Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Понедельник
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Х.У Рахман. «Хронология Исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х.». Предисловие

11.05.2009, 20:54 Версия для печати
Х.У Рахман. «Хронология Исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х.». Предисловие

Предисловие. Исламский и христианский календари. Хронология главных событий исламской истории 570 - 640 гг. В книге описаны наиболее важные события от рождения Пророка Мухаммада до 1000 года от рождества Христова, содержит эпизоды истории Византийской и Персидской империй, имеющие отношение к исламской цивилизации, показывает ее роль и место в истории человечества. Предисловие к английскому изданию 1989 г.

«Хронология Исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х.», изданная Манселльским университетом по изучению Ислама «Восток-Запад» (редактор серии Зияутдин Сардар), описывает наиболее важные события от рождения Пророка Мухаммада (с.а.в.) до 1000 года от Рождества Христова. Сюда включены также соответствующие эпизоды из истории Византийской и Персидской империй, имеющие непосредственное отношение к истории Ислама.

Автор «Хронологии Исламской истории» доктор Х.У Рахман родился в Лахоре. Университетом Саутгемптона ему присуждена степень доктора философии; в настоящее время он является преподавателем математики в Университете Хэриот-Ватт в Эдинбурге. Он работал консультантом в научно-исследовательском центре по атомной энергии Соединенного Королевства и широко публиковался в области математической и ядерной физики и физики твердых тел. Доктор Рахман признанный ученый-физик; он состоит в Лондонском математическом обществе. Он также является членом Института математики и прикладных наук и членом Королевского общества искусств.

Mancell Publishing limited

От автора

Менее чем за одно столетие после смерти Пророка Мухаммада (салла-Ллаху алейхи ва саллям- мир ему и благословение Аллаха) мусульманское правление охватило больше земель, нежели Римская империя во время своего наибольшего расцвета. Держава обитателей Аравийской пустыни вытянулась на 4,5 тысячи миль через три континента, от границ с Китаем на востоке, до Испании и Южной Франции на западе. Эти завоеватели объединили древние цивилизации Ближнего Востока, а также Северной Африки и Испании под единым управлением - впервые со времен Александра Македонского (356-323 гг. до Р.Х.). В состав Исламского государства вошли греки, берберы, копты, армяне, арабы, персы, тюрки, согдийцы, индийцы и китайцы. Исламский призыв вызвал сильнейший импульс в мире- импульс, продолжающий свое действие и поныне на огромной территории от Марокко до Индонезии.

Недостаточно, конечно, знать Ислам только лишь по его следу, хотя бы и значительному и продолжительному, в военной мировой истории. Когда нации почувствовали духовное единство, арабский язык и культура стали доминировать в цивилизованном мире. Наиболее ощутимым эффектом объединения такого огромного государства было разрушение не только политических, но и языковых и интеллектуальных барьеров, до сих пор непроницаемых. Две могущественные империи - Византийская и Персидская - воевали друг с другом в течение столетий, но в Исламском государстве студент-медик из античной академии Гундишапура мог встретиться в Багдаде со своим коллегой из философских школ Александрии, ведущим дискуссию с арабом или турком. Центры власти в мусульманской империи были также и центрами знаний, где ученые различных культур, религий и языковых групп собирались вместе для обмена идеями в их стремлении постигнуть все науки. Помимо столицы, Багдада, многие провинциальные центры- такие, как Бухара, Самарканд, Шираз, Дамаск, Алеппо, Каир, Тунис, Фес, Кордова и др. - соревновались друг с другом в интеллектуальных познаниях. После того как седьмой аббасидскйй халиф аль-Ма'мун основал знаменитый Дом мудрости (прообраз академического университета) в Багдаде в 830 г., греческий язык уступил место арабскому как признанному языку научных и философских изысканий на международном уровне. Классические греческие работы были переведены на арабский как естественное продолжение линии поиска знаний. Мусульмане следовали известному приказу Пророка Мухаммада (с.а.в.) «ищите знания, даже если придется отправиться в Китай». В то время как интеллектуальная активность в мусульманском мире росла, Европа переживала так называемую темную эпоху, когда наука умерла и ее место заняла выхолощенная теология («царица наук»). Значительная часть европейской культуры была разрушена варварским нашествием; если в Европе в постклассический период знали только частицу трудов Аристотеля, то на Востоке большинство его работ, переведенных на арабский язык, скрупулезно изучалось мусульманскими философами. Аль-Фараби, умерший в 950 г., говорил, что прочитал «Физику» Аристотеля сорок раз, а его «Риторику»- восемьдесят раз, и написал несколько комментариев к этому и другим греческим философам. Таким образом, когда в средневековой Европе началось пробуждение, ее ученые прежде всего обратились на Восток, откуда они получили большую часть эллинистического наследия в форме арабских переводов (и с комментариями арабских ученых) работ Аристотеля, Евклида, Галена, Птолемея и многих других. Эти труды были переведены на латынь - главным образом в Испании и на Сицилии, - прежде чем они смогли обогатить общенаучные, медицинские и философские познания христианской Европы.

Передача знаний античных ученых явилась очень важным предназначением арабов, но невозможно преуменьшить и роль самих ученых мусульман, таких, как Джабир ибн Хайян (Гебер), аль-Кинди, аль-Хорезми, аль-Баттани, ар-Рази (Разес), аль-Хайсам (Альхазен), Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс). Многие работы арабских ученых, переведенные на латынь, служили настольными книгами в Европе в течение столетий. Написанный Ибн Синой в 22 года аль-Канун («Канон по медицине») был основным пособием по медицине вплоть до конца XVI в., выдержав 16 изданий в XV в. (в т.ч. одно - на еврейском), 20 изданий - в XVI в., и еще больше - в XVII в. Философские труды аль-Кинди больше издавались на латинском, чем на языке оригинала - арабском. Через труды аль-Хорезми Европа познакомилась с «арабскими» цифрами, включая нуль, и важными направлениями математики- алгеброй и «алгоризмом» (предшественником современной арифметики). Арабское слово аль-джабр, означающее «перенос, перестановка», в названии одной из книг аль-Хорезми стало «алгеброй» в латинской транслитерации, а его собственное имя было превращено в слово «алгоритм».

Конечно, исламский мир не является однородным. Уже в первом столетии в нем произошло множество расколов, отразившихся на всей дальнейшей мусульманской истории. В ней существовали периоды раздора и периоды мира и процветания, расколов и преобразований среди различных фракций и течений, войн с неверными. Единство огромного мусульманского государства сохранялось вплоть до падения династии Омейядов в 750 г., после чего периферийные части державы начали отделяться от центра; первыми, реально незави-симыми, стали Испания в 756 г. и Северная Африка (Ифрикия) в 800 г. Несмотря на их величественные достижения, ни одно из мусульманских государств не смогло когда-либо после X в. обеспечить единство Ислама; к тому времени процесс дробления стал уже безвозвратным. До сего дня мусульманское единство остается недосягаемой мечтой.

Восприятие человеком тех или иных событий происходит, как правило, на том самом фоне, который уже оказал свое влияние на трактовку исламской истории - в рамках всеобщей истории. Изучающий Ислам, следовательно, встречается с массой исторических данных, в которых предвзятость авторов смешивается с его собственными интеллектуальными представлениями. Поиску единственного, исторического каркаса, на котором можно было бы разработать религиозный, политический, экономический или социальный анализ, препятствует и неоднозначность исторических событий, и необъективный комментарий историков.

Тем не менее эта книга- попытка создать такой хронологический каркас, избегая, по возможности, любых конкретных проявлений предвзятости, кроме моих собственных поисков объективности. Таким образом, основной упор сделан на подачу известных фактов с минимумом толкований. Даже в изложении фактов я пользуюсь сжатым, лаконичным языком, что характерно для математика. Каждая статья является завершенной и полной, так что читателю не нужно читать всю книгу целиком, чтобы понять события конкретного года или периода. Поэтому иногда в тексте встречаются повторы, - но лишь тогда, когда необходимо ввести информативно-перекрестные ссылки для связи с другими событиями в Исламском мире или где-либо еще. Особо в книге отмечаются даты, личности, проявившиеся в тот или иной период, и географические объекты (т.к. некоторые из них уже не существуют или известны под другими названиями). Хронология иногда являет собой богатый материал для дискуссий: так, войны могут датироваться с момента их объявления, хотя истинная дата будет относиться к моменту первого вооруженного столкновения. Законы, как правило, датируются моментом появления соответствующего указа, хотя вступление их в силу происходит в различные по продолжительности сроки. Сходные проблемы возникают в отношении появления письменных трудов и их представления в обществе, основания городов и строительства зданий. Перечисленные в книге даты соответствуют тому, что общепризнано в наиболее авторитетных доступных источниках; на любые разногласия между ними дается ссылка. Временной период, рассматриваемый в книге, начинается рождением Пророка Мухаммада (с.а.в.) и заканчивается походами Махмуда Газнави в Индию в начале XI в. «Хронология Исламской истории» представляет собой попытку охватить наиболее главные социальные, интеллектуальные и политические события в мире, рожденные Исламской цивилизацией в этот период.

Я глубоко признателен доктору Розмари Дуглас и доктору Джону Янгу за их беспрестанную поддержку этого проекта и за ознакомление с частями этой работы. Великодушную помощь оказал г-н Ян Моррисон из Эдинбургского университета в деле преодоления некоторых препятствий в компьютерной подготовке текста. Я благодарен своей жене Насим и своему сыну Тарику за их поддержку; время от времени им приходилось переносить неудобства в ходе работы над этой книгой. Тарик помогал мне также в составлении указателя.

Доктор Х.У Рахман

Предисловие составителя русского издания

Идея перевода «Хронологии Исламской истории» на русский язык возникла среди российских студентов университета Умм аль-Кура в Священной Мекке в 1996 г., пытавшихся- в меру своих скромных возможностей- в самом центре Исламского мира приумножить свои знания арабского языка и религиозных законов. Среди множества юношеских мыслей, посвященных анализу сегодняшнего неудовлетворительного положения Ислама в обществе, наиболее ценное практическое значение имела следующая: «по возвращении домой я должен делать то, что может способствовать изменению ситуации в лучшую сторону». Русское издание «Хронологии» - один из первых и, дай Аллах, не последний шаг в этом направлении - шаг, которым вчерашние студенты начинают осуществлять свою миссию на деле.

Западный читатель в течение долгого времени имел искаженное, необъективное представление об Исламе, его учении и истории. Только в последние десятилетия, когда стало возможным выдвижение на видные позиции в западном обществе выходцев из числа мусульман, появились более взвешенные оценки роли и места Исламской цивилизации в истории человечества. Существенный вклад в создание концептуально новых работ по исламской тематике внесли сами мусульманские деятели науки и искусства, создающие свои труды на языках Запада - прежде всего английском; и та часть интеллектуальной элиты Запада, которая с искренним уважением и интересом относится к Исламу и мусульманам. По-видимому, не случайно центр духовной мысли Ислама в последнее время перемещается именно в Западную Европу - Великобританию, Францию, Германию, а численность мусульманских общин в этих странах постоянно увеличивается - не в последнюю очередь благодаря коренным англичанам, французам, немцам и др. европейцам, принимающим Ислам как самый четкий и ясный путь к спасению от нравственной деградации общества.

В условиях современной России обстановка, в плане знакомства наших граждан с исламским наследием, еще печальнее. Не только христиане, иудеи и буддисты не имеют должного представления об этой удивительной религии, но и сами мусульмане, увы, лишены серьезных знаний об истоках и устремлениях Ислама. Немалую роль в этом сыграли «исламоведы» - атеисты. Беря на вооружение «признанных авторитетов» Запада в области «изучения» (читай - шельмования) Ислама, советские - российские «ученые» очень долго доказывали его несостоятельность и «лживость». Некоторые из них - такие, как Люциан Климович, - посвятили делу «разоблачения» Ислама не одно десятилетие; к числу их «духовных преемников» смело можно отнести и современные средства массовой информации, истерично кричащие об «исламской угрозе». Несоответствие между истинно научным анализом и политизировано - предвзятым отношением к Исламской цивилизации замечают в сегодняшней России уже не одни лишь мусульмане, но и стремящиеся к объективности ученые и философы. «Россиянам следует бояться не исламского фундаментализма, а своего собственного летаргического сна, когда даже угроза второго геополитического коллапса мало кого волнует» *. «Мнение о воинственности Ислама основано на современных мировых событиях и процессах борьбы исламского мира за сохранение своей самобытности» *. «Историческое наследие мусульман подается российскими СМИ и авторами учебных пособий в явно недостаточном объеме... Таким образом, исламский фактор государственной национальной политики и международных отношений обновляющейся России находится примерно в том же положении, что и русский вопрос» *.

Важность настоящей работы заключается в том, что она представляет собой взгляд мусульманина на исторические процессы и события, повлиявшие на весь ход мировой истории. Русская редакция «Хронологии» несколько отличается от английского оригинала. Редакторские правки и добавления составлены с тех же позиций, что и авторский текст, при соблюдении принципа непредвзятости в освещении фактов, лаконичного изложения материала, оформления статьи в завершенной и полной форме. Добавления в текст происходили по трем основным направлениям:

1) В силу значительной оторванности российских мусульман (а также и интересующихся Исламом) от исламских знаний, представляется крайне важным дать читателю возможность познакомиться с отдельными отрывками из Корана и хадисов Пророка (с.а.в.), краткими заметками о наиболее видных сподвижниках Пророка и о крупных ученых-богословах Ислама; даны также некоторые дополнительные сведения из

жизнеописания Пророка. Все это должно подтолкнуть вдумчивого читателя к более подробному изучению соответствующих тем. Как правило, эти дополнения представлены в виде сносок к тексту, но также и внутри основных статей (полностью новыми являются статьи 798 и 804) *.

2) Как подчеркивает автор «Хронологии», единство Исламского мира до сих пор остается нереализованной мечтой; тем не менее, согласно мнению

наиболее авторитетных современных мусульманских деятелей, имеющиеся на сегодня идеологические противоречия в Исламе должны быть сведены к минимуму. Для понимающих русский язык мусульман (т.е. - по большому счету - всех мусульман бывшего Советского Союза), подвергающихся сегодня определенной идеологической обработке на предмет противостояния «правильного» - «неправильного» Ислама, крайне важно соблюдение принципов взаимоуважения всех общепризнанных мазхабов, что сохранило бы умму от провозглашения только какой-то ее части единственно «истинной». В этом плане признано возможным включение в работу отдельных статей о причинах раскола в умме, об исторических предпосылках распространения шиизма в Иране и Ираке, и некоторых размышлений по поводу суфизма. Кроме того, в русскую редакцию включены статьи об имамах из Рода Пророка, с.а.в. (669, 732, 765, 799, 868 и-873-874).

3) До 1000 г. от Р.Х. Ислам уже широко распространился в Средней Азии, на Кавказе, в Поволжье; все эти земли еще не так давно входили в состав единого государства. Если по поводу Средней Азии и Закавказья автор «Хронологии» дает обстоятельные материалы, то этого нельзя сказать о других территориях бывшего Советского Союза. В связи с этим уместно в русской редакции работы представить отдельные статьи о российском Исламе (653, 886, 922, 965, 987 и значительно расширенная статья 737), а также заострить внимание читателя на некоторых аспектах исламской истории, имеющих непосредственное отношение к России (русские переводы Корана, мазхабы на территории стран СНГ, мистические элементы коммунистической идеологии, перевод письменности языков мусульман России с арабского алфавита на кириллицу и др.).

Таковы основные принципы редактирования и дополнения русского издания «Хронологии» *. Все прочие правки не являются принципиальными и внесены исключительно из желания сделать текст более доступным для восприятия русскоязычным читателем либо познакомить чтателя с дополнительной информацией, связанной с историей Ислама.

Настоящая работа составлена таким образом, что, при определенном уровне знания хотя бы самого начального периода истории Ислама и некоторых основ религии преподавателем, может служить учебным пособием для студентов медресе и прочих Исламских учебных заведений. В любом случае - даже учитывая ограниченный объем работы, расплывчатость некоторых комментариев и др. негативные моменты - содержание «Хронологии» является своеобразным учебником для людей, пытающихся постичь ход исторического процесса, «размышляющих о сотворении небес и земли и говорящих: «Господь наш! Не сотворил Ты этого попусту!»(Коран, 3:191)

Хайретдинов Дамир

Москва, 1999 г

Оставьте комментарий


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший девятнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

В истории человечества было много выдающихся личностей, оказавших свое влияние на историю целых народов, государств и всего человечества. Кто-то, такие как Чингисхан и Александр Македонский, благодаря своим завоеваниям и покорениям целых народов, пов...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 479

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф