Общероссийское
информационное агентство мусульман
21
Четверг
сентября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские богословы и мыслители: Хусаин Фаизханов (1823-1866)

Дата: 26.02.2014 Версия для печати
Татарские богословы и мыслители: Хусаин Фаизханов (1823-1866)

Хусаин Фаизханов, также Хусейн Фейзханов (тат. Хөсәен Фәезханов) – выдающийся татарский общественный деятель, педагог, историк, востоковед, археограф, каллиграф. Сыграл значительную роль в развитии духовной культуры татарского общества второй половины XIX века.

Хусаин Фаизханов, также Хусейн Фейзханов (тат. Хөсәен Фәезханов) – выдающийся татарский общественный деятель, педагог, историк, востоковед, археограф, каллиграф. Сыграл значительную роль в развитии духовной культуры татарского общества второй половины XIX века.

Хусаин Фаизханов родился в 1823 году в семье крестьянина, в деревне Сабачай (Собачий Остров), Курмышского уезда, Симбирской губернии (ныне - село Красная Горка Пильнинского района Нижегородской области). Почти всю свою жизнь по официальному статусу Фаизханов принадлежал к ведомству Алатырской удельной конторы Симбирской губернии как государственный крестьянин, также как и все остальные жители Сабачая, и лишь в 1861 году был переведен на службу по учебному ведомству.

Получил традиционное религиозное образование в родной деревне, потом в дер. Бараска, в Заказанье - и в Казани. В 1850–1854 гг. Фаизханов был учеником у видного татарского улема Шигабутдина Марджани, который в 1848 году вернулся из Средней Азии.
Обучение Фаизханова у Марджани было недолгим (около четырех лет), но достаточно плодотворным. Марджани не только привил Хусаину любовь к арабо-мусульманской культуре, но в особенности к фикху и его школам (1). Об этом, как пишет историк А. Юзеев, ярко свидетельствует отрывок из биографии Фаизханова – его спор с Исмаил ал-Кышкари в «Вафият ал-аслаф» Марджани, где Фаизханов предстает тонким знатоком фикха. Фаизханов доказывает необходимость изучения русского языка, поскольку, согласно его взглядам, знания языков обосновывается хадисами. И он приводит многочисленные примеры в обосновании своей точки зрения. Не все, что высказывал Марджани, поддерживал Хусаин (1). Так, у него было собственное мнение по каламу-спекулятивной теологии, которую он в XIX в. считал безвредной наукой, в отличие от Марджани, который был непримиримым критиком калама, обвинял мутакаллимов в различных новшествах – смешении калама с догматикой.

Поскольку в 1854–55 гг. восточный факультет Казанского университета переезжает в Санкт-Петербург, туда в конце 1853 г. по приглашению Казембека, декана вновь образованного восточного факультета, переезжает и Фаизханов, надеясь повысить уровень своих знаний как востоковеда, а также стать преподавателем восточного факультета и в таком качестве быть полезным татарскому народу (1). Как отмечает Юзеев, Фаизханов уже не видит свою деятельность без связи с востоковедами, а так как восточный факультет в Казани планируется закрыть – у него не остается права выбора, кроме как ехать в Санкт-Петербург.

Марджани следующим образом описывает отъезд Фаизханова: «Он отправился в Петербург и долгое время жил там. Я был не только против его поездки, но и уговаривал отправиться куда-либо в другое место. Однако воля божья – это судьба предрешенная. Аллах Всевышний через него многое сделал для меня и дал мне его в помощь в моих важных предприятиях. Да вознаградит его Аллах за меня и да поселит в раю!» (1).

2 ноября 1855 года попечитель Петербургского учебного округа М.Н. Мусин-Пушкин ходатайствует перед министром просвещения относительно принятия Фаизханова на работу. 24 ноября 1857 года министр просвещения дает разрешение Х. Фаизханову на преподавание тюрко-татарских и арабского языков на факультете восточных языков Петербургского университета. Только спустя 5 лет, в 1862 году указом Сената Фаизханов утвержден в должности лектора факультета восточных языков.

Только после настоятельного обращения студентов в «верха» в 1858 году Фаизханов получает возможность преподавать тюркские языки (татарский, турецкий) без жалованья и 27 ноября 1858 года ректор сообщает декану о разрешении министра принять Фаизханова на работу. Он также преподает арабский язык. 15 января 1858 года профессор А.О. Мухлинский докладывает на факультете о программе занятий Х.Фаизханова со студентами. При этом предполагалась, что Х.Фаизханов «будет занимать слушателей переводами с русского на турецко-татарский язык русской истории профессора Устрялова и упражнениями в турецко-татарских разговорах».

Все это показывает, что Х.Фаизханов был способным ориенталистом, знающим в том числе и множество языков. Русские востоковеды высоко ценили Фаизханова как ученого. Увидела свет лишь одна монография ученого — «Краткая грамматика татарского языка», изданная литографическим способом в 1862 году.

Он собрал много материала по истории татар и тюрок вообще, но не успел его опубликовать. Его мысли были обращены и в сторону просветительской деятельности в татарской среде. Его не устраивало то образование, какое получали тогда мусульмане, потому что в их образовании отсутствовали элементы светской учености. Он всерьез размышлял о европеизации обучения в татарских школах. Более того, им была написана (также неопубликованная) работа под названием «Ислах ал-мадарис» ( «Школьная реформа»), в которой он рассуждал о создании в Казани медресе с обучением на русском языке географии, европейским языкам, медицине, естествознанию и на тюркском языке — мусульманской юриспруденции и арабской филологии.

Зная об этом проекте, вышедшем из-под пера Фаизханова, можно утверждать, что он стал одним из зачинателей идей новотатарского просвещения ( «новометодных мектебе»).

В 1858 г. Фаизханов изучил дипломатические грамоты крымских ханов из архива МИД России в Москве; по результатам этой поездки Академия наук ходатайствовала об избрании Фаизханова членом Общества археологии, действительным членом которого он становится в 1860 г. В 1858 г. Хусаин совершил несколько научных командировок в Оренбургский край, по результатам которых написал статью «Три подробных булгарских надписи» в «Известиях Российского археологического общества» и выступил с одноименным докладом перед учеными Общества археологии. Статья ознаменовала новый этап в исследовании булгарской эпиграфики. Одним из первых Фаизханов разработал метод расшифровки булгарских эпитафий второго стиля.

Фаизханову принадлежит значительная роль в изучении эпиграфики Касимовского ханства. В 1860 г. он снял точные копии с татарских надгробных памятников Касимова. Им же была открыта надгробная плита Ураз-Мухаммед-хана, убитого в 1610 г. Лжедмитрием II. Данные материалы были использованы известным востоковедом В.В. Вельяминовым-Зерновым в его капитальном труде «Исследование о касимовских царях и царевичах».

Вклад Фаизханова в востоковедение еще до конца не исследован. При жизни ученого увидела свет лишь одна его монография — «Краткая грамматика татарского языка», изданная литографическим способом в 1862 г.; в приложении к которой он поместил собственный перевод на татарский язык отрывка известного памятника «Калила и Димна», текст грамоты хана Джанибек-Гирея (XVII в.), отрывок из «Маджалис ан-нафаис» Алишера Навои. Переводами ученого пользовались такие петербургские востоковеды, такие как В.В.Вельяминов-Зернов, Д.А.Хвольсон и Л.З. Будагов.

Фаизханов первым из татарских просветителей, убедившись в преимуществе европейской системы обучения, пришел к мысли о необходимости перенесения европейских методов образования на татарскую почву. Зимой 1862–63 гг. он написал специальную работу «Ислах аль-мадарис» («Школьная реформа»), где предложил проект реформы татарской школы. Этот труд остался неопубликованным.
Своим проектом Хусаин Фаизханов подготовил почву для джадидского медресе, стал предшественником новометодного образования, получившего название «усуль-джадид» (джадидизм).
Материальная неустроенность, годы мытарств в Петербурге, неподходящий климат северной столицы сказались на здоровье Фаизханова, и он после тяжелой болезни умирает в 1866 г.

Источники:

1) А. Н. Юзеев. Содружество Фаизханова и Марджани. (опубликовано в сборнике «Фаизхановские чтения» № 3’ 2006)
2) Хусаин Фаизханов. Жизнь и наследие: историко-документальный сборник / пер. со старотат. А. М. Ахунова и И. Ф. Гимадеева; сост. и отв. редактор Д. В. Мухетдинов. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2008. – 152 с
3) Хусаин Фаизханов (1828 –1866) / Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области (http://www.nizgar.ru)

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший шестнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.
Комментариев: 1

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 331

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф