Общероссийское
информационное агентство мусульман
26
Пятница
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские богословы и мыслители: Хади Атласи (1876-1938)

Дата: 14.03.2014 Версия для печати
Татарские богословы и мыслители: Хади Атласи (1876-1938)

Общественный деятель, историк и педагог Хади Атласи является ярким представителем этой когорты татарской национальной интеллигенции дореволюционного периода.

Общественный деятель, историк и педагог Хади Атласи является ярким представителем этой когорты татарской национальной интеллигенции дореволюционного периода.

Он родился в 1876 году в деревне Чеке (Ст. Чекурское) Буинского уезда (ныне Дрожжановский район РТ) Казанской губернии.

Первоначальное образование получил в деревенской школе у своего отца, затем обучался в известном тогда Буинском медресе. Хади усиленно занимался самообразованием, много читал, изучал разные науки, арабский, персидский, турецкий, русский и немецкий языки. Из Буинского медресе он уехал в Сеитовскую слободу под Оренбургом, где окончил учительские курсы.

В 1898 году X. Атласи вернулся в Буинск, стал преподавателем медресе и развернул активную деятельность по обновлению системы образования, внедряя новые методы обучения. Свои новые идеи и мысли он пропагандирует и на страницах периодической печати, пишет научно-популярные труды, направленные на распространение научных знаний. Им были опубликованы книги "Гыйльме хаят" ("Наука астрономия") и "Тарих табигый" ("Естественнонаучная история") (1).
Уже в юные годы Атласи, по мнению историка Айдара Хабутдинова, проявил себя сторонником идей джадидизма. В августе 1906 г. он принял участие в III Всероссийском Мусульманском съезде. В это время Атласи был близок «тангчылар», но на съезде выступил с заявлением, фактически солидаризирующимся с позицией И. Гаспринского (3).

На данном съезде при обсуждении вопроса религиозного устройства Х. Атласи выступил за создание института единого общероссийского муфтия, ссылаясь на слова Ш. Марджани: «В Исламе не должно быть двух лидеров (раис). Если лидеров будет больше, то настанет раскол» (3).

В Духовном собрании мусульман он выдержал экзамен на имама и мударриса и в 1903 году был приглашен на эту должность в село Альметьево Бугульминского уезда. Наряду с исполнением обязанности имама он занимался и преподавательской, и научно-исследовательской работой. В 1904- 1908 годах появляется ряд его статей в периодической печати. В эти же годы он издает книги "Ахыр заман ишаны" ("Ишан конца света"), "Идел буе" ("Поволжье"), "Мэктэб хэм мулла" ("Школа и мулла"). В 1907 году, учитывая его общественно значимую деятельность в интересах народа, Хади Атласи избирают депутатом II Государственной думы (1). Здесь он становится активным членом Мусульманской трудовой партии и принимает участие в организации и издании газеты "Дума" - органа мусульманской трудовой фракции Думы, защищающей интересы крестьян-тружеников. Однако газета просуществовала недолго, правительство после шести номеров закрыло ее, да и сама Дума была распущена. В 1905 году по вопросам просвещения нерусского населения восточных районов правительство России проводило особое совещание, целью которого было затормозить развитие национальных культур и национального самосознания. Рассматривались вопросы о воспитании в православном духе, об обязательном обучении русскому языку, о замене татарского алфавита русским алфавитом и т. д. Эти правила были утверждены министром просвещения и изданы в 1906 году. С резкой критикой такой национальной политики выступил Хади Атласи, в 1908 году он издал книгу-брошюру "Яна низам вэ голэмаларыбыз" ("Новые правила и наша интеллигенция") (1). Книга была написана остро и смело, содержала разоблачение политики царизма, направленной против нерусских народов. "Русификация народов, национальный гнет, защита интересов только господствующей нации - вот основная политика правительства",- писал автор. Правительство отдало автора под суд, который принял решение заключить его в тюрьму на три месяца, отстранив от должности имама и мударриса и лишив духовного звания, после тюрьмы взять под постоянный надзор полиции (1).

Выйдя из доверия властей и оставаясь под негласным надзором полиции, Хади Атласи полностью посвятил себя творческой и научной деятельности. На новом этапе жизненного пути он впервые обратился к изучению истории татарского народа. Обновление общественно-культурной жизни, повышение национального самосознания вызвали живой интерес к прошлому татарской нации (2).

Между тем в начале XX в., по мнению историка Ильдуса Загидуллина, татарская историография переживала не лучшие времена. В Казани Гайнетдин Ахмеров (1864 - 1911) продолжил дело Ш.Марджани по написанию национальной истории. Им изданы в 1909 г. "Болгар тарихы" ("История булгар"), в 1910 г. "Казан тарихы" ("История Казани") (2). Ахметзаки Валиди заявил о себе как специалист тюрко-татарской истории в 1912 г., после переезда в Казань. Студент Казанского университета (1911 - 1916), будущий первый татарский профессор-историк Газиз Губайдуллин начал пробу пера с литературных произведений (2). Ризаэтдин Фахретдин был увлечен исследовательской и редакторской деятельностью в Оренбурге и напрямую не общался с Обществом истории, археологии и этнографии. Это общество явилось важным моментом в деятельности Хади Атласи и его роли в развитии исторических знаний у татар XX в. (2). В 1913 году Атласи единогласно был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1).

В 1911 г. Атласи издает свой первый научный труд по истории - "Себер тарихы" ("История Сибири"). Спустя три года появились книги "Сөенбикә" ("Сююмбике") и "Казан тарихы" ("История Казани"). Его обобщающие труды восполнили пробел в учебниках по истории в медресе. Они, несомненно, были внимательно изучены Габдулбарием Батталом, Ахметзакием Валиди и другими представителями интеллектуальной элиты, труды которых были опубликованы чуть позже.
Хади Атласи стал ярким представителем формирующейся татарской исторической науки, синтезировавшим в своем творчестве традиции восточной и западной исторических наук (2).

В годы первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций и в первые годы советской власти Хади Атласи со своей семьей жил в г. Бугульме и все время, какая бы власть ни была, занимался делами народного просвещения (1). После Февральской революции он возглавлял отдел народного просвещения земской управы Бугульминского уезда, после Октября он в составе уездного совета и его исполнительного комитета, при белочехах - опять зав. отделом народного образования, при советах и Колчаке занимается той же работой, подготовкой учительских кадров. Когда колчаковцы отступали, его тоже вынудили уйти из Бугульмы. Он вернулся назад, но различные политические силы уже не дали ему спокойно работать. Он уезжает в Баку, где работает в комиссариате просвещения Бакинского совета. И здесь противники не оставили его в покое. В газетах появились сообщения о его контрреволюционной деятельности, как будто он выдавал учителей колчаковцам на расстрел. Эти обвинения были ложными, и Бугульминский уездный суд в 1920 году опроверг их как неимеющих под собой никакого основания и полностью оправдал X. Атласи (1).

С 1920 по 1929 год он работал учителем истории и немецкого языка в одной из школ Бугульмы. А в 1929 году, как пишет историк С. Алишев, Атласи был арестован и без суда и доказательств вины был сослан на каторгу в Соловки. Он был объявлен "султангалиевцем" и врагом советской власти. С ним были арестованы "султангалиевцы" Б. Урманче, Ф. Мухаммедьяров, Г. Галиев, X. Батыршин, С. Сунчалей и др. На каторге он встретил многих известных представителей татарской интеллигенции. В 1934 году Хади Атласи вернулся в Бугульму и через полгода с семьей переехал в Казань. В 1936 году он опять был арестован (1).

Как пишет историк С. Алишев, на свет родилось дело "атласовщина". По этому делу Атласов обвинялся в создании контрреволюционной организации для свержения советской власти, его объявили турецким шпионом, пантюркистом, националистом и т.д. (1). В контрреволюционную организацию X. Атласи приписали еще 24 человека. С августа 1936 по май 1937 года в Казанском НКВД X. Атласова допрашивали 16 раз. 2 мая 1937 года он свою вину "признал". На суде фигурировала справка врачей: "Невроз и движения слабые, но годен" (1). В клубе им. Менжинского 23-28 октября 1937 года военный трибунал Приволжского военного округа на закрытых заседаниях рассмотрел дело "атласовщины". Последние слова X. Атласова на суде: "Я никогда не был террористом и шпионом, никаких заговоров и тайных организаций не организовывал. Я человек не современности, а прошлого".

По решению трибунала из 24 человек были расстреляны: X. Атласов, К. К. Туйкин, Ф. К. Туйкин, Б. Ф. Фаттахов, Г. А. Алтынбаев, К. Л. Исхаков, С. Ш. Уразманов, 3. Б. Фаттахов.

Духовное наследие X. Атласи, прежде всего его исторические труды, и сегодня привлекает внимание ученых и читателей. Его первая опубликованная книга "Себер тарихы" рассказывала об истории Сибири. Это исследование показывает, что он тщательно изучил источники и специальную литературу по истории Сибири и Сибирского ханства, использовал не только русские источники и литературу на русском языке, но и сочинения тюркских, арабских и персидских авторов (1).
Очерк "Сююнбике" назван историческим рассказом и посвящен последней царице Казани Сююмбике. Книга издана в конце 1913 года. Автор начинает свою книгу с объяснения происхождения имени Сююмбике и описывает всю ее жизнь: историю замужества Сююмбике с Джан-Гали (1533) и Сафа-Гиреем (1536), последние годы правления на казанском троне с малолетним сыном Утямыш-Гиреем, разлуку с сыном, трагедию последних дней ее жизни (1).

Основное историческое сочинение X. Атласи, безусловно, книга о Казанском ханстве ("Казанское ханство"), которая вышла в свет в 1914 году. Труд включает в себя период с основания города Казани до его падения - завоевания русскими в 1552 году (1).

«История Сибири», «Сююнбике», «Казанское ханство» - первые исследования на татарском языке, наиболее полно раскрывающие историческое развитие татарского народа в условиях средневековья. Они дают читателю много ценного и полезного, поэтому использовались в школах как учебники, были популярны и среди рядовых читателей (1).

Атласи жил и творил в бурную историческую эпоху. Достижения, противоречия, трагедии того времени нашли своеобразное преломление в его творчестве и жизни. И сегодня он для нас остается самобытным исследователем, блестящим педагогом, общественным деятелем, просто человеком, честно служившим своему народу.

Источники:

1. Алишев С. Хади Атласи (1876-1938) / Татарские интеллектуалы: исторические портреты / Сост. Р. Мухаметшин. – 2-е изд., Казань: Магариф, 2005 – с. 203-213

2. Загидуллин И., Хади Атласи. История Сибири / Протатар.ру

3. Хабутдинов А. Концепция тюрко-татарской государственности у Хади Атласи / Tatar-history.narod

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В аптеках всегда можно найти детское любимое лакомство как гематоген. Это не только полезное, а главное вкусное лекарство. В том виде, в котором мы сегодня с вами знаем гематоген, появился после 1917 года.
Комментариев: 2

В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1436

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф