Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Вторник
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские благотворители: династия Апанаевых

Дата: 18.06.2014 Версия для печати
Татарские благотворители: династия Апанаевых

Сегодня пришло время вспомнить славные страницы нашей истории. Мы стараемся собирать информацию об истории татарских мечетей, татарских богословах и делиться этой информацией с нашими читателями. При этом не стоит забывать и о той роли, которую играли в истории татар династии купцов и промышленников. Именно они спонсировали строительство мечетей и медресе, они во многом поддерживали татарских ученых и религиозных деятелей. Поэтому важно сохранить их имена в памяти народа. Предыдущая статья была посвящена династии Юнусовых, новый материал посвящен истории не менее замечательной династии Апанаевых

Сегодня пришло время вспомнить славные страницы нашей истории. Мы стараемся собирать информацию об истории татарских мечетей, татарских богословах и делиться этой информацией с нашими читателями. При этом не стоит забывать и о той роли, которую играли в истории татар династии купцов и промышленников. Именно они спонсировали строительство мечетей и медресе, они во многом поддерживали татарских ученых и религиозных деятелей. Поэтому важно сохранить их имена в памяти народа. Предыдущая статья была посвящена династии Юнусовых, новый материал посвящен истории не менее замечательной династии Апанаевых.

У бабушки Суфии рода Апанаевых и Марджани, внучки известного в Казани просветителя, общественного деятеля и одного из лидеров движения национального возрождения татар Габдуллы Апанаева ветви Юсуфа Ибрагимовича, была шаджара рода в виде огромной родословной таблицы, которую она собирала много лет. Из нее видно, что после взятия Казани в 1552 году Иваном Грозным у предков династии Апанаевых - детей кожевника Амата - случился разлад: два сына его и внук предпочли служить русскому царю, - след этой ветви прослеживается до царствования на Руси первого из Романовых - Михаила Федоровича, - то есть до середины XVII века. Другой сын Амата Хан-булат и внук Айтулла ушли за Мёшь-реку и поселились в ауле Янбулат волости Лаишевской. Там они выделывали кожи, торговали помалу и даже крестьянствовали. Развернулся в делах торговых Утяк, сын Айтуллы, а сын Утяка Ярмэк уже писался купцом. Не единожды ездил Ярмэк в Казань с товарами, обзавелся знакомствами и связями, в делах купецких необходимыми, а вскоре, продав двор с лучшим в ауле домом, перебрался в Казань и поселился в Татарской слободе меж улочек Сафьян и Кунче, аккурат в ремесленной части слободы, о чем говорят сами названия улиц.
Вскоре Ярмэк женился и народил сына, которого назвал Апанаем и от которого, собственно, и пошли Апанаевы. По весьма скудным сведениям, ибо все древние архивы и документы сгорели в страшном пожаре 1815 года, Апанай к 15 годам уже закончил медресе, а годам к двадцати считался одним из самых образованных людей во всей мусульманской Казани.

В 1715 году у Апаная родился сын Исмагил. Уже в раннем детстве он отличался от своих сверстников тем, что был пытлив, самостоятелен и предприимчив. Когда в 1763 году вышел указ Ея Императорского Величества Екатерины II о разрешении торговать татарам по всей империи, Исмагил одним из первых татарских купцов в Казани установил связи с Нижним Новгородом, Самарой, Вяткой, Астраханью, Ростовом, Москвой и Санкт-Петербургом. Торговал он кожами, пушниной, шерстью и иным товаром, имеющим спрос, а посему приносящим прибыль.

Дела шли хорошо, Исмагил богател, заимел собственную лавку в китайском ряду Гостиного двора, где приказчики его торговали шелками и материей из самого Китая и Персии. И если бы в те времена существовали купеческие разряды, Исмагил Апанаев, несомненно, числился бы в купцах первой гильдии.

После рождения сыновей, Мусы и Юсуфа, Исмагил выстроил на Захарьевской - ныне она именуется улицей Каюма Насыри - один из первых (если не самый первый) в Старо-Татарской слободе каменный дом о двух этажах (третий этаж надстроен уже в советские времена), который цел и поныне, - стоит он на улице Насыри под номером 37. А когда в 1782 году в Казани была учреждена Татарская ратуша, стал Исмагил Апанаев городским головой всех казанских татар - должность выборная, почетная и равная должности городского головы русской части города, то есть нынешней должности мэра.

Умер Исмагил Апанаевич Апанаев в 1794 году в возрасте 79 лет, умер тихо и спокойно, оставив дела торговые двум своим сыновьям, Мусе и Юсуфу.

Сыновья Исмагила явились родоначальниками двух больших ветвей дома Апанаевых. От Юсуфа, младшего сына Исмагила - а сам он был купцом второй гильдии, - пошла купеческо-промышленная ветвь Апанаевых. Сын Юсуфа Исхак завел большой по тем временам мыловаренный завод в Плетенях и купил у одного из русских богатеев большой каменный дом, в коем и поселился вместе с семьей. Исхак был весьма богат и часто жертвовал бедным, - об этом упоминает Карл Фукс в своей книге "Казанские татары...".

От Мусы же пошли купцы и потомственные почетные граждане, поскольку ему за дела торговые да добрые - иначе говоря, благотворительные - первому из Апанаевых было присвоено звание почетного гражданина. Сам Муса владел двумя "юфтяными" заводами, один из которых производил до 13 тысяч кож в год и был самым крупным в Казани, и арендовал мыловаренный завод в тех же Плетенях, - село сие уже и в те времена было местом средоточения промышленности. Ему же, как старшему сыну, досталась отцова лавка на Гостином дворе и перешел по наследству дом за номером 37 по нынешней улице К. Насыри.

Муса Апанаев - это была фигура масштаба не только Старо-Татарской слободы, но и Казани и, пожалуй, всей Казанской губернии. Богатейший купец-промышленник, он был ещё и крупнейшим в городе благотворителем, что, похоже, вообще было в крови всей фамилии Апанаевых. На средства Мусы содержалась Вторая приходская мечеть в городе, которая считалась самой лучшей и благополучной на Казани и которая совсем не случайно запечатлена на одной из древних литографий с видами Казани. Посему звалась сия мечеть, да и доныне зовется Апанаевской, а адрес теперь она имеет следующий: улица К. Насыри, 27. Но это было еще не все. В первое десятилетие XIX века выстроил Муса Исмагилов, сын Апанаев, в Ново-Татарской слободе - от коей ныне осталось всего-то несколько "родных" деревянных домишек-усадеб с огородиками, что, похоже, доживают свои последние дни, не далеко от мусульманского кладбища, мечеть на собственные средства в память своей безвременно ушедшей к Создателю дочери Зубайды. Мечеть, хотя и в весьма измененном с тех времен виде, стоит до сих пор. Адрес сей мечети, окрашенной в зеленый цвет, однако носящей наименование "Розовая", - улица М. Гафури, 67.

А ещё помогал Муса Апанаев бедным мусульманам деньгами и продуктами, особенно в дни празднования народных национальных праздников Рамазан и Курбан-байрам.
Вследствие всего этого, видимо, Муса был избран вначале - в 1788 году - судьей, а затем - в 1809 году - и заседателем уголовной палаты.

Был Муса Исмагилович и крупным домовладельцем. Купив в конце XVIII века большой земельный участок по улице Сафьян, Муса поставил на нем большой двухэтажный кирпичный дом и одноэтажный флигель - дома эти целы и имеют ныне порядковые номера 5 и 3, образовав тем самым большую городскую родовую усадьбу, переходившую по наследству, а его потомки уже в начале XX века поставили в самом начале усадьбы, прямо на бережку озера Кабан, еще один дом о двух этажах. Ныне, отреставрированный и свежеокрашенный, он, как угловой дом, является украшением целых двух улиц: Сафьян и Марджани.

Умер Муса Апанаев в 1862 году на шестьдесят пятом году жизни. На могильном камне Мусы была слегка неверно переведенная Фуксом с арабского следующая надпись: "Бог вечен и бессмертен! В тысяча двести сорок втором году в девятнадцатой месяца Раджаба (день), Муса сын Исмагила, Апанаев на шестьдесятом году от рождения отправился от мира Тленнаго в вечный мир! Мы принадлежим Богу и к нему возвратимся".

Жертвовал бедным и младший брат Мусы, Юсуф. Фукс в своей замечательной книге "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях", вышедшей в Казани в 1844 году, описывает, как он однажды побывал в гостях у Юсуфа Исмагиловича. Случилось это аккурат на празднование Курбан-байрама, и Юсуф принёс в жертву, что является обязательным для мусульман в этот праздник, "множество овец, несколько коров и одного верблюда", мясо коих было разослано наибеднейшим татарским семьям.

В XIX веке Апанаевы развернулись вовсю: кожевенные и мыловаренные заводы, лавки на Гостином дворе и Сенном базаре, гостиницы и доходные дома. По словам Карла Фукса, в Казани в первые десятилетия XIX века было только 5 татарских семейств купцов первой гильдии и 3 - второй. Апанаевы входили и в ту, и в другую категории. Богатейшим на Казани купцом и промышленником был Хасан Мусич Апанаев, владевший личным капиталом более полумиллиона рублей - деньги по тем временам очень значительные.

Следует сказать, что Апанаевы были весьма грамотными людьми. Оно и понятно: без ума и природной сметки дела купецкие не вытянешь. Не сторонились Апанаевы - в отличие от многих других татарских семейств - избираться на городские должности. Исмагил, сын Апаная, как уже было писано, был татарским мэром; внук Мусы Мухаметюсуп был гласным городской Думы - по-нынешнему, депутатом горсовета - и попечителем Апанаевской, естественно, мечети, а его сын Абдулла - тоже гласный Думы - был ещё сотрудником городской управы и работал аж в четырех ее комиссиях.
По линии Юсуфа самым деятельным был его правнук Мухаммадбадретдин, также гласный городской Думы и сотрудник трех её комиссий, а также член попечительского совета Казанских училищ, председатель благотворительной организации "Общество пособия бедным мусульманам" и лидер национального движения в Казани в первые годы XX столетия, даже побывавший в эти годы за свои либеральные убеждения тюремным арестантом.

Деньгами семья Апанаевых владела немалыми. С ними могли тягаться разве что купцы и промышленники Юнусовы, да и те к концу XIX века понемногу стали сдавать свои позиции. А вот домовладельцев крупнее Апанаевых не было, похоже, во всей Казанской губернии, не говоря уж о самой Казани.

Только в Старо-Татарской слободе Апанаевым принадлежало 14 домов. Помимо упомянутых зданий под номерами 1, 3 и 5 по улице Сафьян и дома № 37 по К. Насыри, кои переходили по наследству только "мусичам", владели Апанаевы на бывшей Захарьевской домами, что носят ныне номера 26,40 и 42. Был ещё один дом, принадлежавший семье Апанаевых, - № 36 по той же К. Насыри, но совсем недавно его снесли.

Советская власть жестко расправилась с семьей Апанаевых. Первым подвергся репрессиям Габдулла Апанаев, правнук Юсуфа, общественный и религиозный деятель, брат гласного городской думы Мухаммад-бадретдина. Вначале Габдулла был вторым муллой мечети на Сенном базаре. В 1890 году он стал помощником имам-хатиба. Надо сказать, что за свои взгляды Габдулла, как и его брат Мухаммад-бадретдин, преследовался еще царской администрацией и считался весьма неблагонадежным. В 1908 году он был отлучен от служения в Сеннобазарной мечети и сослан на два года в Вологодскую губернию. После 1917 года он продолжал отстаивать свои идеи национального прогресса, был обвинен в контрреволюционной деятельности и в 1919 году расстрелян.

А потом и НКВД заводят на Апанаевых одно дело за другим. Вот результаты: Абдулхамид Абдрахманович Апанаев, "мусич", потомственный почетный гражданин - расстрелян в 1937 году; Гарун Абдрахманович Апанаев, "мусич", потомственный почетный гражданин, бывший член городской управы - расстрелян в 1937 году; Якуб Измаилович Апанаев, "мусич", потомственный почетный гражданин - расстрелян в 1938 году; Ибрагим Измаилович Апанаев, брат Якуба, потомственный почетный гражданин - расстрелян в 1938 году; Ахмет Мухаммадбадретдинович Апанаев, "юсуфович", сын того самого председателя "Общества пособия бедным мусульманам" репрессирован за то, что отец эмигрировал в Турцию, - умер в лагере в 1942 году; Ибрагим Исхакович Апанаев, "юсуфович", последний держатель мыловаренного завода в Плетенях - умер в лагере в 1941 году...

,

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 8


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Говоря о причинах кормления в месяц Рамадан мы конечно же не откроем Америку.

Говоря о причинах кормления в месяц Рамадан мы конечно же не откроем Америку.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1428

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции

Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф