Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Пятница
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские богословы и мыслители: Юсуф Акчура (1876 - 1935)

Дата: 03.03.2014 Версия для печати
Татарские богословы и мыслители: Юсуф Акчура  (1876 - 1935)

Юсуф Акчура известный татарский общественно-политический деятель, ученый, чей вклад в формирование татарской и турецкой наций был огромен.

Юсуф Акчура известный татарский общественно-политический деятель, ученый, чей вклад в формирование татарской и турецкой наций был огромен. Занимался он также и вопросами богословскими.

Ю. Акчура выходец из известного татарского рода, предки которого когда-то переселились из Крыма в Казань. По устному преданию известно, что один из предков Ю. Акчуры, князь Адаш, был близким другом русского царя Ивана IV.

Акчурины владели множеством текстильных фабрик в Казани, Симбирске и других местах. Достаточно сказать, что львиная доля тканей для царской армии производилась именно на фабриках Акчуриных. После смерти деда Сулеймана отец Юсуфа, Хасан, получил в наследство 3 ткацкие фабрики: в Симбирске, в Лаховке и в деревне Зюя. Хасан женился на Бибикамарбану, дочери известного казанского фабриканта Абдурашида Юнусова. У этих семей были неплохие отношения с русскими властями. Известно, что когда царь Николай I приехал в Казань, он остановился в доме Юнусовых.

Ю. Акчура родился в 1876 году, предположительно в г. Симбирске. Через 2 года неожиданно умирает его отец. А в 1882 году во время поездки в Казань сани, в которых ехала мать, опрокинулись, и она получила нервное потрясение. С тех пор она часто болела, дела по управлению фабриками ослабли, появились долги, кредиторы угрожали судом. Врачи советовали матери жить в теплом климате. Все это привело к тому, что Ю. Акчура и его мать (остальные дети умерли в детском возрасте) в 1883 году уехали сначала в Ставрополь, а оттуда в Стамбул.

В Стамбуле Бибикамарбану, с согласия своего сына и при посредничестве тещи знаменитого шейха Шамиля, вождя горских народов в освободительной войне с Россией, выходит замуж за Осман-бея, выходца из дагестанских тюрок (вероятнее всего, из кумыков. Р. М.). Отчим относился к мальчику как к родному сыну. Он дал ему первоначальное воспитание. Устроил его сначала в среднюю школу, а потом и в военное училище. О роли отчима говорит даже тот факт, что в годы учебы юношу прозвали "дагестанцем Юсуфом". Лишь когда Ю. Акчура стал самостоятельным, его стали звать "казанцем Юсуфом Акчурой".

В 1883 1886 годах мальчик учился в начальной школе, а с 1886 по 1892 год в средней школе.

Большим событием в жизни Юсуфа в 1889 1890 годах стало путешествие вместе с матерью на родину, в г. Симбирск. Там они пробыли более года. 14-летний Ю. Акчура провел одну зиму в Казани, летом и весной они с матерью съездили в Уфу, в деревню Девлекен на реке Деме, в г. Касимово, Нижний Новгород.

В этом путешествии юноша вел дневник, наблюдал жизнь разных тюркских народов, отмечая их зависимое положение в России. Эти впечатления, несомненно, расширили его представления о тюркском мире и его судьбе. Во время учебы в военном училище (1892 1896) Юсуф еще несколько раз посещал родные края, где познакомился с Каюмом Насыри, Галимджаном Баруди, генералом Шамилем сыном вождя горцев шейха Шамиля. В первую поездку в Казань Юсуф, кроме прогулок и посещения театра, брал уроки французского, османской истории и каллиграфии у Захида Шамиль-бея, внука знаменитого шейха Шамиля, и уроки русского языка. Во время своих путешествий Ю. Акчура часто останавливался в Крыму, в Бахчисарае у И. Гаспринского, который был женат на одной из родственниц Юсуфа.

Своим интересом к тюркологии юноша был обязан своему дяде Ибрагим-бею, жившему в Симбирске и взявшему управление фабриками отца Юсуфа в свои руки. Он знал несколько западных языков, староуйгурскую письменность, чагатайский язык, староосманский и современный турецкий языки. Юсуф пользовался его богатейшей библиотекой. Ибрагимбей придерживался либеральных взглядов и читал запрещенную либеральную литературу.

В 1897 году Акчура был арестован за свои взгляды, и по решению султана его вместе с другими 84 осужденными отправляют в пожизненную ссылку в г. Триполи (Ливия).

Благодаря переговорам младотурок с султаном Абдул-хамидом II все осужденные были переведены из тюрьмы на вольное поселение, в том числе и Ю. Акчура. Ему было возвращено звание, какое-то время он работал писарем в штабе округа и учителем в разных местах Ливии. Воспользовавшись таким положением, он, при помощи одного майора, со своими друзьями Ахмедом, Фаридом и Зюхтю на лодке уплыл в Тунис, а оттуда перебрался в Париж.

В 1899 1903 годах Ю. Акчура учится в свободной Школе политических наук и одновременно посещает лекции Высшей школы прикладных наук Сорбоннского университета.

Жизнь Ю. Акчуры в Париже состояла как бы из двух видов деятельности. Это, прежде всего, академическая сторона его учеба, и вторая его общение с политическими деятелями и публикации на страницах периодической печати.

В Париже он изучал политические науки, философию, социологию, историю и филологию. В Школе политических наук слушал лекции таких известных ученых, как А. Сорель, Э. Бутми, А. Лерой Болье, Т. Ф. Брентано, Рено, а в Школе прикладных наук Сорбоннского университета учился у Дюркгейма, Леви-Брюля, Тарда и др.

Сорель, Рено и Бутми были сторонниками идеи "здорового" национализма, и они, можно сказать, сформировали соответствующее мировоззрение и твердые убеждения у своих учеников, в том числе и у Юсуфа Акчуры, и придали их мыслям четкую национальную направленность. Но если Сорель самым главным фактором исторического развития признавал лишь "нацию", а Рено наряду с национальным фактором придавал большое значение также и экономике, то Бутми, например, указывал на важность учитывания национальной психологии в деле стабильного эволюционного развития общества и его политических структур.

Можно сказать, что эта внешне неприметная, но очень авторитетная школа на парижской улице Сэн Гийом была источником тех политических и социальных идей, от которых до Востока долетали лишь жалкие крохи, поэтому тюркские студенты жадно впитывали идеи, бившие из этого родника.

Наблюдения о жизни тюркских народов, полученные Ю. Акчурой во время его путешествий, участие в многочисленных дискуссиях в Школе политических наук помогли формированию четкой и ясной политической позиции. Ю. Акчура, благодаря знаниям, получаемым в этой школе, уже начинал задумываться о месте национализма и тюркизма в политической сфере.

В 1903 году Ю. Акчура заканчивает учебу и получает 3-ю премию выпускного курса. Его дипломная диссертация называлась "Исследование по истории государственных институтов Османской империи".

В вводной части диссертации даются краткие сведения о том, что государственные институты Османского государства базировались на исламском и тюркском праве. В основной части раскрываются главные особенности истории османских учреждений, разбитых автором на 2 категории под условными названиями "учреждения старого режима" и "учреждения нового режима". В заключительной части автор предлагает свои рекомендации по улучшению и совершенствованию государственных институтов с целью предотвращения развала Османской империи. Проблему улучшения структуры государства автор предлагает рассматривать с нескольких позиций, а именно: а) с позиций интересов одного отдельно взятого народа империи, б) с позиций интересов различных народов, в) с позиций интересов султана и людей, стоящих у власти, г) с позиций интересов государства.

Никто до Ю. Акчуры не рассматривал эту проблему так многосторонне. Автор выражает несогласие с идеей младотурок о том, что можно создать единую османскую нацию. Он пишет, что после широкого распространения среди народов империи национальной идеи и возникновения вражды между ними, особенно между христианскими и мусульманскими народами, их невозможно объединить и создать из них единую нацию.

Ю. Акчура пишет о том, что если отдельным народам не дать автономии, то они добьются полной независимости с помощью оружия и тогда окончательно отделятся от империи. В заключение автор приходит к мысли, что для сохранения Османского государства в существующих границах оно должно превратиться в государство федерального типа.

Помимо учебы Ю. Акчуру интересовала и общественно-политическая жизнь того времени. Он установил тесную связь с движением младотурок, представители которого жили в эмиграции в Париже.
В эти же годы Ю. Акчура печатается в газете "Мешверет" ("Совет" , издававшейся на французском языке в Париже, и в газете "Шураи Умме" ("Совет общины" , издававшейся на османском (турецком) языке с 1902 года в Каире. Обе газеты выпускались Ахмедом Риза. В его статьях чувствуется, с одной стороны, интеллектуальное влияние Сорбонны, а с другой связь автора с идеями младотурецкого движения. Ю. Акчура пишет с рационалистических позиций, верит в силу прогресса и просвещения и открыто выражает свою ненависть к деспотическому режиму султана.

Говоря о парижском периоде жизни Ю. Акчуры, следует рассказать об одном важном событии. Дело в том, что в 1902 году в Париж из Казани приезжает Садри Максуди (1878 1957). Он поступает на юридический факультет Сорбоннского университета, знакомится с Ю. Акчурой, и с тех пор они становятся друзьями и единомышленниками на всю жизнь.
Живя в Париже, Ю. Акчура переписывался с И. Гаспринским. И вот однажды он получил письмо, в котором его учитель (так Ю. Акчура называл И. Гаспринского) писал о том, что весной 1903 года исполнится 20 лет со дня выхода в свет первого номера газеты "Тарджеман". И два татарских студента, Юсуф и Садри, пишут 27-страничный текст о необходимости проведения торжественного юбилея газеты в Бахчисарае, затем распечатывают его в ста экземплярах и рассылают его ста самым видным и авторитетным деятелям и лидерам тюркских и мусульманских народов. После этого они сообщают о своем начинании И. Гаспринскому.

Этот юбилей, действительно, оказался торжественным и многолюдным.
Вот что писал С. Максуди о значении этого юбилея:

"Это торжество стало, по сути, первым съездом российских тюрок. На этом собрании представители тюркской интеллигенции, прибывшие из разных регионов России, впервые говорили о национальных проблемах, общих для всех российских тюрок, о путях сохранения национальной культуры, а также о мерах, которые нужно предпринять против политики русификации, проводимой царскими властями. Это было большое событие в истории национального пробуждения российских тюрок... С этого юбилея фактически начинается период организованной борьбы российских тюрок за сохранение своих народов".

После окончания учебы в Париже Ю. Акчура приезжает в Россию, и с 1904 года начинается его казанский период жизни, который длится до октября 1908 года.

В 1904 году, живя в родовой деревне Зиябашы под Симбирском, Ю. Акчура пишет свою знаменитую работу "Три вида политики", которая в том же году выходит на страницах каирской газеты "Тюрок". Эта работа носила теоретический и программный характер и получила большой резонанс в тюркском мире.

Если после газетных публикаций эта статья стала известна в основном узкому кругу младотурок, живущих в Каире, то после ее издания в виде брошюры в 1907 году в Каире она получила большой резонанс, и о ней заговорили повсюду. В 1907 году ее с удовольствием читали российские мусульмане. Интересно, что один татарский журналист, давший оценку работе Ю. Акчуры в журнале "Шура", написал, что статья "Три вида политики" стоит 80-ти томов других книг.
Затем эта работа издавалась в Стамбуле (1912), два раза в Анкаре (1976, 1987).

Статья состоит из 3-х частей. Краткое введение начинается следующими словами: "Я считаю, что в османских провинциях, с тех пор как там, благодаря заимствованию плодов западной цивилизации, пробудились желания встать на путь мощи и прогресса, выявились и проводились три определенных направления в политике: 1-е направление ассимилируя и объединяя нации, подчиненные османскому правительству, создать некую османскую нацию; 2-е направление используя то, что правители Османского государства обладают правами халифа, политически объединить всех мусульман под правлением османского правительства (то, что европейцы называют "панисламизмом" ; 3-е направление формирование политической тюркской нации, опирающейся на этнический фактор".

После этого тезисного изложения содержания всей статьи автор в 1-й ее части подробно характеризует каждое из трех направлений в политике. О тюркском направлении он пишет следующее: "Мысль о создании тюркской политической нации, основанной на этническом принципе, является совершенно новой. Я не думаю, чтобы подобная идея существовала как в истории Османского государства, так и в истории других тюркских государств... Правда и то, что в Стамбуле недавно сформировалось некое общество больше научного, нежели политического характера, желающее создать тюркскую нацию... Такие уважаемые авторы тюркских стихов, как Шамсетдин Сами, Наджип Асым (Мехмед Эмин), Велед Челеби и Хасан Тахсин, являлись видными членами этого общества. А газета "Икдам" была печатным органом, который в определенной мере способствовал распространению их идей... Я предполагаю, что в России, где проживает большинство тюрок, идея их объединения существует в очень размытой форме.

Совсем недавно возникшая "Волжская литература" является больше тюркской, чем мусульманской. Если бы не было гнета извне, эта идея легко развивалась бы в более благоприятствующей среде, чем османские провинции, а именно: в Туркестане и бассейнах рек Яика (Урала) и Волги, наиболее густо заселенных тюрками.
Эта идея, видимо, есть у тюрок Кавказа. Зная с влиянии общественной мысли Кавказа на Азербайджан, я в то же время не знаю, в какой степени тюрки Северного Ирана являются сторонниками тюркского единства.

Что бы там ни было, идея создания некой политической нации, опирающейся на этнический принцип, пока еще очень нова и очень слабо распространена.

Переходя к рассмотрению политики "тюркского единства", автор говорит о пользе, назначении и целях этой политики: "Но основная большая польза политики тюркского единства заключается в том, чтобы она способствовала объединению тюрок, территория проживания которых охватывала большую часть Азии и Восточную Европу и у которых были одинаковые языки, одно происхождение, одни и те же обычаи, а у большинства из них и общая религия. Таким образом, эта политика служила бы процессу формирования большой политической нации, которая была бы способна сохранить себя среди других великих наций. Так как в этом обширном объединении турецкое общество является самым сильным, прогрессивным и цивилизованным, важную роль в этом объединении играло бы Османское государство. В далеком будущем, спрогнозировать которое нам помогут недавние события, между двумя мирами белой и желтой рас, вероятно, сформируется некий тюркский мир, и в этом срединном мире Османское государство возьмет, видимо, на себя ту роль, которую сейчас в мире желтой расы желает выполнить Япония".

Автор отмечает также трудности и препятствия, особенно внешнего характера, которые могут ожидать политику "тюркского единства": "Что же касается внешних препятствий, то, в сравнении с подобными же препятствиями в политике исламизма, их немного меньше, потому что из христианских государств только у одного, а именно у России, есть мусульманские подданные тюркского происхождения. Поэтому, исходя из необходимости защиты своих интересов, только это государство будет стараться препятствовать объединению тюрок. Что касается других христианских государств, то, возможно, некоторые из них даже поддержат политику "тюркского единства" из-за того, что она наносит ущерб интересам России".

Статья "Три вида политики" была первой теоретической работой посвященной тюркскому вопросы. Эта статья, как признавал и сам ее автор, является самой важной и глубокой работой Ю. Акчуры не с точки зрения ее объема, а с точки зрения глубины ее анализа и отображения перспектив развития общества в будущем.

Затем Ю. Акчура приезжает в Казань и начинает преподавать историю и географию в медресе "Мухаммадия". Он активно способствовал становлению реформаторского движения среди шакирдов. На базе прочитанных в этом медресе лекций он издал несколько книг. С осени 1905 года в Казани начинает выходить первая татарская газета "Казан мухбире" ("Казанский вестник"), издателем которой был присяжный поверенный Саид-Гирей Алкин, а редактором Юсуф Акчура (вместе с Б. Шарафом).

Кроме того, он играет громадную роль в зарождении и организации татарского национального движения, в формировании Всероссийской мусульманской партии "Иттифак аль-муслимин" ("Союз мусульман"), костяк которой составляла татарская буржуазия и интеллигенция.
Но в России Ю. Акчура не сумел развернуть свою политическую деятельность. Пытаясь помешать его избранию в I Государственную думу, под надуманным предлогом царские власти его арестовали. В 1908 году, стараясь избежать преследования со стороны царских властей и пользуясь тем, что в Турции в том же году была провозглашена конституция, несколько ограничивающая власть султана, и объявлены определенные свободы, Ю. Акчура уезжает в Стамбул.
Там он активно участвует в создании всевозможных тюркских обществ и журналов. Главным его детищем был журнал "Тюрк юрду" ("Тюркская родина"), вокруг которого собрались лучшие литературные и политические силы. Через этот журнал турецкое общество знакомилось с жизнью северных тюрок. Одновременно Ю. Акчура посылал свои статьи о событиях в Турции в татарскую газету "Вакыт". В то же время он преподавал политическую и новейшую историю в Стамбульском университете и в военных училищах.

В 1915 1916 годах он в составе государственной делегации для выполнения правительственных поручений, связанных с защитой прав тюркских народов России, побывал в Австро-Венгрии, Германии и Швейцарии. Будучи в июле-августе 1916 года в швейцарском городе Цюрихе, Ю. Акчура встретился и в течение 4 часов беседовал с В. И. Лениным. На вопрос Ю. Акчуры о том, как большевики, в случае их прихода к власти, будут относиться к национальному вопросу, В. И. Ленин ответил: "Те права, которые вы требуете, вы получите с лихвой, если мы перейдем на принцип местного самоуправления ".
С 1917 по 1919 год Ю. Акчура ездил в Западную Европу и Россию от Общества Красного Креста и Красного Полумесяца для решения проблем турецких солдат и офицеров, попавших в российский плен.
Последний период жизни Ю. Акчуры (1919 1935) относится к годам Кемалистской революции, освободительной войны и республиканского правления в Турции.

После провозглашения Турции республикой он избирается депутатом Милли меджлиса (Национального собрания) Турции, затем работает в качестве профессора Стамбульского университета и советника президента Турции Кемаля Ата-тюрка по вопросам культуры и политики.
В 1931 году под руководством Ататюрка он участвует в создании Турецкого исторического общества, избирается его председателем. А в 1932 году по поручению президента он руководит работой I Турецкого исторического конгресса.

Его женой была Сельма-ханум. У них в 1924 году родилась дочь Улькен, которая сейчас живет в Стамбуле, в 1927 году родился сын Тугрул, умер в 1984 году. Ю. Акчура умер 11 марта 1935 года в Стамбуле. Его имя носит одна из центральных улиц Анкары, столицы Турции.

Источник:

Мухаметдинов Р. Юсуф Акчура (1876-1935) / / Татарские интеллектуалы: исторические портреты / Сост. Р. Мухаметшин. – 2-е изд., Казань: Магариф, 2005 – с. 203-213

Ганиев В. Великий сын татарского народа Юсуф Акчура // "Татарские новсти" №7(120) 2004

Мухаметдинов Р. Татарин с турком - братья навек! / Татароведение. Проблемы сохранения и развития татар.

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 439

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф