получила письменность, основанная на арабском алфавите, появившаяся в Волжской Булгарии в 10 в. Абсолютное большинство детей получали образование в мектебе и медресе - начальных и средних школах. Кроме того, существовали медресе типа высшей школы, к такому, например, относилось медресе сеида Кул Шарифа. Грамота предназначалась, главным образом, представителям администрации и духовенства. Но среди горожан и сельчан, в первую очередь среди ремесленников и торговцев, она так же имела большое распространение. Писались
официальные внутри- и внешнеполитические документы, ярлыки и книги, деловые бумаги, эпитафии - надписи на надгробных камнях, большинство из которых имело сакральный характер, переписывались религиозные книги, в первую очередь Коран.

Величие Казани придавала окруженная стенами цитадель города - "царский двор". Здесь находились ханский дворец, главные мечети государства и подобие мавзолеев правителей. Князь Андрей Курбский так описывал центр города: "От Казани реки гора так высока, что даже смотреть неудобно: на ней же град стоит и палаты царские и мечети, очень высокие, белокаменные, где умершие цари клались". Главной мечетью города считалась упомянутая мечеть Кул Шарифа. После взятия Казани русским войском Ивана Грозного в 1552 г. на этом месте, вероятно, частично с использованием старых стен, была построена церковь Киприана и Устиньи.

Центральная мечеть города была очень богато украшена, имела 8 минаретов и была аналогична нынешней одноименной мечети. При мечети функционировало знаменитое медресе. На центральном холме города находились также высокие дома знати и другие мечети. Рядом с ханским двором на берегу реки Казанки стояла мечеть под названием Нур-Али (Муралеева). Непосредственно за стенами города начинались обширные слободы. За Булаком находилась большая Кураишева слобода с известной Отучевой мечетью и прилегающим к нему кладбищем. Пышное убранство зданий, изразцовые купола мечетей и вытянутые к небу каменные минареты придавали столице ханства неповторимый облик. Этот восточный колорит Казани стал ее отличительной чертой для всего региона, своеобразной"визитной карточкой".

Казанское ханство было феодальным государством. Правителем в нем был хан, но его власть ограничивал государственный совет -диван, состоявший из четырех эмиров самых знатных родов ханства - Карачи. Они следили за поступлением налогов в казну и их расходованием, руководили местной администрацией, военными делами. Одной из основных эмиров являлась дипломатия, в первую очередь религиозные взаимоотношениями с соседними исламскими государствами, которая определяла все другие их отношения - политико-административные, торгово-экономические, культурно-образовательные т.д. В этом случае казанцы называли себя "татарами" или"мусульманами"

Высший слой знати составляли богатейшие эмиры и беки, главными землевладельцами были мурзы и уланы. За все привилегии они были обязаны служить в войске эмиров.
Казанское ханство переживало свой расцвет на протяжении целого века - с середины 15 до середины 16 в. Но в 1552 г. произошло событие, предопределившее развитие татарского этноса и религии Ислам практически на полтысячелетия. Осенью этого года войска Ивана IV Грозного захватили Казань и все ханство в целом. С этого времени велась политика насильственной христианизации татар и др. местных народов.

Ринат ХАБИБУЛЛИН

По материалам информационного агентства "Исламтат"


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 431

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф