Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Суббота
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские богословы и мыслители: Мурат мулла (18 век)

Дата: 13.03.2014 Версия для печати
Татарские богословы и мыслители: Мурат мулла (18 век)

Это имя стало популярно среди литературоведов и исследователей татарской общественной мысли буквально лишь в последние годы.

Это имя стало популярно среди литературоведов и исследователей татарской общественной мысли буквально лишь в последние годы. В 2000 г. в книге «Исторические портреты. Духовная культура и татарская интеллигенция» вышел небольшой очерк жизни и деятельности этого неординарного поборника татарской политической самодостаточности. Его нестандартная деятельность тут же вызвала горячий интерес и нашла отклик среди общественности. В нескольких книгах появились аналогичные статьи-размышления о его месте в истории общественного движения татар. Когда заходит речь о просветителях XVIII-XIX вв., имя муллы Мурата непременно упоминается наравне с именами Батырши, Утыз-Имяни, Курсави (1). Между тем только его имя поднято из глубин забвения. Татарские историки и литературоведы XIX-XX вв. среди известных мулл, занимавшихся общественной деятельностью, не упоминают ни разу его имени. Не найти его имени и в русской историографии. Лишь в родословном перечне предков деда Ф. Амирхана Хусеина и его прапрадеда Габделманнана, в сочинениях «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» Ш. Марджани и «Асар» Р. Фахретдина в шеджере (родословии) упоминается имя Мурата. Современный ученый мир единодушно видит в этом Мурате исторического муллу Мурата. Г. Исхаки в своих работах замечает, что его род восходит к крымским ханам Гиреям и что имя этого старца было широко известно в Чистопольском и Бугульминском уездах, что могила его в с. Шентала (1).

Мурат мулла в конце 1760-х гг. стал лидером религиозного движения. По одной версии Мурат мулла занимался подготовкой массового восстания под флагом восстановления Булгарского царства, по другой — целью его движения было создание на территории Булгарского городища мечети и медресе, которое должно было стать центром подготовки национальной элиты (2). Около 1771 г. он написал большую книгу (более 500 страниц), небольшие отрывки-выписки из которой сохранились в русском переводе в деле «О развратнике мулле Мурате и его сообщниках» (2).

Идеи Мурата муллы близки к идеям автора «Таварихи Булгария» X. Муслими своей ориентацией на булгарскую идентичность. Подобно абызам Мурат мудлла обходит стороной вопрос лояльности российскому государству. Однако в отличие от X. Муслими Мурат мулла выступает не только за безоговорочное следование нормам ислама, его теория опирается не только на Коран, но и на «ранние божественные книги» -Библию (вероятно, Ветхий Завет) и Евангелие. Мурат мулла излагает идею светской власти, выступает за создание справедливого царства, объединив весь мир под властью «одного справедливого монарха, как Александр Македонский» (3). При этом царь будет руководствоваться нормами из всех трех священных книг и «тому никто прекословить не будет». Именно царь должен быть источником и судебной власти, в отличие от идеи шариатского суда у Батырши (3).

Идея единого царя и «нового закона», возведение призыва к борьбе за всеобщую справедливость в ранг «правоверия» и тем самым низведение религии в конкретные временные рамки, попытка утопического определения сущности «нового этапа истории человечества» говорят о наличии у Мурата муллы настроений ожидания «Судного дня» (ахырзаман). Призывы Мурата муллы «сделать сей свет раем» говорят о создании «града божьего» на земле (2). Он пишет, что настало время «сей древний свет возобновить», «прекратив все зло на свете», «ликвидировав зависть и ненависть», где «золоту и серебру чести отнюдь не будет», а «каждое дело на мудрости основанное будет» (2). В качестве первых практических мер Мурат мулла намечал создание на территории Булгарского городища мечети и медресе. Вероятно, создание автономного мусульманского поселения и медресе в Каргале (1745), прекращение насильственного крещения и разрушения мечетей (1756) и разрешение на строительство двух каменных мечетей в Казани (1767) наряду с ликвидацией ряда монастырей (территория городища с 1712 г. была занята монастырем) давали определенные надежды на реализацию плана (3). Власти восприняли идеи Мурата муллы как планы по дестабилизации ситуации в действительно крайне сложной обстановке в крае накануне Пугачевского восстания 1773—1775 гг (3).

Мурат мулла первым среди татар выдвинул идею создания общенационального центра подготовки улемов как общенациональной элиты, позднее разрабатываемый М. Хусаином, Ш. Марджани, X. Фаизханова.

Источники:

1. Гайнетдинов М. Мулла Мурат / Эхо Веков (Гасырлар Авазы)

2. Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: История и современность. Очерки.— Казань, 2002; Средневековая татарская литература (VIII—XVIII вв.).— Казань, 1999.

3. Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь.— Казань.— Магариф, 2004.— 383 с.

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1435

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф