Общероссийское
информационное агентство мусульман
17
Среда
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Мусульманское сообщество России как единое целое: как построить и развить российскую умму

Дата: 06.10.2016 Версия для печати
Мусульманское сообщество России как единое целое: как построить и развить российскую умму

Россия – это уникальная страна, ее культурно–этническое, религиозное, языковое разнообразие позволяет говорить о ней как о модели всей планеты. И поэтому, если мы сможем внутри нашей страны объединиться, чтобы выдавить из себя все экстремистские и деструктивные силы с целью повышения образовательного и научного уровня всех мусульман до передовых международных стандартов, чтобы создать успешное и самодостаточное  общество, тогда мы сможем стать примером для всего мира

Современный мусульманский мир представляет собой весьма пеструю картину. Множество течений самого различного толка и способов организации мы можем найти практически в любой стране, и не только традиционно мусульманской, но и, например, в странах Западной Европы. В мире живет почти полтора миллиарда мусульман. Это самая интенсивно растущая религиозная община в мире, роль которой сегодня в международных политических, культурных, социальных и экономических процессах растет на глазах

При этом мусульманское сообщество внутренне является крайне разнообразным по своему составу. Деление на суннитов и шиитов в этом отношении является самым поверхностным. Помимо деления на мазхабы, на различные суфийские тарикаты, на самые разные старые и новые джамааты и, наверное, на сотни различных мелких ответвлений и направлений, существуют еще национальные традиции и богословские школы, различные этнические и региональные особенности мусульман. Так сложилось исторически –  за более чем 1000 лет существования ислама. Все эти течения в совокупности и составляют мусульманскую умму. Это наша сокровищница, наша крайне разнообразная и порой противоречивая традиция. Единственное, что объединяет весь этот цветник разнообразия – это вера в Аллаха, его Пророка Мухаммеда и божественное происхождение Корана. По поводу многих остальных вопросов как в прошлом, так и в настоящем ведутся порой довольно горячие споры.

Но, тем не менее, существует понятие уммы как глобального мусульманского сообщества, которое является показателем нашего единства, именно это имеет большое значение. Однако, конечно, сложно говорить о единстве на таком глобальном уровне когда даже, например, в нашей стране не обеспечено единство на уровне национальном.

В России сейчас более 80 муфтиятов, существующих автономно, и поэтому еще слабо организованных на федеральном уровне. Более того, даже на региональном уровне порой встречаются ситуации, когда в одной области или губернии может быть два, а то и три Духовных управления. Конечно, разнообразие и условия конкуренции порой благоприятно сказываются на умме, однако во всем необходима разумная мера, чтобы разнообразие не превращалось в бардак, который, напротив, мешает умме развиваться. Поэтому сегодня как никогда необходимо задуматься о том, как обеспечить единство мусульманского сообщества России, чтобы сообща быстрее и эффективнее решать текущие проблемы, став тем самым созидательной и конструктивной частью российского общества. На фоне тех проблем, которые имеются сегодня в мире – особенно на Ближнем Востоке – это особенно важно. Работая над собой, мы помогаем не только себе, но и нашей стране, а в конечном итоге и всем мусульманам в мире. Потому что мировому исламскому сообществу именно сегодня нужны примеры для подражания, примеры успешного решения конфликтов и прочих проблем во многих мусульманских обществах.

Священный Коран Источник фотографии: chitalnya.ru

Плюсы и минусы строительства единства уммы на национальном уровне

Конечно, рассуждать о любом сложном вопросе и возможных решениях проблем необходимо грамотно, взвесив все плюсы и минусы. Именно такой подход позволит оценить все возможные риски и выработать самый оптимальный вариант для реализации принятых решений. Итак, ниже я выделю основные плюсы и минусы попыток формирования единства мусульманского сообщества нашей страны:

Плюсы:

  1. Легче отслеживать ситуацию с соблюдением прав и потребностей мусульман на местах;
  2. Легче доносить проблемы и пожелания мусульман до высшего руководства страны;
  3. Проще бороться с религиозными радикалами и экстремистскими настроениями;
  4. Значительно легче организовывать различные большие и важные для мусульман проекты: строительство мечетей и медресе, проведение мусульманских праздников и благотворительных акций, организацию конференций и издательского дела, открытие мусульманских СМИ, магазинов и клубов;
  5. Стандартизация сертификата халяль на территории всей страны.

Минусы:

  1. Сложность координации мусульман на большом географическом пространстве – от Северного Кавказа Дальнего Востока – а с учетом некоторого мазхабического разнообразия внутри России встает вопрос и о сложности обеспечения канонического единства на таком обширном пространстве.
  2. Опасность обвинения в создании подобия института церкви в нехарактерных для ислама формах.

Как мы видим, очевидных плюсов в работе по созданию единой российской уммы больше. Да и те минусы, которые были обозначены, решаются гораздо проще и быстрее, чем может показаться.

Формирование среди российских мусульман самосознания себя как единой российской уммы в высшей степени может быть полезно как этап уммастроительства на более глобальном уровне, где опыт россиян может быть полезным примером. Ведь очевидно, что мировая мусульманская умма только сообща, объединив свои усилия, сможет излечиться от таких поразивших ее болезней, как радикализм и экстремизм, бедность, научное и образовательное отставание и т. д. Поэтому мусульмане России могут стать моделью развития, примером для остальных мусульман планеты. Тем более что я уже сейчас вижу серьезные задатки и преимущества, которыми исламское сообщество страны обладает, дальнейшая работа с которыми позволят заявить нам о себе во всем мире.

Мусульманская умма России Источник фотографии: islam.az

Характеристики мусульманского сообщества России

Ниже я хотел бы выделить основные характеристики исламского сообщества России, которые, на мой взгляд, и определяют его единство. Все эти характеристики в одинаковой степени присущи всем мусульманам нашей страны. Возможно, какие-то черты выражены ярче, а какие-то пока чуть меньше. Однако, в любом случае все это – то общее, что нас всех объединяет сейчас и будет объединять в будущем.

Итак, я выделяю следующие десять ключевых характеристик, которые присущи всему мусульманскому сообществу нашей страны:

1. Приверженность Единобожию, то есть Таухиду

Это основа ислама, основа мусульманского общества: вера во Всевышнего, вера в то, что Коран был послан людям Аллахом через своего посланника Пророка Мухаммада (с.а.в.). Это самая главная незыблемая основа как всего исламского сообщества, так и каждого мусульманина в отдельности.

2. Признание и следование пяти столпам и основным принципам ислама

Верность принципам своей религии для мусульман – это важнейшая составляющая в стремлении достигнуть довольства Всевышнего. Мусульманское сообщество должно быть примером верности своим идеалам и постулатам. В этом ее сила. Для повышения единства нам надо строить институты исламского общества – мечети, медресе, благотворительные общества. Среди нас снова должна появиться новая плеяда мусульманских ученых и мыслителей. Ведь изучать нашу собственную религию – это наша обязанность, это благое занятие, которое выведет отечественных мусульман в лидеры исламского мира.

3. Следование традиционным мазхабам

Ислам в России на протяжении всей истории развивался только в рамках традиционных мазхабов. Это способствовало балансу внутри мусульманского сообщества и преемственности между поколениями. Для татар, например, традиционным является именно ханафитский мазхаб. С X века, то есть вот уже больше 1000 лет наши предки придерживались только этой правовой школы. Это крайне важно для нас не только потому, что это обеспечивает современным татарам связь с нашими предками, но и потому, что именно этот мазхаб лучшим образом подходит для тех климатических, географических, культурных и прочих условий, в которых мы живем.

Кроме того, ханафитскому мазхабу следует не только большинство российских мусульман, но и значительная часть исламского мира. Это особенно важно, поскольку за советские годы у нас была разрушена система мусульманского образования, – по этой причине нам необходимо изучать и перенимать опыт традиционно родственных нам религиозных школ.

4. Патриотизм

Для мусульман нашей страны защищать интересы своей Родины естественно. Покой в своей семье, в своем доме, в своем городе и в своей стране – всё это взаимосвязано. Совершенно четкое осознание и понимание этого факта имеет огромное значение для того, чтобы мусульманское сообщество нашей страны было успешным. Сегодня это актуально, поскольку наша страна столкнулась с большим количеством внешних вызовов. Поэтому если мусульмане будут сообща с остальными согражданами работать в направлении преодоления этих вызовов, мы сможем стать по-настоящему успешными.

5. Консерватизм

Здоровый консерватизм всегда был характерен для мусульман. Это никак не значит, что мусульмане против всего нового и передового. К этому вопросу надо подходить взвешенно и допускать в нашу жизнь только то, что по-настоящему принесет пользу. Но есть явления, в отношении которых консерватизм обязателен.

  • Во-первых, консерватизм в религиозном смысле проявляется в незыблемости основ и основных положений нашей религии. Здесь двух мнений быть не может.
  • Во-вторых, консерватизм в общественном смысле проявляется у мусульман в том, что они выступают за здоровые и крепкие семьи, против сексуального распутства и тех извращений, которые стали уже нормой во многих других обществах.

6. Осознание своей социальной ответственности

Мусульмане России должны уделять большое значение социальному служению, благотворительности, помощи близким, обществу, в котором они живут. Это важно по многим причинам.

  • Во-первых, это диктует нам наша религия. Мусульмане должен быть социально чувствительными и понимать нужды общества, в котором живут.
  • Во-вторых, это важно, поскольку такое поведение нам диктует сложившаяся ситуация в обществе, где сегодня так много проблем, что мы как граждане своей страны не можем пройти мимо. Алкоголизм, наркомания, сироты, инвалиды – перечислять весь этот, к сожалению, длинный список даже нет необходимости, ведь каждый из нас знает, какими недугами болеет наше общество.
  • В-третьих, социальное служение важно для самих мусульман, потому что, вовлекаясь в благотворительность и социально полезную работу, мусульманское общество излечивает себя от болезни экстремизма и агрессивного радикализма.
Ведь одна из причин радикализации молодых мусульман – это желание добиться определенной справедливости, другая причина – отчужденность от остального общества. Вовлекаясь в социально полезную работу, молодые мусульмане, которые хотят найти путь для самоутверждения, находят реализацию своей энергии на практике. Кроме того, это делает молодых мусульман ближе к остальному обществу, позволяет избежать самоизоляции и социализироваться.

Сохранение традиций образования Источник фотографии: alfurkan.ru

7. Уважение и возрождение богатого исламского наследия России

Это также крайне важный пункт, над которым надо много и долго работать. До революции у татар были десятки выдающихся мусульманских мыслителей, богословов и шейхов. Это был целый феномен мирового значения. Не случайно, что и сегодня во многих университетах мира зарубежные востоковеды и исламоведы пишут книги и диссертации о татарской исламской учености. Это важно не только по причине чувства патриотизма и гордости за свое прошлое. У этого есть вполне рациональная необходимость – те труды, которые были написаны нашими предками, отвечали тем культурным, географическим, климатическим и даже политическим особенностями, которые актуальны именно для нашего народа. Татары – это самый северный мусульманский народ, который веками живет бок о бок со многими народами разных религиозных и языковых традиций. Этот наш опыт – это то сокровище, которое мы должны беречь и возрождать.

Однако сегодня большая часть нашего наследия не изучена. Даже творчество такой важнейшей для нашей истории личности как Шигабутдин Марджани, еще не получило полного и всестороннего изучения.

Мы еще не знаем всего того, что было написано нашими выдающимися мыслителями и богословами. И это несмотря на то, что над этим многие годы трудятся современные татарские ученые – настолько богато и многогранно наше наследие.

8. Стремление к освоению наук

Как я уже отметил выше, мусульманам необходимо избегать самоизоляции, потому что это путь в никуда. Изолируясь, мусульмане оказываются на глубокой периферии, а это приводит к еще большей озлобленности и радикализации. Чтобы избежать этого, мусульманам помимо социального служения нужно очень много времени отдавать образованию. Для того, чтобы быть передовой частью общества, мусульманам в своих рядах надо больше иметь выдающихся ученых: физиков, математиков, инженеров, программистов, биологов, химиков, врачей и т. д. и т. п. Этот список можно продолжить, но основной посыл в том, что ислам и наука не только не противоречат друг другу, а, напротив, отлично дополняют.

Сама история ислама тому подтверждение – как много выдающихся астрономов, медиков, математиков, архитекторов было в истории нашей религии. Даже первые университеты в мире были созданы именно в мусульманских странах. Политический же кризис, который поразил исламское общество несколько веков назад, выбросил мусульман из числа лидеров мирового прогресса. Однако сегодня нам надо предпринять огромные усилия, чтобы изменить ситуацию и снова выбиться в интеллектуальные лидеры современного мира. Конечно, это не вопрос самого ближайшего будущего, но процесс по работе над этим необходимо запускать уже сейчас.

Здесь важно отметить, что татарам и вообще российским мусульманам в целом есть чем поделиться с остальным миром в плане опыта. Ведь среди российских мусульман существует масса ученых: физиков, астрономов, врачей и биологов. Недаром столько студентов из мусульманских стран приезжают учиться в университеты Казани.

9. Желание победить экстремистские и деструктивные течения

Конечно, многое из перечисленного мною выше и является важнейшими факторами противостояния экстремистским течениям. Однако, я считаю, что это необходимо вынести в отдельный пункт, потому что необходимо еще раз проговорить этот момент. Тем деструктивным экстремистским идеологическим течениям, которые, прикрываясь исламом, хотят завладеть умами в первую очередь молодых мусульман, необходимо дать решительный и эффективный отпор.

Все эти течения возникли в других политических, культурных и географических условиях, которые крайне далеки от той повестки дня, которая актуальна для российских мусульман.

Экстремистские идеологии стали результатам кризисов и проблем тех государств и обществ, в которых они родились. Поэтому для мусульман России эти идеологии чужды. Противостояние экстремизму – это комплексная работа, которой должны заниматься все силы нашего общества. И поэтому внушает оптимизм то, что постоянная и планомерная борьба с экстремизмом – это одна из важнейших черт мусульманского общества России.

10. Высокий уровень самоорганизации и самоконтроля

Мусульмане, в принципе, известны тем, что способны к высокому уровню самоорганизации и самоконтроля. Именно поэтому, к примеру, в исламских обществах самый низкий уровень алкоголизма и наркомании. И именно поэтому это одно из самых безопасных обществ в мире. Данное умение самоорганизовываться очень ценно и может помочь мусульманам в решении многих проблем.

Ведь именно из-за способности самостоятельно собираться для решения по принципу совета (шуро) насущных проблем стали возможны многочисленные благотворительные, образовательные, издательские, научные и прочие важные для уммы проекты.

В нашей стране в любом регионе можно найти массу примеров того, как мусульмане могут собраться, чтобы сообща сделать какое-либо большое богоугодное, актуальное дело. Ведь сложное постперестроечное время научило нашего человека способности к кооперированию и самоорганизации. Однако стратегически важно сегодня задуматься о том, чтобы складывающееся связи и сети носили более прочный и постоянный характер. В этом контексте необходимо отметить, что наиболее эффективно самоорганизовываться можно, когда есть такая традиционная для нашего народа система как махалля. Махалля может быть тем фундаментом, который усилит мусульманские общины на местном уровне.

Конечно, эта система сможет по-настоящему хорошо работать, если махалли по всей стране также будут иметь какую-то единую платформу, которая поможет более эффективно и быстро доводить информацию о тех или иных потребностях мусульман из местного на общефедеральный уровень.

Илдар хазрат Баязитов Источник фотографии: yardem.ru

Важность единства

В заключение я хотел бы еще раз сказать о том, почему вопрос единства мусульман страны имеет большое значение, и почему об этом надо сегодня говорить. Все мы видим, что сегодня происходит на Ближнем Востоке, и как это отражается на жизни мусульман по всему миру. Этот общий кризис, который поразил всё наше исламское сообщество, и не позволяет нам развиваться. Кроме того, это отравляет жизнь не только нам, но и нашим соседям. Решить эту проблему разрозненно не получится, – нам нужно искать какие-то платформы для объединения усилий, чтобы дать отпор тем, кто хочет разрушить нашу умму изнутри.

Россия – это уникальная страна, ее культурно–этническое, религиозное, языковое разнообразие позволяет говорить о ней как о модели всей планеты. И поэтому, если мы сможем внутри нашей страны объединиться, чтобы выдавить из себя все экстремистские и деструктивные силы с целью повышения образовательного и научного уровня всех мусульман до передовых международных стандартов, чтобы создать успешное и самодостаточное общество, тогда мы сможем стать примером для всего мира. Это повысит авторитет и престиж на международной арене как мусульман России, так и всего нашего Отечества.

Надеюсь, мне удалось дать наиболее полное и развернутое обоснование заявленной мною темы. В дальнейшем я планирую раскрыть более подробно некоторые из указанных мною в этой статье пунктов. Потому что каждая из затронутых мною здесь тем заслуживает более детальной и подробной проработки и объяснения. Самое главное – нам надо видеть картину нашего движения комплексно, то есть целиком.

Илдар хазрат Баязитов


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Характер человека таков, что он любит все в жизни усложнять. В шутку даже говорят: «Мы не ищем легких путей». В народе же в ходу поговорка «Делать из мухи слона», т.е. преувеличивать проблему. Даже там, где ее нет, мы умудряемся ее найти, в крайнем с...

Характер человека таков, что он любит все в жизни усложнять. В шутку даже говорят: «Мы не ищем легких путей». В народе же в ходу поговорка «Делать из мухи слона», т.е. преувеличивать проблему. Даже там, где ее нет, мы умудряемся ее найти, в крайнем с...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф