Общероссийское
информационное агентство мусульман
25
Понедельник
сентября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские благотворители: династия Юнусовых

Дата: 28.05.2014 Версия для печати
Татарские благотворители: династия Юнусовых

Сегодня пришло время вспомнить славные страницы нашей истории. Мы стараемся собирать информацию об истории татарских мечетей, татарских богословах и делиться этой информацией с нашими читателями. При этом не стоит забывать и о той роли, которую играли в истории татар династии купцов и промышленников. Именно они спонсировали строительство мечетей и медресе, они во многом поддерживали татарских ученых и религиозных деятелей. Поэтому важно сохранить их имена в памяти народа.

Сегодня пришло время вспомнить славные страницы нашей истории. Мы стараемся собирать информацию об истории татарских мечетей, татарских богословах и делиться этой информацией с нашими читателями. При этом не стоит забывать и о той роли, которую играли в истории татар династии купцов и промышленников. Именно они спонсировали строительство мечетей и медресе, они во многом поддерживали татарских ученых и религиозных деятелей. Поэтому важно сохранить их имена в памяти народа.

В дореволюционной Казани среди предпринимателей, занимавшихся благотворительной и прочей общественно-значимой деятельностью, безусловно, особое положение имели члены династии купцов и промышленников Юнусовых, которые почти 150 лет занимались филантропической деятельностью. Стремление к этому благородному занятию передавалось от отца к сыну. Ключевую роль в формировании потребности в благотворительной деятельности представителей этой семьи сыграли семейные традиции, выросшие на почве мусульманского религиозного воспитания, важнейшим элементом которого было воспитание нравственности.

С середины XVIII — начале XIX веков Юнусовы активно участвовали в строительстве мечетей, жертвовали на их ремонт и оснащение всем необходимым, оказывали помощь духовным лицам, систематически раздавали закят в пользу бедных. В условиях становления буржуазных отношений к этим акциям присоединяется строительство и содержание медресе, выделение капитала на создание и обеспечение жизнедеятельности Мусульманского детского приюта, материальная поддержка различных благотворительных фондов, акций и организаций.

Юнусовы относятся к старейшим купеческим фамилиям Казани. Родоначальник династии купцов Мухаметрахим Исхакович Юнусов выделился в купеческое сословие из служилых татар Старотатарской слободы еще в период правления Екатерины II. В 1785 году в Казани, как и по всей стране, прошла перепись купечества. Тогда в Бархатную книгу были внесены М. И. Юнусов, ему в тот год исполнилось 42 года, его жена, ровесница мужа, Шамсия Юсупова — дочь служилого татарина Мамадышского округа деревни Киырлы, сыновья Габделькарим (18 лет), Губайдулла (9 лет) и дочь Сахипзямал (22 года).

Двое сыновей купца - Габделькарим (1767 - 1821) и Губайдулла (1776 - 1842) были не только надежными помощниками своего отца, но и успешными продолжателями семейного дела - торговали в Москве, Архангельске, Астрахани. Благодаря их усилиям фамильный капитал стал исчисляться семизначными цифрами. Это позволило Юнусовым направлять серьезные финансовые средства на нужды единоверцев и значительно усилить свое влияние не только в кварталах Старотатарской слободы, но и в масштабах всей Казани.

Мухаметрахим Юнусов в числе первых в Казани получил звание потомственного почетного гражданина, которое наследовали потомки купца. Присвоение этого звания говорит о безупречной коммерческой репутации предпринимателя и о его активной общественно-полезной деятельности на благо города. При этом учли службу Юнусова в качестве городского головы Татарской Ратуши, ведавшей делами Старой и Новой татарских слобод Казани. На указанную должность купец вступил в 1793 году. Отметим, это был самый, высокий общественный пост, доступный казанцу-мусульманину. Исполнение обязанностей городского головы предполагало значительные пожертвования в пользу татарской общины, так как денег на ее нужды из казны практически не выделялось.

Всем казанцам известна красивая мечеть Марджани на берегу озера Кабан. Она появилось во многом благодаря финансированию М. Юнусовым строительства этой первой каменной мечети в послеханской Казани, разрешение на создание которой мусульмане получили от Екатерины II во время посещения ею города. Выстроенная в 1766-1770 годах, она одно время называлась Юнусовской, а ныне носит имя Ш. Марджани (ул. К. Насыри, 17).

Если в 1775 году родом занятий этой семьи указан «торговый промысел», то к 1818 году купец включился в активную промышленную деятельность, чутко уловив конъюнктуру на внутреннем и внешнем рынках. За ним числился юфтевый завод, где в год обрабатывалось до 13000 козьих кож. Цветную юфть Юнусов продавал в городах среднеазиатских ханств, его хорошо знали на ярмарках России, особенно Оренбургской и Ирбитской. Опередив многих, купец занялся обменом юфти на китайские товары, в основном это чай и фарфор, на Кяхтинской ярмарке, сколотив на этом значительное состояние.

Как пишет историк Радик Салихов, в соответствии со своим статусом богатейшего татарского купца Казани Губайдулла Юнусов жил в роскошном особняке на пересечении Екатерининской и Второй Поперечной улиц (ныне ул. Тукая, 67/14), а большая и красивая площадь перед его усадьбой теперь уважительно именовалась среди горожан "Юнусовской". Огромную любовь и признательность мусульман Губайдулла бай заслужил щедрой и систематической благотворительностью. При его поддержке значительно поправила свое материальное положение Первая соборная мечеть Казани (ныне мечеть "Марджани"), в махалле которой находился дом Юнусова. В 1830 году купец передал ее общине лавки на Сенной площади, доход с которых должен был идти на содержание местных имамов и муэдзинов. Как пишет историк, это был один из первых публично объявленных в России вакуфов, исправно служивший Юнусовскому приходу до октября 1917 года.

Также Радик Салихов пишет, что Губайдулла Юнусов, владевший значительными земельными участками и недвижимостью на Сенном базаре, решил построить здесь большую, просторную мечеть. Будучи верующим мусульманином и обладая внушительными финансовыми возможностями, купец не мог оставаться равнодушным к тому, что сотни правоверных, не имея рядом молитвенного здания, не слыша азана, за трудной работой пропускали обязательные намазы и тем самым совершали большой грех. Недаром добропорядочные жители Старотатарской слободы называли в то время Сенную площадь "углом неверных", то есть местом, где торговали мусульмане, пренебрегавшие предписаниями Священного Корана. Только неожиданная смерть помешала благотворителю осуществить свои благородные намерения. Завершили задуманное его сыновья Ибрагим (1806 - 4.04.1886) и Исхак (1810 - 24.03.1884), построившие в 1849 году по проекту архитектора А.К. Ломана на Сенном базаре "Юнусовскую" мечеть, известную ныне под названием "Нурулла".

Братья Юнусовы, как того требовали семейные традиции, вели дело дружно, в тесном союзе, имея до конца жизни нераздельный капитал. Они сбывали по всей России, а также в Бухаре продукцию своих мыловаренного, свечного, юфтового заводов, бумагопрядильной фабрики и многие другие товары. Юнусовы считались крупнейшими среди татарских предпринимателей владельцами недвижимости. Им принадлежало 5 каменных домов, 2 завода, 48 каменных и 12 деревянных лавок в Казани, более 2000 десятин земли в Казанской и Вятской губерниях.

К концу 30-х годов, по данным К. Ф. Фукса, капитал Губайдуллы Юнусова превышал 3 млн. рублей. К этому времени Губайдулла присоединил часть состояния умершего в 1825 году брата Абдулкарима, опекуном семьи которого, как и семьи отца, он был. За Губайдуллой Мухаметрахимовичем числилось несколько кожевенных и мыловаренных заводов. Не случайно его называли «одним из первых капиталистов Казани».

Многие годы Г. М. Юнусов являлся фактическим главой местного татарского общества. Занимал он и выборные должности, в том числе с 1842 года пост городского головы Татарской Ратуши. На его средства построено несколько сельских мечетей, Базарная мечеть на Сенной площади Казани (ул. Кирова, 74). В 1830 году во время эпидемии холеры вместе с другими предпринимателями он выстроил больницу. Часть религиозных и учебных книг, отпечатанных в его типографии, бесплатно раздавалась мусульманам. За щедрую благотворительность и активную общественную деятельность Г. М. Юнусову вручили две золотые медали.

Он умер 13 декабря 1842 года после непродолжительной болезни в возрасте 66 лет. В некрологе, напечатанном в газете «Казанские губернские ведомости», отмечалось, что Губейдуллу Юнусова отличали «благоразумие в обширных торговых оборотах, добрые свойства души и благотворительность». Состояние предпринимателя наследовали его сыновья Ибрагим и Исхак.

Братья Юнусовы имели неразделенный капитал и, являясь крупнейшими казанскими купцами и промышленниками второй половины XIX века, носили высокое звание «коммерции советников», что означало признание их «особых заслуг в распространении торговли». Присвоение этого звания рассматривалось как акт «монаршей милости», значительно повышало социальный статус купца и очень высоко ценилось в коммерческом мире. В 1800 году звание «коммерции советника» приравняли к VIII классу «Табели о рангах», и это давало право его обладателю на общий гражданский титул «ваше высокоблагородие».

Трудно найти в среде татарского купечества Казани предпринимателей, так щедро жертвовавших на благотворительные дела, как Юнусовы. Не случайно оба брата имели по две золотые медали, и, как «крупные жертвователи». А Ибрагим Юнусов был награжден орденом, врученным ему за создание и материальную поддержку детского приюта, открытого в Казани 6 декабря 1844 года.


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Короткий видеоролик о проведенной работе Центра реабилитации и адаптации совместно с Национальным исламским благотворительным фондом Ярдэм в связи с Курбан-байрамом. Мнения Рафаиля Давлеева, Илдара Баязитова, Мансура Джалялетдина

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.
Комментариев: 1

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 339

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф