Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Четверг
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарский шамаиль сегодня: выставки, аукцион и сохранение традиций

Дата: 28.06.2016 Версия для печати
Татарский шамаиль сегодня: выставки, аукцион и сохранение традиций

О выставке шамаилей и нурани в Доме-музее Марджани, о II Всероссийском художественном конкурсе шамаилей, о 4 экспозициях шамаилей и о прошедшем аукционе татарских шамаилей

В Доме-музее им. Марджани открылась выставка татарских шамаилей и нурани. Экспонаты, представленные в экспозиции, производят неизгладимое впечатление еще и потому, что лицезреть шедевры декоративно-прикладного духовного искусства мусульмане смогли именно в священный месяц Рамадан.

Экспонаты выставки представлены как старинными произведениями искусства шамаилей, так и работами современных мастеров, не уступающих по уровню мастерства. Количество экспонатов достигает 200 единиц. Экспозиция постоянно действующая и будет радовать мусульман вплоть до осени.

Значение этого события – открытия экспозиции шамаилей и нурани в Доме-музее Марджани – сложно переоценить. Прежде всего это одно из достижений в русле великой миссии – возрождения традиционного исламского татарского искусства. Искусства, которое неразрывно связано с духовными традициями мусульман.

Один из примеров шамаиля Пример татарского шамаиля. Источник иллюстрации: moda-elite.ru

Надо отметить, что роль шамаиля в татарской культуре гораздо объемнее, чем просто предмета исламского искусства. Шамаиль – отчасти энциклопедия Ислама. В арабских надписях – и многовековые традиции письменной культуры, и история, и духовные ценности татарского народа. Благодаря доступности шамаилей и нурани сейчас в Старо-Татарской слободе каждый может прикоснуться к вечной духовности в понятных образах, услышать «язык» этих картин, который всегда был обращен лишь к посвященным.

Кроме этого, выставка шамаилей и нурани являет собой появление нового туристического объекта в Старо-Татарской слободе. Объекта чрезвычайно привлекательного в силу глубины исторического смысла, в качестве еще одного большого шага к сохранению татарского народа. Первый заммуфтия РТ Рустам хазрат Батров прокомментировал событие: «Долгие годы этот дом был закрыт, и сейчас мы находимся в преддверии его открытия. <…> Мы поменяли отопление, провели свет, потому что все было в плачевном состоянии. В следующем году будет юбилей, посвященный Марджани. Думаю, к следующему году будет масштабно открыт этот музей. Пока же стартуем с выставки традиционных татарских шамаилей».

Выступление Рустама Батрова Рустам Батров: kgasu.ru

За десять дней до месяца Рамадана открылась еще и выставка лучших работ II Всероссийского художественного конкурса шамаилей «Шамаиль моей семьи» на территории музея-заповедника «Казанский Кремль».

«Во-первых, для нас татарский шамаиль – один из инструментов сохранения нации. Сейчас это очень актуально в контексте глобализации. Во-вторых, это один из драйверов развития туристической отрасли. Турист, когда приезжает, ищет что-то самобытное, и традиции, подобной татарскому шамаилю, нет больше нигде, это феномен мирового уровня, и мы стараемся популяризовать это искусство. В-третьих, это своего рода бренд нашего народа, при этом особого внимания заслуживает техника, в которой выполнены работы художников»,
выступил Рустам хазрат на пресс-конференции, посвященной выставке.

Это уже второй конкурс шамаилей, проведенный в Казани – первый стартовал 16 февраля 2015 года и вызвал огромный интерес у татарстанцев и гостей из-за рубежа. На конкурс было прислано около 300 работ из всей России, Казахстана и Австралии. Работы победителей выставлялись в Галерее татарского шамаиля и в Музее исламской культуры на территории мечети Кул Шариф, где представлены образцы старинного татарского шамаиля, связанного для многих с историей своей семьи, с историей народа. Некоторые работы датируются концом XIX века.

Один из примеров шамаиля Пример татарского шамаиля. Источник иллюстрации: moda-elite.ru

Конкурсные работы (конца XIX-начала XX века и современные) представлены на нескольких площадках Казани: на территории Музея исламской культуры, в Галерее татарского шамаиля и в Центре «Эрмитаж-Казань».

Все работы мастеров были разделены по номинациям:

  • «Современный традиционный татарский шамаиль». «Классические» татарские шамаили, выполненные на оборотной стороне стекла красками с использованием подсветки из фольги.
  • «Графический шамаиль». Арабо-графические произведения, выполненные как в компьютерной графике, так и ручным способом.
  • «Картина в технике татарского шамаиля». Произвольные по сюжету и тематике произведения, выполненные на обратной стороне стекла с использованием подсветки из фольги.
  • «Шамаиль как семейная реликвия». Семейные шамаили, доставшиеся в наследство от предков.

Сегодня работы выполняются мастерами и в компьютерной графике, и в смешанных техниках печати, в станковой графике. Также шамаили вышиваются с использованием золотого шитья и «изонити».

Священный Коран Священный Коран. Источник иллюстрации: theiranproject.com

Где еще можно прикоснуться к истокам духовной культуры татарского народа – шамаилям?

В Казани шамаили хранятся и экспонируются в фондовых собраниях музеев: Национальный музей Республики Татарстан, музей Каюма Насыри, музей Баки Урманче, Галерея татарского шамаиля.

Информацию о шамаилях можно получить из различных источников: газеты «Казанский Кремль. Культурный туризм», «Музей» и отдельные профильные публикации журнала «Казань». Выпускаются путеводители, справочники, каталоги музейных коллекций и выставок. Музейные и выставочные комплексы предоставляют большое количество информации о собраниях шамаилей на своих официальных сайтах.

Национальный музей Татарстана

В Национальном музее Республики Татарстан экспонируется уникальная коллекция татарских шамаилей, отражающая этапы развития этого искусства. Прежде всего, это шамаили, выполненные красками на оборотной стороне стекла и подсвеченные фольгой, печатные шамаили, изготовленные в типографии Казанского университета, а также современные шамаили, выполненные в различной технике. Фонд хранит и личные коллекции шамаилей крупных казанских ученых-краеведов – профессоров Казанского Императорского университета Н.Ф. Катанова и И.М. Покровского.

Этот фонд ценен еще и тем, что стал источником многих научно-исследовательских работ по исламскому искусству, в частности, шамаилям. Директор музея, профессор Н.Ф. Катанов в начале XX века начал собирать, изучать и публиковать материалы о шамаилях. В 1910 г. им был издан каталог с описанием 25 шамаилей.

Музей Каюма Насыри

Шамаили музея Каюма Насыри выполнены в технике печати и тушью на тонированной бумаге и находятся в постоянной экспозиции.

Татарский просветитель Каюм Насыри впервые упоминает о шамаиле как о произведении искусства в интерьере татар-мусульман: «Картин, развешанных на стенах, ни в одном доме нет; вместо них можно увидеть, например, богато украшенные шамаили (изречения из Корана, искусно переписанные крупным шрифтом, украшенные орнаментом), оправленные в дорогие рамы, или молитвы, наподобие «Аят аль-Курси», изображений Мекки и Медины, цветов, также в красиво оформленной рамке, вышитые декоративные полотенца» (Каюм Насыри. Избранные произведения. – Казань: Тат. книж. изд-во, 1977).

Музей Баки Урманче

Музей Баки Урманче эспонирует авторские шамаили художника – мастера татарского искусства XX века. Только 3 работы из 9 написанных художником являются собственно шамаилями и содержат священные тексты из Корана и хадисов. Выполнены они в технике широкого «ленточного» письма, придающего буквам объем.

С конца XX в. началось активное возрождение искусства татарского шамаиля. Выставки этого удивительного национального символа стали регулярно проводится ДУМ РТ, ДУМ РБ, Фондом Марджани, ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, Национальным музеем РТ, Музеем исламской культуры Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль», Общественной организацией «Клуб татарского искусства и культуры».

Галерея татарского шамаиля

19 мая 2010 г. в мечети Кул Шариф в Казанском Кремле была открыта первая в России Галерея татарского шамаиля по инициативе кандидата искусствоведения, члена Союза художников РТ и РФ Рустема Шамсутова. Выставочный проект был назван «Искусство татарского шамаиля и каллиграфии». Это факт ознаменовал собой начало нового этапа в развитии искусства шамаиля.

Шамаиль с аукциона

В декабре 2015 года в Казани состоялся первый в истории шамаилей аукцион, организаторами которого выступили Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» и Автономная некоммерческая организация «Татарский сундук» под руководством Рустама хазрата Батрова. 

«Возрождение традиционного исламского татарского искусства – та задача, которую мы хотим сегодня выполнить и за которую нужно браться на уровне всей республики. Сегодня много думаем о том, как сохранить татарский народ. Традиционный татарский шамаиль на стекле с использованием подсветки из фольги – один из инструментов сохранения нашей нации»,
– уверен Рустам хазрат.

Искусство татарского шамаиля – одно из самых самобытных и ярких явлений в творчестве татар Среднего Поволжья и Приуралья. «Это своеобразный культурно-исторический и духовный код татарского народа, – сказал Рустам хазрат в беседе ИА «Инфо-Ислам». –  Он стал своеобразным символом национальной культуры».

Читайте также: Как проходил первый аукцион татарских шамаилей

Шамаиль художественно оформляется в виде станковой картины, выполнялся на различных материалах – бумаге, стекле, ткани. Каллиграфический текст, вышитый на ткани, известен как «ляуха». Печатные шамаили иногда содержали дополнительную информацию на татарском языке. Текст зачастую сопровождался растительно-цветочным или архитектурно-барочным стилизованным орнаментом.

Шамаили выполнялись как народными, в основном безвестными мастерами, так и профессиональными каллиграфами. Священные изречения принимались как украшение интерьера дома. Кроме этого, шамаиль выполнял роль своеобразного оберега – нередко его вешали над дверью с верой в его защитные силы.

Лилия Цимбалистова


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 384

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф