Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Понедельник
февраля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Фактор социального служения в исламе

19.02.2013 Версия для печати
Фактор социального служения в исламе

«Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, (и говорят): «Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день». Аллах избавил их от бедствий того дня и дарил их процветанием и радостью»

(Коран, Аль-Инсан, 8-11)

«Если ты улыбнешься своему брату, это будет садакой, устранение камня, колючки с дороги, по которой ходят люди, — это тоже будет садакой…»

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего.

"…Традиционные религии должны получить все возможности для полноценного служения в таких важнейших сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодёжная политика, решение социальных проблем, которых у нас ещё очень и очень много, укрепление патриотического духа Вооружённых сил Российской Федерации..."

Владимир Путин, 1 февраля 2013 г.

Российское, как и любое другое современное общество, имеет множество социальных проблем, которые требуют решения. Поэтому независимо от национальной, конфессиональной и какой-то другой социальной принадлежности, все граждане страны должны принимать участие в работе по достижению общественной стабильности.

Совершенно очевидно, что мусульмане также должны вносить свою весомую лепту в решение социальных проблем, которые накопились в стране. Причина этой очевидности заключается в том, что социальное служение является обязанностью каждого мусульманина: от рядовых прихожан мечетей до имамов и улемов. Укрепление веры и духовности как основы мусульманского самосознание является главным условием на пути к осознанию принципиальной необходимости социального служения.

Мусульмане должны приносить пользу тому обществу, в котором они живут, это наша святая обязанность. Именно через достижение социальной стабильности возможна профилактика экстремистских и прочих радикальных настроений в нашей стране. Особенность данной сферы заключается в том, что в отличие от прочих сфер деятельности человека, благотворительная и прочая социально полезная работа помимо обладания определенными знаниями и навыками требует от человека большого желания и искренности.

Социальной работой и благотворительностью невозможно заниматься машинально без полной отдачи этой деятельности. Во-первых, люди чувствуют насколько искренне те, кто занимаются благотворительностью. Во-вторых, сама специфика социального служения предполагает, что серьезно и целенаправленно ей могут заниматься только те, кто испытывает в этом душевную необходимость. Организация единичных благотворительных акций не может быть названа полноценной социальной работой. Крупные акции важны, но еще большее значение имеет та работа, которая ведется в промежутках между мероприятиями.

Кроме того, необходимо понимать, что далеко не всегда благотворительные инициативы будут встречены окружающими с похвалой, наоборот очень часто встречается непонимание и отторжение. Одним словом, социальное служение очень специфичная сфера, для которой одинаково важны как профессионализм, так и искренность, то есть вера. Наверное, именно поэтому работа в этом направлении является одной и самых сложных и специфичных. Заниматься социально полезно работой необходимо не для удовлетворения каких-то личных эгоистических побуждений, а ради довольства Всевышнего.

В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки социальной доктрины российских мусульман, которая соответствовала бы повестке дня современного российского общества, то есть формировалась бы на основании тех проблем и вызовов, с которыми столкнулась наша страна.

Данный текст можно воспринимать как проект доктрины социального служения российских мусульман, своего рода базы которую необходимо будет развивать, дополнять и обсуждать.

Может возникнуть вопрос: почему необходима специальная социальная доктрина для российских мусульман, разве может она отличаться от социальной доктрины мусульман всего остального мира? Безусловно, в базовых вещах все мусульмане мира едины, однако в каждом уголке планеты существуют свои культурные и социальные факторы, влияющие на состояние мусульман. Например, для большинства мусульманских стран практически не существует проблем сиротства или брошенных стариков. В странах с доминирующим мусульманским населением практически нет детских домой или домов престарелых. Тоже самое с проблемами наркомании, алкоголизма, разводов и т.д. Однако для нашего общества данные вопросы имеют огромное значение и российским мусульманам необходимо продумывать стратегию работы в решении данных проблем. И поэтому в нашей доктрине такие пункты как работа с инвалидами, сиротами, наркоманами, матерями одиночками, будут иметь важнейшее значение.

Главное сейчас это осознание того, что институт официального духовенство может активно участвовать в решении социальных проблем. В Татарстане 45 мухтасибатов в ведении которых находятся десятки и даже сотни мечетей, которые объединяют вокруг себя множество людей (имамов, прихожан). Сложно представить себе в Татарстане другую более распространенную и укоренную сеть, нежели мечети. Поэтому необходимо данную всеохватность и потенциал использовать в интересах общества, в решении социальных проблем. Каждый мухтасибат мог бы взять несколько основных направлений работы и распределял бы их среди своих мечетей. К примеру, один мухтасибат работал бы с наркозависимыми, с заключенными и военкоматами, другой мухтасибат основной акцент в своей социальной работе сделал бы на помощи инвалидам по слуху, трудным подросткам и многодетным семьям, а третий мухтасибат бы занимался волонтерской работой по уборке городских парков, помощи одиноким пенсионерам, сиротам и инвалидам войны. В таком большом городе как Казань специализация могла бы коснуться каждой из 50-ти мечетей.

На данном этапе развития мусульманского сообщества Татарстана и всей России встает необходимость выработки основных направлений и рекомендаций для практической работы мусульманских организаций в направлении социального служения. Среди социальных проблем, которыми мусульмане и исламские организации должны заняться в ближайшее время необходимо выделить следующие направления: работа с инвалидами, одинокими стариками, сиротами и детьми с девиантным поведением, алкоголиками и наркоманами, распадающимися семьями, одинокими матерями, также необходимо заниматься образованием и просвещением среди молодежи, помогать обществу в решении экологических и городских проблем, проблем межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Однако прежде чем приступить к рекомендациям по работе с данными проблемами необходимо решить более фундаментальный вопрос: как создать базу для социального служения и стимулировать мусульманское духовенство начать работать в этом направлении?

От минарета к мечети

В Татарстане сегодня более 1300 мечетей. В одной только Казани их более 50-ти. Однако не стоит радоваться таким большим цифрам, поскольку стоит задуматься о том, в полной ли мере они выполняют свои функции? Многие мечети в деревнях вообще стоят под замком и открываются порой только по праздникам, а некоторые для пятничного намаза. Можно ли называть любое здание с минаретом мечетью, если в нем не протекает полноценная мусульманская жизнь: намазы, просвещение, образование, взаимопомощь и т.д.? Мечети со времен Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, выполняли многие социальные функции, тоже самое было и у татар в дореволюционное время. Именно вокруг мечетей формировалась вся общественная жизнь татарского народа. Сейчас, к великому сожалению, они такую функцию зачастую не выполняют.

На данном этапе перед мусульманами Татарстана стоит проблема не столько строительства новых мечетей, сколько превращение уже построенных в полноценные точки духовного роста. Проще говоря, цель превратить здание с минаретом в полноценную мечеть, то есть вдохнуть в нее жизнь.

Реализовать это возможно только в том случае, если будет воссоздана модель традиционной татарской махалли, которая в свою очередь возродила бы национальную исламскую благотворительность. Проблема современной радикализации молодежи заключается, в том числе и в том, что молодые мусульмане не укоренены за определенным приходом, не связаны сетью традиционных социальных связей, а кочуют между мечетями вслед за разными проповедниками. Это в свою очередь формирует определенный менталитет, не привязанный к земле, к Родине, к своему народу. Поэтому сейчас крайне важно возрождать этот традиционный татарский институт. Конечно, это необходимо делать с учетом контекста современного большего города и с применением новых технологий (Интернета, портативных устройств и т.д.).

В связи с этим одним из предложений по улучшению работы мусульманских организаций и укреплению связи между мухтасибатами и прихожанами должно стать создание «Единого Интернет-портала Духовного управление мусульман Республики Татарстан» на подобии существующего «Электронного правительства РТ».

Через такой портал можно будет координировать работу махалли, поддерживать связь с прихожанами, транслировать лекции, социальные акции и проповеди из разных мечетей Татарстана, задавать вопросы имамам или членам Совета мусульманских ученых (улемов) РТ, подавать заявки на проведение обрядов (никах, джаназа, исем кушу, курбан, хадж и т.д.), а также быть в курсе новостей любой махалли и мечети Татарстана. Так благодаря тому, что через портал мусульмане смогут смотреть прямые трансляции с интересными лекциями, проповедями или акциями из любого района Республики, можно будет постепенно формировать единство (в том числе и каноническое) татарстанской уммы. Также это повысит интерактивность ДУМРТ в работе с населением. Кроме того, на данном портале должны будут публиковаться финансовые и организационные отчеты мухтасибатов и приходов, что сделает работу этих структур максимально прозрачной.

Учитывая, что большинство практикующих мусульман в Татарстане это молодежь, такой проект будет востребован и поднимет авторитет института Духовного управления мусульман РТ в народе.

Ведь одна из причин падение авторитета традиционного духовенства и института ДУМ в молодежной и, вообще, мусульманской среде – это их закрытость и оторванность от народа. А это одна из принципиальных причин роста радикальности молодежи и роста популярности проповедников нетрадиционного ислама.

Духовное управление мусульман должно быть социально ориентировано, использовать все каналы для работы с молодежью и остальными прихожанами. Именно в этом заключается один из главных методов профилактики экстремизма.

Как финансировать?

В Татарстане и других регионах России достаточно часто встречаются предприниматели, которые заработав определенный капитал, стремятся построить новую мечеть. К сожалению, простроив мечеть, меценаты не всегда помогают деньгами развивать ее приход. Но даже если они это и делают, то необходимо смотреть в будущее – думать о том, как и за счет чего будет жить мечеть через 20, 30 или 50 лет. Поэтому при строительстве мечети необходимо реализовывать определенную приходскую модель – махаллю. Одним словом составляя смету строительства мечети необходимо сразу закладывать материально-техническую базу для тех направлений, по которым данная мечеть должна вести свою работу.

Если говорить применительно к Татарстану, то для нашего региона актуально, чтобы уже при действующих мечетях открывать центры помощи нуждающимся, реабилитации различных групп инвалидов и т.д. Одновременно должны быть созданы условия, чтобы мечети могли финансово обеспечить данную деятельность. Для этого надо сразу строить помещения для магазинов при мечетях, отдавать небольшие площади под автостоянки, создавать Совет прихожан, с небольшим членским взносом и т.д.

Большое значение в социальной работе необходимо отводить взаимодействию со СМИ. Активно освещая социальную работу в средствах массовой информации можно не только снизить уровень возможной исламофобии в обществе, но и заинтересовать в этой деятельности молодежь и меценатов, которые помогли бы в реализации новых социальных проектов. Если люди увидят, что мечети занимаются реально полезным делом, то велика вероятность, что многие также присоединяться к этой деятельности.

Важным пунктом в реализации проекта социального служения на территории Татарстана может стать создание Республиканского Фонда с рабочим названием «Социальное служение», который через систему грантов распределял бы средства между различными мечетями под социально полезную работу.

Руководство ДУМ РТ должно инициировать создание такого Фонда, а также работать с крупными предприятиями и бизнесменами с целью привлечения в него средств. Структура работы Фонда должна выглядела так: ежегодно объявлялся бы конкурс среди мечетей Татарстана на проекты по социальной работе, а мухтасибаты или мечети предоставляли бы конкурсную заявку на реализацию своего оригинального проекта по социальному служению. Окончательное решение о том, какие инициативы поддержать принимал бы Совет Фонда.

За исключением случаев, когда речь идет о распределении закята и фитр-садака (в соответствии с Кораном они должны быть израсходованы на 8 категорий мусульман) социальная работа должна быть направлена на всех нуждающихся без относительно их национальной или религиозной принадлежности. Мусульмане должны создавать благоприятные условия для всего общества, чтобы помощь доходила до действительно нуждающихся в ней людей.

В этой связи большое значение имеет тщательность изучения заявок на помощь для малоимущих, чтобы деньги доходили по назначению. В социологии существует такое понятие как «профессиональная бедность». Этот термин обозначает случаи обмана, когда здоровые и дееспособные люди создают образ нуждающихся с целью получения финансовых бонусов. Поэтому работникам социальной сферы необходимо особенно тщательно изучать все просьбы и сделать максимально открытой всю свою деятельность.

Как уже было отмечено выше среди социальных проблем, которыми мусульманские организации должны заняться в ближайшее время необходимо выделить следующие: работа с инвалидами, одинокими стариками, сиротами и детьми с девиантным поведением, алкоголиками и наркоманами, распадающимися семьями, одинокими матерями, также необходимо заниматься образованием и просвещением среди молодежи, помогать обществу в решении экологических и городских проблем, проблем межнациональных и межрелигиозных конфликтов и т.д.

Далее будут представлены практические рекомендации и предложения в работе по указанным направлениям.

Реабилитация инвалидов

Деятельность, направленная на работу с инвалидами должна включать в себя как создание Реабилитационных центров при мечетях, в которых бы осуществлялся не только уход, но и образовательная и досуговая работа, так и организация ухода за ними на дому.

Важным пунктом работы с инвалидами является организация специальных курсов для граждан, на которых бы их обучали работе с инвалидами.

Для организации данной деятельности необходимо, чтобы от каждого мухтасибата 2 человека прошли подготовку по работе с инвалидами разных категорий, чтобы в дальнейшем передавали свой опыт остальным сотрудникам мечетей района.

Особой категорией инвалидов являются сироты-инвалиды. Мусульманские организации на местах должны помогать в усыновлении таких детей, а также создавать специальные интернаты, где дети получили бы реабилитацию и помощь.

При организации детских летних лагерей полезной практикой, как показывает опыт казанской мечети «Сулейман», является совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов. Поскольку здоровые дети там учатся заботиться и уважать детей с проблемами со здоровьем, последние в свою очередь могут почувствовать себя там полноценными членами общества, что крайне полезно для их реабилитации.

Работа с сиротами

Мечети Татарстана могли бы взять шефство над различными детскими домами. Организовывать для детей образовательные курсы при мечетях, приглашать их на летние лагеря, благотворительные обеды и т.д.

У этой категории детей особенно велика опасность того, что они в будущем могут пойти по наклонной – оказаться в приступной среде. Поэтому обучение их при мечетях имеет большое значение, поскольку там они могут получить основы традиционной нравственности и морали, могут обрести духовный стержень, которые поможет им не потеряться в жизни.

При работе с сиротами важно знать, что главная помощь для них это не подарки, а обучение, воспитание и становление их как личностей. Излишнее внимание и слишком частые подарки могут негативно сказаться на становлении личности подростков. Главная цель: воспитание здорового человека, а не иждивенца.

Помощь одиноким старикам

Главное направление по работе с одинокими стариками – это организация ухода за ними на дому, уборка, обеспечение одеждой, продуктами и лекарствами.

Мечети должны составлять списки нуждающихся пенсионеров своего района, деревни, улицы. Для оказания этой помощи необходимо организовать шакирдов и других прихожан мечетей.

Также необходимо устраивать различные благотворительные акции – обеды, сбор одежды и т.д. При сборе одежды необходимо обращать внимание на то, чтобы она была пригодной для носки.

Лечение алкоголиков и наркоманов

Также с привлечение шакирдов и прихожан необходимо организовать работу с наркодиспансерами, а также организовывать при мечетях восстанавливающие и реабилитационные курсы.

Большое значение имеет сопровождение больных после лечения. Наркозависимых необходимо вытащить из ассоциальной ямы.

Сотрудники мечетей также должны организовывать лекции о вреде алкоголя. Проводить акции, популяризирующие здоровой образ жизни, привлекать молодежь к антиалкогольной пропаганде и т.д.

Укрепление семей

Как известно, в нашем обществе существует большая проблема целостности семей и как следствие ухудшение демографических показателей. Мечети могли бы сыграть свою роль в укреплении семей и в помощи при создании новых.

При каждом мухтасибате, а также крупнейших мечетях районов и городов должны быть созданы службы знакомств, которые возродили бы институт свах. Кроме того, мусульманские организации должны создавать семейные анти-кризисные центры, которые помогали бы избежать разводов и распада семей. Для поддержания работы таких центров необходимы специалисты не только с религиозным образованием, но и имеющие подготовку по психологическим и социальным наукам.

В случае если в мечети за помощью будут обращаться одинокие матери, такие центры должны помочь им в поиске нового спутника жизни, а также организовать материальную и моральную помощь в воспитании детей.

Экологические акции

Одной из самых серьезных современных проблем является ухудшение экологического состояния окружающей среды. Особенно это касается городов.

При мечетях и мухтасибатах необходимо создавать волонтерские группы молодых активистов, которые участвовали бы в различных городских акциях. Например, озеленению города, уборки мусора в парках, проведения субботников т.д.

Такие мобильные молодежные группы могли бы также участвовать в организации других акций: донорство крови, экстренный сбор средств нуждающимся (например, под операцию), проведение праздников в детских домах, помощь в организации благотворительных обедов, конкурсов и т.д.

Межконфессиональное и межнациональное сотрудничество

Мусульманские религиозные организации должны принимать активное участие в урегулировании любых межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Это касается подобных конфликтов как на бытовом уровне, так и ситуаций конфликтов в публичной сфере. С этой целью в мухтасибатах должны быть созданы рабочие группы, которые будут работать с каждыми подобными случаями.

Кроме того, мечети должны стать точками адаптации мусульманских мигрантов из государств Средней Азии и региона Северного Кавказа в татарстанском обществе. Не мигранты должны влиять на мусульман Поволжья, а местные мусульмане должны влиять на них.

Также мечети должны будут активнее участвовать в различных совместных акциях с представителями других традиционных религий. Здесь может быть спортивные мероприятия, круглые столы и т.д.

Религиозное просвещение

Религиозное просвещение, безусловно, также является частью социальной работы мечетей. На фоне проникновения в Россию различных нетрадиционных и радикальных течений ислама и роста популярности их среди молодежи пропаганда традиционного для нашей страны мирного понимания ислама принимает особую необходимость.

Религиозное просвещение должно строиться на основе традиционного для татар ханафитского мазхаба, матуридитской акыйды, а также адатов (традиций), которые сформировались за многие века у нашего народа.

Для этого при каждой мечети в Татарстане должны быть организованы курсы по основам веры для всех желающих. На данных курсах помимо основ исламской религии преподаватели должны прививать молодежи патриотизм и желание стать полноценным членом российского общества.

При мечетях можно также создавать молодежные кружки и лекториумы, на которые приглашать известных ученых, имамов, общественных деятелей.

Модель работы мухтасибатов и крупных мечетей в этой сфере должны выглядеть примерно так:

  1. Ликториум. Здесь предполагается проводить культурно-просветительские и научно-популярные лекции известных ученых для всех желающих, с последующим их обсуждением в формате круглого стола.
  2. Творческий клуб. В рамках него проводить мастер-классы и семинары по обучению молодежи национальным традиционным и современным видам искусства и ремесел.
  3. Краеведческий кружок. В рамках данного проекта планируются различные акции по изучению и популяризации, как исторического наследия татарского народа, так и современного состояния национальной и религиозной культуры татар. Тут может быть – сбор старых книг, сохранившихся в семьях и мечетях, организация фотоконкурсов и т.д.
  4. Волонтерская группа для социальной работы. В рамках этой группы и планируется организация приведенных в данной статье всех благотворительных акций и инициатив помощи социально обездоленным слоям общества с привлечением к этой деятельности молодежи, на основе волонтерской работы.

Представленная модель является универсальной и реализуема на базе практически любой мечети или мухтасибата.

Заключение

В заключение хотелось бы повторить, что социальное служение сейчас имеет стратегическое значение для религиозных организаций страны. Наряду с образовательной и просветительской работой в СМИ, социальное служение должно стать ключевым фактором профилактики экстремизма и радикализма. Пользу от такой деятельности ощутят как сами мусульмане, так и все российское общество.

Кроме того, ориентация на социальное служение повысит престиж официального духовенства и института Духовного управления, которые должны быть социально ориентированы.

Для достижения предложенных инициатив, на наш взгляд, необходимо реализовать модель новой татарской махалли (Совет фонда, волонтеры, меценаты и .т.д.), создать «Единый Интернет-портал Духовного управление мусульман Республики Татарстан» на подобии существующего «Электронного правительства РТ», организовать Республиканский Фонд с рабочим название «Социальное служение». Также необходимо начать работу в первую очередь по обозначенным выше направлениям социальной работы, которые на наш взгляд, имеют сейчас первоочередное значение.

Илдар Баязитов

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Новости партнеров
Loading...

Выбор редакции

Опрос
Как необходимо решать проблему ношения Хиджаба в школах?
Всего ответов: 123




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф