Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Пятница
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Кто управляет мусульманами в Петербурге

Дата: 20.02.2013 Версия для печати
Кто управляет мусульманами в Петербурге

В конце декабря в Петербурге скончался 72-летний муфтий Петербургской соборной мечети Жафяр Пончаев. После его смерти среди петербургских верующих началась борьба за сферы влияния. Что будет дальше с петербургскими мусульманами?

Единого лидера нет

Сколько в Петербурге мусульман, не знает никто. По оценке Смольного - их несколько десятков тысяч, по мнению покойного муфтия, опубликованном в СМИ - почти миллион! - то есть около 800 тысяч человек.

Сколько в Петербурге мусульманских общин, и где они собираются, как оказалось, тоже никто не знает.

Более того, никто не знает, сколько человек в России исповедуют ислам, и где все они молятся. Такая странная ситуация сложилась из-за того, что у мусульман в России нет ни единого лидера, ни какого-либо централизованного управления. Сегодня на территории страны действуют три - пять крупных мусульманских центров. Поэтому президент и премьер страны поочередно встречаются с разными исламскими лидерами. А иногда - со всеми одновременно.

Самые влиятельные мусульманские структуры на сегодня: Совет муфтиев России (СМР) в Москве , Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) в Уфе и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) в Черкесске. Этим централизованным объединениям подчиняются мусульманские общины, расположенные по всей стране. По их собственным подсчетам, московскому Совету муфтиев подконтрольны более 2000 общин, уфимскому ЦДУМу - более 1500, а Северокавказскому центру - более 3500. Но последний действует только на территории Северного Кавказа, Калмыкии и Краснодарского края. Поэтому основная борьба за мусульманские души на всей остальной территории страны идет между двумя оставшимися структурами - Советом муфтиев России и Центральным духовным управлением мусульман.

- Есть огромное количество муфтиятов в России, которые друг с другом зачастую враждуют. Есть города, в которых два или даже три муфтия – по одной версии, по другой и по третьей, - объясняет старший преподаватель факультета политологии СПбГУ Гумер Исаев.

По его словам, ситуация в Петербурге еще более удручающая, чем по всей России. Здесь есть несколько религиозных организаций, подчиняющихся разным мусульманским центрам. Поэтому местные общины находятся в постоянной конкурентной борьбе.

Две мечети Петербурга - Соборная на Петроградской стороне и Квартальная в Приморском районе подконтрольны Духовному управлению мусульман Петербурга и Северо-Запада - организации, входящей в ЦДУМ (Уфа). Остальные мусульманские организации, зарегистрированные в городе, входят в состав «конкурирующего» СМР (Москва). И эти общины живут каждая сама по себе.

- В городе есть различные структуры, которые стараются получить больше или меньше влияния. Есть еще власть, правоохранительные органы, которые тоже вмешиваются в процесс. Петербург – это отражение того, что происходит в целом в мусульманской общине России, где есть место и интригам и много чему, - говорит Исаев.

По его мнению, городу нужен единый лидер, к которому бы прислушивались все мусульмане. Покойный муфтий Жафяр Пончаев, по его словам, таким лидером не был.

- Основные претензии, которые чаще всего выражали рядовые верующие, что Жафяр Пончаев превратился в религиозного чиновника . Он вел свою игру. Сейчас все зависит от того, какую политику будет проводить его сын (Равиль Пончаев, недавно назначенный муфтием. - Ред.). Мне кажется правоохранительные органы должны понять, что проще контролировать ситуацию, когда есть единый лидер. С другой стороны, возможно, им проще сдерживать «исламский фактор» когда есть большое количество группировок, которые друг с другом враждуют. Но проблема в том, что этот фактор все равно будет активизироваться, и в подобных условиях будет реализован как раз в том самом негативном, подпольном виде. Потому что мусульманская молодежь видит, что лидеры занимаются склоками, правоохранительные органы работают на раскол, и поэтому некоторые могут выбрать подполье, - предупреждает политолог Исаев.

Какие мечети нужны городу

По словам руководителя пресс-службы Духовного управления мусульман Европейской части России (Москва), входящего в состав Совета муфтиев, Диляры Ахметовой, в Петербурге могут действовать десятки неформальных общин.

- Каждая численностью от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Собираются такие общины, как правило, на квартирах или съемных помещениях. Закон «О свободе совести» позволяет такие объединение граждан для совместного исповедования религии. Однако у такой свободы есть и определенные издержки. В крупных городах религиозные группы нередко имеют закрытый характер: об их существовании знают лишь сами члены общины. Ни общественность, ни органы власти не имеют представления о том, какие процессы протекают там. Это могут быть как дружелюбные российскому правовому полю общины, так и объединения, в которых проповедуются радикальные взгляды, - говорит Диляра Ахметова.

По ее словам, нужно легализовывать общины и строить новые мечети. Тогда деятельность мусульманских организаций будет более открытой и прозрачной. Сегодня у мусульманских сообществ в мегаполисах есть два потенциальных варианта развития. При создании административных препон для строительства мечетей развитие может пойти по европейскому пути. Когда моноэтнические общины станут автономными, и проповеди в них будут вестись на родном языке прихожан – таджикском, киргизском, узбекском и т. д.

Второй сценарий, по словам Ахметовой, – это строительство общемусульманских мечетей под руководством официальных духовных управлений. На территории Центрального и Северо-Западного округов воспитательная работа в таких мечетях будет проводиться преимущественно на русском языке, и кроме духовного воспитания, прихожане (имеются в виду гастарбайтеры) будут обучаться русскому языку и интегрироваться.

В неофициальной беседе, в Духовном управлении мусульман европейской части России рассказали, что прихожане жаловались на то, что Петербургская соборная мечеть большую часть времени закрыта. Она открывается буквально 2 - 3 раза в день, только минут на 10 - 15 и только на время молитвы. А по исламской традиции жизнь в мечетях должна кипеть буквально 12 часов в сутки.

В Москве не хотят говорить публично о конкурентных отношениях с мусульманским центром в Уфе. Однако там достаточно жестко высказались по поводу позиции муфтия Соборной мечети Равиля Пончаева.

- Человек, не желающий ухода мусульман в псевдорелигиозные секты, должен быть озабочен, прежде всего, тем, чтобы создать дружественные для верующих условия в своей собственной организации, а не держать двери мечети запертыми, - заявили Online812 в пресс-службе Духовного управления мусульман Европейской части России.

В свете сложившейся ситуации, некоторые эксперты связывают недавние события в Апраксином дворе (где спецслужбы провели масштабную акцию по ликвидации «петербургского джамаата») с усилением борьбы между религиозными группами в городе. По информации СМИ, Равиль Пончаев в конце января встречался с полпредом в Северо-западном округе Николаем Винниченко и пожаловался ему на разные странные исламские группы, расплодившихся в Петербурге и Ленобласти. После этого прошла операция в Апраксином дворе.

Равиль Пончаев также встретился с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко, которому также пожаловался на подозрительных мусульман в области.

- Не хотелось бы, чтобы в сосновских лесах появились халифаты. Они по сути - носители экстремизма.... В школах будут носить хиджабы, - процитировал слова Равиля Пончаева телеканал «Санкт-Петербург».

О спецоперации против исламских экстремистов в Ленинградской области пока информации не поступало.

Раскол будет углубляться

Как сообщил Online812 начальник отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Владимир Иванов, муфтием Соборной мечети Петербурга на днях утвержден сын Жафяра Пончаева Равиль Пончаев.

По мнению чиновника, никаких принципиальных изменений это назначение в жизнь петербургских мусульман не принесет.

- Заслуга Жафяра Насибулоловича в том, что он создал настолько стабильную организацию Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, что эта организация отличатся внутренней устойчивостью, опираясь на традиции ислама в России, на его естественную связь со службой государству. Поэтому мы не ожидаем каких-либо изменений. Это означает, что наша мусульманская умма сохранила стабильность и сохранит ее в дальнейшем, - сказал Владимир Иванов.

По его словам, в Смольном не знают, какое количество мусульман в городе.

- Все существующие цифры приблизительны, - говорит он.

Чиновник предлагает для оценки числа верующих использовать данные правоохранительных органов, которые ведут подсчет тех, кто собирается на главные мусульманские праздники у двух петербургских мечетей. По данным полиции, счет мусульман там идет не на сотни, а на десятки тысяч людей.

- В молельных комнатах во время праздников тоже есть люди, но совокупная цифра мусульман, которые собирается там, не сопоставима с числом мусульман, пришедших в соборную и квартальные мечети, - уверен Иванов.

По мнению чиновника, большинство мусульман Петербурга поддерживают структуры ЦДУМа, а не СМР.

- Те организации, которые созданы представителями Совета муфтиев, по числу верующих малочисленны. И они до сих пор не сумели объединиться и создать свою централизованную организацию в Петербурге. Это говорит о том, что большинство мусульман города ориентированы на традиционный ислам, на Духовное управление мусульман Петербурга и Северо-Западного региона.

Почему власти города поддерживают ЦДУМ?

- Перед властью и законом все религиозные организации равны. Но государство может самостоятельно расставлять приоритеты и развивать партнерские отношения с теми организациями, которые имеют особое общественный вес и значение. Опираясь на такие критерии, как историческая укорененность, число ее последователей и активность социальным служении. То есть те, за которыми стоит большинство людей, - говорит Владимир Иванов.

По оценке политолога Гумера Исаева, значительная, если не большая часть мусульман Петербурга, наоборот, поддерживает структуры Совета муфтиев, а не ЦДУМа.

Все эти противоречия, по мнению ряда экспертов, ведут к тому, что религиозный раскол внутри мусульманского сообщества в Петербурге и дальше будет углубляться. Это может привести к усилению давления на мусульман правоохранительных органов и, как следствие - к возникновению закрытых, подпольных религиозных групп.


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Знаете ли вы, что традиции проведения месяца Рамадан в разных странах имеют свои особенности. В некоторых из них даже обычный приём пищи в этот священный месяц становится праздником. Проведение Рамадана по особенному закрепилось у разных народов благ...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф