Общероссийское
информационное агентство мусульман
6
Понедельник
мая
news agency
of Muslims of Russian Federation

Сура 2 АЛЬ-БАКАРА «КОРОВА» (201-286 аяты)

Дата: 21.02.2012 Версия для печати
2:201. Среди людей есть такие, которые обращаются своими искренними сердцами к Богу, про-ся даровать им добро в ближайшей и в последующей жизни и спасти их от муки огненной.
2:202. Этим людям – удел от того, что они приобрели, обратившись к Аллаху и полагаясь на Него. Поистине, Аллах воздаст каждому по заслугам. Он быстр в расчёте!
2:203. И воздавайте хвалу Аллаху в дни указанные, когда паломники побивают шайтана кам-нями в долине Мина, 11-го, 12-го и 13-го зу-ль-хиджжи. Кто оставит Мину через два дня (т. е. 12-го), то нет греха на нём, а кто останется на третий день (т. е.13-го), на нём тоже не будет греха. Самое главное – это богобоязненность. Знайте, что вы предстанете перед Аллахом и будете отвечать за свои поступки!
2:204. Если богобоязненность – это главное, то ущерб и урон будут долей того, чьи речи не совпадают с его намерениями, скрываемыми в сердце. Эти речи могут понравиться тебе (о Мухам-мад!) в ближайшей жизни, тем более, что он призывает Аллаха в свидетели тому, чем переполнены его душа и сердце. Но этот тип человека – самый упорный и беспощадный в препирательстве – твой недруг.
2:205. И если он будет у власти, то не будет стремиться к добру и благу людей, а будет распро-странять нечестие, разруху, губить посевы, людей и стада. Аллах не любит такого человека, Аллах не любит нечестия!
2:206. Если ему скажут: «Побойся Бога!» – он возмущается, считая, что этот совет унижает его гордость и достоинство. Обуревает его гордыня и приводит к совершению греха. Геенна будет его достоянием. Какое скверное пристанище!
2:207. Большая разница между этим лицемером и искренним верующим, который жертвует со-бой, стремясь к благоволению Аллаха и победе слова истины. Если бы эти – искренне верующие – занимались делами других людей, то это было бы благом от Аллаха. Аллах кроток со Своими рабами и отводит от них зло благодаря покровительству истинно верующих.
2:208. О вы, верующие, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Богу, не делай-те родовых различий, как делали при язычестве, и не ищите других причин для разногласия! Не сле-дуйте по стопам шайтана, который ведёт вас к расколу. Ведь он для вас – явный враг!
2:209. А если вы отклонитесь от прямого пути Аллаха, к которому были призваны, после того как пришли к вам ясные знамения праведного пути Аллаха, то знайте, что Аллах Велик! Он наказы-вает отклонившихся от прямого пути, и Он мудр в оценке наказания за грехи.
2:210. Неужели эти неверующие ждут, что к ним под сенью облаков сойдёт Аллах и Его анге-лы, чтобы они увидели Его и уверили в ислам? Этот вопрос решён. Ведь только Господь может ре-шать все дела. Он один распоряжается ими, как пожелает.
2:211. Спроси сынов Исраила, сколько Мы ниспослали им ясных знамений о подлинности про-рока? В этом милость Аллаха, но они отклонились и изменили значение этой милости. Этих ясных знамений было недостаточно для их благочестия и просвещения души и ума, и они ещё больше углу-бились в заблуждение и грехи. Тот, кто изменяет милости Аллаха, будет наказан. Ведь Аллах силён в наказании!
2:212. Желание наслаждений в ближайшей жизни приводит к отклонению от веры в Аллаха и распутству. Разукрашена перед неверующими ближайшая жизнь, и они насмехаются над теми, кото-рые уверовали, думают о будущей жизни и боятся гнева Аллаха. Те, которые смиренны, будут выше неверных в День воскресения. А то, что у этих неверующих большое имущество и деньги в нашей жизни, не значит, что Аллах предпочитает их. Удел Аллаха в этой жизни не зависит от веры или не-верия. Ведь Аллах по Своему желанию наделяет одних без счёта, чтобы искусить их, а другим посы-лает мало, чтобы испытать их.
2:213. Некогда люди были одной общиной. Но у них были разные нравственные устои: у одних – стремление к добру, другие предавались распутству. Поэтому они разошлись во мнениях и поведении. Аллах посылал к ним пророков добровестниками и увещевателями и ниспослал с ними Писания с истиной, ведущей к прямому пути благочестия, чтобы рассудить в том, в чём они разошлись. Только тех, которые уверовали, повёл Аллах к истине по Его дозволению. Аллах ведёт, кого пожелает, прямым путём.
2:214. Или вы думаете войти в рай просто потому, что вы стали мусульманами, не испытав то-го, чему подверглись те люди, которые были до вас? Их постигали бедствия, огорчения, и так потря-сён был их дух, что посланник и вместе с ним верующие говорили: «Когда же будет помощь и побе-да от Аллаха?» Поистине, всегда близка помощь Аллаха!
2:215. Те, которые уверовали, спрашивают тебя (о Мухаммад!), что им надлежит издерживать на милостыню? Скажи им, чтобы они издерживали из того, что заработали прямым, честным путём. Добро, которым они жертвуют, идёт родителям, ближним, сиротам, нуждающимся, странствующим (путникам). Что бы вы ни делали доброго, Аллах знает и награждает за это.
2:216. Если пожертвования на сирот и бедных защищают общество изнутри, то сражение за-щищает общество от внешних врагов. О вы, мусульмане, предписано вам сражение, чтобы вы защи-щали свою религию и себя, а оно ненавистно вам. И может быть, то, что вы любите, зло для вас. И может быть, то, что вы ненавидите, благо для вас. Один Аллах знает, что вам добро, а вы не знаете. Слушайте же, что вам предписано!
2:217. Мусульманам ненавистно сражение в запретные месяцы, поэтому они спрашивают тебя (о Мухаммад!): «Нужно ли вести сражение в запретные месяцы?» Скажи им, что вести войну в за-претные месяцы – большой грех, но отклонение людей от веры в Него и от Запретной мечети, изгна-ние посещающих её верующих в Аллаха и изгнание мусульман из Мекки, как делали ваши враги, – ещё больший грех перед Аллахом. Они причинили мусульманам вред, чтобы отвратить их от ислам-ской религии. А это – больше, чем убийство. Поэтому, сражение в запретные месяцы разрешается, чтобы остановить такого рода зло. О мусульмане, эти люди несправедливы, и они, не принимая ва-шей логики и справедливости, будут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если смогут. А благородные деяния тех из вас, кто ослабеет от их атак, отвратится от веры и умрёт невер-ным, станут тщетными в ближайшей и в будущей жизни. Эти – обитатели огня, они в нём останутся навечно!
2:218. Те, которые искренне уверовали и оставили родину (переселились из Мекки в Медину), защищая исламскую религию и борясь на пути Аллаха, получат большую награду от Аллаха и Его милость, даже если они не всегда исполняли свои обязанности должным образом. Ведь Аллах Про-щающ, Милосерд!
2:219. Тебя спрашивают (о Мухаммад!) о вине и майсире. Скажи, что в них обоих – большой грех: вред для здоровья, ума и денег, они вызывают ненависть и пробуждают агрессивность среди людей, хотя иногда бывает и польза (забава или лёгкий выигрыш). В них греха больше, чем пользы, и нужно от них уклоняться. Тебя спрашивают также о том, сколько надлежит издерживать на благо-деяния. Скажи им, чтобы они расходовали на благодеяния и благотворительность из того, что они могут экономить и им нетрудно раздать. Так Аллах разъясняет вам айаты, содержащие наставле-ния, – может быть, вы подумаете о результатах ваших поступков в ближайшей и в будущей жизни!
2:220. И они спрашивают тебя (о Мухаммад!) о сиротах и о том, что ислам говорит об обязан-ностях к ним. Скажи, что благодетельствовать им – доброе дело. Возьмите их к себе домой и обра-щайтесь с ними так, чтобы исправить их, а не испортить. Они – ваши братья в ближайшей жизни. Аллах знает, кто совершает зло, а кто творит добро. Остерегайтесь! Ведь если бы захотел Аллах, Он бы вас обездолил и оставил бы их, не указывая на то, что нужно делать. И тогда бы они воспитыва-лись на ненависти к обществу, и это нанесло бы урон вашей общине, потому что угнетение и презрение к сиротам вызовет в них ненависть к общине и приведёт к её порче. Поистине, Аллах – Великий, Мудрый и предписывает вам только то, что полезно!
2:221. Не запрещено общаться с сиротами, а запрещено общаться с многобожниками. Верую-щий не должен жениться на многобожнице, пока она не уверует. Богатство, красота и знатное происхождение идолопоклонницы не должны привлекать верующего. Верующая женщина, будучи рабыней, лучше, чем свободная идолопоклонница, владеющая богатством и наделённая красотой. Не выдавайте ваших женщин замуж за идолопоклонников, не верующих в небесные Книги, пока они не уверуют в Аллаха. Поистине, раб, который уверовал в Аллаха, лучше идолопоклонника, хотя бы он и нравился вам. Идолопоклонники склоняют своих жён к нечестию и идолопоклонству, они ведут их прямо в пламя ада. Аллах же ведёт вас по прямому пути в рай и к прощению, если вы отстранитесь от идолопоклонников. Аллах разъясняет Свои установления и руководство людям. Может быть, они опомнятся и будут благочестивыми!
2:222. Они спрашивают тебя (о Мухаммад!) о менструациях и возможности половых сношений с жёнами в этот период. Скажи им, что это время недуга у жён. И не прикасайтесь к ним, пока у них не пройдёт кровотечение, и они не очистятся. Когда они очистятся, входите к ним так, как повелел вам Господь. Кто нарушит это указание, должен просить прощения у Аллаха. Поистине, Аллах лю-бит тех, которые обращаются к Нему с раскаянием, и тех, которые содержат себя в чистоте.
2:223. Ваши жёны – нива для вас, где вы культивируете ваш посев потомства. Они – ваше поле, где вы культивируете свои чувства и любовь, направленные на достижение цели, ожидая удовольствия и удовлетворения. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете, но предварительно делайте что-либо благое и для душ ваших. Вам разрешается иметь нормальные половые сношения с женщинами, как повелел Аллах. Знайте, что вы встретите Его и будете перед Ним отвечать. Обрадуй верующих великой наградой от Аллаха, если они повинуются Ему.
2:224. Не следует часто произносить имя Аллаха в ваших клятвах. Это не подходит великому имени Аллаха. Прекратите часто, без надобности клясться именем Аллаха, тогда вы будете более благочестивы, богобоязненны и сможете примирить людей. Вас будут больше уважать, доверять вам и слушать ваши наставления. Поистине, Аллах слышит вас и знает степень вашей веры и ваши наме-рения. Ведь Аллах – Всеслышащий, Всезнающий!
2:225. Аллах прощает вас за некоторые клятвы. Он не наказывает за пустословие в ваших клят-вах, данных без злого умысла в ваших сердцах, и не взыскивает с вас за клятвы, которые вы даёте, будучи уверенными в том, что что-то произошло, а на самом деле вы заблуждались. Но Аллах нака-зывает за то, что схоронилось в ваших сердцах и за ложные речи, подтверждаемые клятвой. Поисти-не, Аллах – Прощающий и терпимый к тем, которые раскаиваются и в сердцах которых нет дурных намерений!
2:226. Те, которые поклянутся не иметь более супружеских отношений со своими жёнами, должны выждать четыре месяца. И если в это время они опять вступят в супружеские отношения, то брак продолжает оставаться действительным, но сами они должны искупить свои клятвы. Поистине, Аллах Прощающ, Милосерд и примет их искупление!
2:227. Если же они не возвратятся к ним в течение этого периода, они повредят своим жёнам. В таком случае им надо решиться на развод. Аллах Всеведущий слышит их клятвы, знает их состояние и воздаст им в День воскресения.
2:228. Разведённая женщина должна выждать три периода (менструации), не думая о новом за-мужестве, пока не убедится, что не беременна. Этот период выжидания (идда) даёт возможность также восстановить брак. Женщинам не разрешается скрывать то, что создал Бог в чревах их, если они верят в Аллаха и в Последний день. Их мужья в этом случае имеют право вернуть своих жён и восстановить супружеские отношения, если они желают примирения. Жёны имеют столько же прав, сколько и обязанностей, согласно принятому шариату. Но у мужей прав на степень больше. Ведь они ответственны за сохранение брака и за детей. Поистине, Аллах – Всемогущий, Великий и Мудрый!
2:229. Развод разрешается двукратно. Брак может быть возобновлён в том случае, если они смогут уладить недоразумения и примириться друг с другом согласно законам Аллаха. В таком слу-чае муж может вернуть жену во время «идда» или вновь жениться на ней, если он желает примире-ния, справедливости и хороших отношений с ней. В противном случае нужно отпустить её пристой-ным образом. Вам не позволяется брать что-либо из того, что вы ей даровали, разве только вы оба опасаетесь, что не сумеете выполнить брачных обязанностей, установленных Аллахом. И над вами обоими не будет греха, если жена выкупит себя ради достижения развода. Это уставы Аллаха, и не нарушайте их. Те, которые нарушают уставы Аллаха, – неправедны, и относятся несправедливо к себе и к обществу.
2:230. Если муж дал развод жене в третий раз (после двух предыдущих разводов), то после это-го ему не разрешается (по законам шариата) её вернуть, пока она не выйдет замуж за другого. Если же после этого второй муж даст ей развод, то нет греха в том, что они возвратятся друг к другу и за-ключат новый брак. Таковы уставы Аллаха, которые Он разъясняет людям верующим и обладающим знаниями.
2:231. При разводе со своими жёнами, пока не истечёт назначенный им срок (трёхмесячное ожидание, т. е. «идда»), вы можете вернуть их, если они будут согласны, и быть с ними впредь спра-ведливыми, и жить дружно или отпустить их с миром. Не удерживайте их насильно с эгоистической целью, чтобы причинить им зло. Кто так поступает, тот вредит себе. Он потеряет счастье в семейной жизни, доверие к нему других и навлечёт на себя гнев Аллаха. Не обращайте наставлений в айатах Аллаха, дающих вам ответственность за семью, в шутку, если вы даёте развод жёнам без основания, а возвращаете их, чтобы причинить им зло. Помните милость Аллаха к вам, Его заветы о семейной жизни и то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости (в качестве примеров и притчей), увещевая вас этим; бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах о каждой вещи всё знает. Он судит о вас на основе того, что вы делаете, и воздаст вам за это.
2:232. И при разводе со своими жёнами, когда истечёт определённый для них срок, не препят-ствуйте им, о вы, которые отвечаете за них, вступать в брак со своими бывшими мужьями или с кем-либо другим при условии, если оба согласятся благопристойным образом на новый брак и дружную жизнь. Этим увещевают тех, которые веруют в Аллаха и в будущую жизнь. Это способствует здоро-вым и чистым отношениям (далёким от распущенного сожительства). Поистине, Аллах знает интересы людей и их тайны, а они не знают!
2:233. Матери кормят своих детей два полных года; это – для тех, кто хочет завершить кормле-ние ради пользы ребёнка. А на том, у кого родился ребёнок, – обязанность кормить и одевать мать и ребёнка благопристойным образом в соответствии с его доходом. И не подвергайте мать огорчению за её ребёнка, давая на расходы меньше, чем полагается, и не лишайте её права держать ребёнка при себе. И не подвергайте огорчению отца, требуя на его ребёнка расходов, превышающих его возмож-ности. Не надо, чтобы ребёнок был причиной огорчения отца или матери. В случае смерти отца или его нетрудоспособности на наследнике ребёнка лежат такие же обязанности. Если оба (отец и мать) пожелают прекратить кормление ребёнка до завершения двух лет, имея в виду пользу для ребёнка, то нет греха на них. Если отец ребёнка захочет поручить ребёнка кормилице, не будет греха на нём при условии, что он будет честно давать кормилице то, что положено согласно обычаю. И бойтесь Бога, и знайте, что Аллах видит то, что вы вершите, и воздаст вам за это!
2:234. У тех из вас, кто покинет этот мир и оставит овдовевших жён, вдовы должны выждать четыре лунных месяца и десять дней (чтобы удостовериться, что они не в положении, а также в знак глубокой печали о муже). Когда же истечёт этот срок, не будет греха на людях, отвечающих за них, если вдовы будут вести образ жизни согласно шариату (т. е. выйдут замуж). Поистине, Аллах сведущ в том, что вы скрываете или делаете!
2:235. Нет греха над вами, мужчины, если вы достойным образом намекнёте женщине, что хо-тите посвататься к ней, когда она находится в установленном для неё сроке после смерти мужа, или скроете это намерение в своих сердцах. Он разрешил вам просто намекать, а не открыто говорить об этом. Не входите в беседы с ними тайно в этот установленный для них срок, а ведите с ними только пристойную речь. Нельзя заключать брачный союз до тех пор, пока не прошёл назначенный срок. Аллах знает, что вы скрываете в своих сердцах. Бойтесь наказания Аллаха и не делайте того, что Он запретил. Не теряйте надежды на милость Аллаха. Он Прощающ и Кроток, принимает покаяние от Своих рабов и прощает пороки. Ведь Аллах Прощающ, Кроток, Терпим и не наказывает сразу того, кто согрешил.
2:236. Нет греха над вами (мужьями), если разведётесь с теми жёнами, к которым вы не прика-сались и не скрепили договора о предбрачном даре. Отдайте им добровольно денежный дар как справедливую компенсацию за причинённое им огорчение согласно вашим возможностям и доходам. Этот дар является благодеянием для добродетельных.
2:237. И если вы даёте развод жёнам, к которым ещё не прикасались, но обусловили предбрач-ный дар (калым), жёны будут иметь право на половину обусловленного предбрачного дара от вас, разве только они сами простят (откажутся) или простит тот, в руке которого брачный договор. Им положена только половина предбрачного дара, но они могут получить и больше, если сам муж усту-пит жене вторую половину предбрачного дара. Если вы уступите, это будет ближе к благочестию и богобоязненности. Благо в добрых отношениях, потому что это способствует благопрятным отноше-ниям и любви между людьми. Ведь Аллах видит, что вы делаете, и наградит вас за это.
2:238. Строго соблюдайте молитвы и чтите их, а особенно чтите Среднюю молитву «аль-Аср» (Послеполуденную молитву)! Старайтесь быть смиренными в ваших молитвах и стойте перед Алла-хом благоговейно.
2:239. Если вы чувствуете опасность, то молитесь пешими или конными. Когда же опасность минует вас, и вы окажетесь в безопасности, выстаивайте молитву, как Аллах научил вас, поминая Его и благодаря Его за то, что Он научил вас тому, чего вы до этого не знали, и избавил вас от опасности.
2:240. Те, которые покинут этот мир и оставят после себя жену, должны завещать ей надел, не-обходимый на один год без выхода из дома. Никто не имеет права выгнать вдову из дома в течение этого года. А если она сама захочет уйти в течение этого года, то не будет греха над теми, которые отвечают за неё и разрешат ей делать, что она хочет, согласно законам шариата. Слушайте указания Аллаха и поступайте так, как Он повелел. Аллах может наказать того, кто нарушает Его законы. По-истине, Аллах – Великий, Мудрый и даёт Свои наставления в ваших интересах, а вы эту мудрость можете не понимать.
2:241. Для разведённых женщин – право получить надел (подходящее обеспечение) в благопри-стойном размере в соответствии с возможностями мужа, как подобает людям благочестивым. Так должны поступать богобоязненные.
2:242. Подобными толкованиями и увещеваниями в интересах людей Аллах разъясняет Свои знамения, предполагая, что вы будете поступать благоразумно.
2:243. Обрати внимание (о Мухаммад!) на рассказ о людях, которые покинули свои жилища, страшась смерти, – а их были тысячи. Они убегали от борьбы за Аллаха. Поэтому Аллах сказал им: «Умрите! И будьте униженными перед врагом». Но часть из них сражалась мужественно, и поэтому Аллах возвратил их общину к жизни, чтобы они поняли, что жизнь даёт только Аллах, которого мы должны благодарить, но большая часть людей – неблагодарны!
2:244. Если вы знаете, что, остерегаясь смерти, вы всё равно не избежите её, то старайтесь на пути Аллаха и жертвуйте собой ради Его учения. Ведь Аллах слышит, что говорят, боясь смерти, не участвующие в бою, и что говорят борющиеся на пути Аллаха, и знает, что скрывает каждый в своём сердце. Он награждает за добро добром и за зло – злом.
2:245. На борьбу за прямой путь Аллаха нужны средства. Жертвуйте же свои деньги на это. Да-вайте Аллаху хороший заем, дабы Он увеличил его во много раз. Он удерживает и подаёт, кому хо-чет, в ваших интересах. Вы к Нему будете возвращены, и Он наградит вас за то, что вы делали. Хотя удел – благо от Аллаха, Он назвал того, кто даёт деньги на борьбу на пути Аллаха заимодавцем, что-бы призвать людей жертвовать средства на эту борьбу и получить двойную награду за это в настоя-щей жизни и в будущей жизни.
2:246. Обрати внимание на странную просьбу знати сынов Исраила, что были после Мусы, ко-гда они сказали пророку своему: «Дай нам царя, который мог бы собрать нас и повести в сражение на пути Аллаха». Он сказал им, желая увериться в серьёзности их намерений: «Может быть, вы не будете сражаться, если вам будет предписано сражение?» Они отрицали, что такое может случиться, говоря: «Почему же не воевать нам на пути Аллаха, когда мы и дети наши были изгнаны из жилищ наших?» Когда же назначено было сражение, они отказались, кроме немногих из них. Таким образом, они не сдержали слова по отношению к себе, к своей религии, к своему пророку. Аллах знает об их поступке, и им будет воздаяние за него. Аллах знает нечестивых!
2:247. Их пророк сказал им: «Аллах послал вам Талута царём». Но знать была недовольна вы-бором Аллаха, говоря: «Как может быть у него власть над нами, когда мы более достойны власти, чем он? Ведь у него нет ни знатного происхождения, ни богатства». Их пророк ответил, что Аллах поставил его царём над ними, потому что у него есть преимущества в военных делах и знаниях, в управлении государством, а также в физической силе. Поистине, власть в руках Аллаха, и Он дарует её, кому пожелает, независимо от положения и богатства. Аллах – Вездесущий и Всеведущий! Он выбирает то, что в интересах людей.
2:248. Их пророк сказал им, что знамение его царствования будет в том, что он вернёт им ков-чег Торы, в котором будет остаток того, что оставил род Мусы и Харуна (Аарона); его принесут вам ангелы. Поистине, это знамение убедит вас, и вы признаете его, если вы истинно уверовали в Аллаха!
2:249. Когда Талут выступил с войсками в поход, он сказал: «Аллах будет испытывать вас ре-кой, подле которой будет проходить ваш путь. Не пейте из неё больше, чем можно зачерпнуть гор-стью: тот, кто выпьет больше, не будет среди моих воинов, потому что ослушался Аллаха». Но большинство из них пили из реки, не выдержав испытания. Талут и вместе с ним те, кто уверил, пе-решли реку. Увидев многочисленные вражеские войска, они сказали: «Мы не сможем сегодня сра-жаться с Джалутом (Голиафом) – их много, а нас мало, убежим от них!» Но те, которые верили, что им предстоит встретить Аллаха, сказали: «Не бойтесь! Сколько раз небольшие отряды верующих по-беждали многочисленные отряды неверных с помощью Аллаха!» Терпите! Аллах всегда с терпели-выми!
2:250. Когда верующие оказались перед Джалутом и его войском, они обратились к Аллаху, моля Его вселить в них твёрдость, укрепить их сердца терпением и даровать им победу над неверны-ми.
2:251. Они одержали победу над своим врагом с помощью Аллаха Всевышнего, и убил Дауд (Давид) – один из солдат Талута – Джалута, вождя неверных. И Аллах даровал Дауду царство после Талута, и наделил его пророчеством, мудростью, полезными знаниями, и научил его тому, что Ему было угодно. Аллах всегда помогает тем, которые делают то, что улучшает жизнь на земле, а не тем, которые разрушают её. Если бы Аллах не направлял Своих воинов против злодеев, чтобы покончить с их злодеяниями, а злодеев – к вражде друг с другом, то земля переполнилась бы бедой. Поистине, Аллах – Обладатель щедрости для обитателей миров – Своих рабов!
2:252. Эта история из знамений Аллаха. Мы открываем их тебе (о Мухаммад!) как притчу для тебя и свидетельство того, что ты – истинный посланник; и чтобы ты знал, что Мы поможем тебе победить врагов, как помогли предыдущим посланникам. И действительно, ты – один из посланников!
2:253. Всем посланникам, о которых Мы упомянули, Мы даровали разные качества и преиму-щества и возвысили в разной степени. С некоторыми, как с Мусой, Аллах говорил непосредственно, некоторых Аллах вознёс степенью выше других, как Мухаммада, которому было ниспослано по-следнее Божественное Писание (в котором установлен шариат). Среди посланников был Иса, сын Марйам, которому Мы даровали ясные знамения, – воскрешение мёртвых, лечение прокажённых. Мы подкрепили его Духом Святым (Джибрилом). Эти посланники призывали людей к прямому пути Аллаха. И если бы захотел Господь, люди не враждовали бы после ясных знамений посланников Аллаха и не разошлись бы. Но Аллах не захотел этого, и они затеяли раздоры и разошлись И среди них были такие, которые уверовали, и такие, что не веровали. Поистине, Аллах Мудр и делает то, что пожелает.
2:254. О вы, которые уверовали в Аллаха и в Судный день! Из тех благ, что Аллах даровал вам, расходуйте на благодеяния и делайте это, прежде чем придёт День, в который не будут приняты в защиту за грехи ни дружба, ни заступничество ни от кого, кроме Аллаха. Неверные будут страдаль-цами, потому что не ответили на призыв следовать по прямому, справедливому пути Аллаха.
2:255. Аллах – нет божества, кроме Него, и только Ему мы должны поклоняться. Аллах – Жи-вой, Сущий и хранит существование всех людей. Его не объемлет ни дремота, ни сон; Он один вла-деет тем, что в небесах и на земле; и нет Ему равных. Кто заступится за другого перед Ним без Его дозволения? Аллах – слава Ему Всевышнему! – знает всё, что было и что будет. Никто не может по-стигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит. Трон Аллаха, Его знания и Его власть обширнее небес и земли, и не тяготит Его охрана их. Поистине, Он – Всевышний, Единый и Великий!
2:256. В религии нет принуждения. Прямой путь истины уже ясен знамениями и отличается от пути заблуждения. Кто верует в Аллаха и отверг веру в идолопоклонство и всё, что отклоняет его от Истины Аллаха, тот уже обрёл надёжную опору, которая сохранит его, чтобы он не упал в бездну неверия в Аллаха. Поистине, Аллах слышит всё, что вы говорите, и знает всё, что вы делаете, и Он наградит вас за всё праведное, что вы вершите!
22:257. Аллах – Друг верующих, их Сторонник и Защитник. Он выводит их из мрака сомнений и колебаний к Свету истины, религии и покоя. Покровители неверных – идолы, шайтаны и распро-странители дьявольского зла и заблуждения, которые отклоняют их от Света веры, ясной знамения-ми, к мраку идолопоклонства и неверия. Эти – обитатели огня, они в нём вечно пребудут!
2:258. Разве ты не знал (о Мухаммад!) того, кто, как слепой, не видел знамений веры и препи-рался с Ибрахимом о Господе и Его Единстве? Поистине, он ослеп и обманулся своей властью, дан-ной ему Аллахом, что отклонило его от Света веры и направило к мраку язычества. Ибрахим сказал ему: «Аллах дарует нам жизнь и смерть». Но тот ему ответил, что он тоже дарует жизнь и смерть, когда решает убить или помиловать человека. Ибрахим сказал: «Вот Аллах повелевает солнцу восходить с востока, ты вели ему взойти с запада, если ты действительно Господь, как ты говоришь!» Тот, который не верил, был повергнут в смущение и перестал препираться с Ибрахимом после упомянутого довода, который показал его невежество и тщеславие. Аллах не ведёт праведным путём неверных!
2:259. Подумай о значении этой истории: проходящий мимо разрушенного селения (Иерусали-ма) сказал: «Как может Аллах оживить обитателей этого селения после их смерти?» Тогда Господь умертвил его на сто лет, потом оживил и спросил его: «Сколько времени ты пробыл здесь?» Он ответил, не чувствуя времени, что пробыл здесь день или часть дня. Тогда Господь сказал ему, что пробыл он здесь долгих сто лет. Аллах обратил его внимание и на другое знамение: «Посмотри на твою пищу и твоё питьё, их не коснулась порча; взгляни на своего осла – груду костей. Мы сделали это, чтобы ты воочию убедился, что Мы можем оживить мёртвого, а также, чтобы сделать тебя знамением для людей. Посмотри на кости, как Мы их собираем, потом одеваем в плоть и воскрешаем». И тогда ему ясно стало могущество Аллаха Всевышнего, и он сказал: «Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью, Всемогущ!»
2:260. И вспомни также историю Ибрахима, когда он попросил Аллаха показать, как Он ожив-ляет мёртвых. Аллах спросил Ибрахима: «Ужели ты до сих пор не уверил?» Ибрахим ответил, что он уверил, но хочет увидеть это своими глазами, чтобы больше успокоилось его сердце. Тогда Аллах сказал: «Возьми четырёх птиц, зарежь их, разрежь на части и помести их на разных холмах, а потом позови их к себе: они быстро прилетят к тебе. Знай же, Ибрахим, что Аллах Всемогущ и Мудр». Если Он пожелает что-нибудь, то только скажет: «Будь!» – и оно бывает.
2:261. Те, которые расходуют своё имущество на благо на пути Аллаха, повинуясь Ему, за что будут вознаграждены, подобны зерну, которое выращивается в доброй земле и порождает семь ко-лосьев, а в каждом колосе – сто таких же зёрен. Это – награда Аллаха за расходы в нашей жизни на пути Аллаха. Аллах удваивает награждение тому, кому Он пожелает. Поистине, благость Аллаха велика! Он знает, кто достоин награды, а кто недостоин.
2:262. Тем, которые тратят из своего добра на пути Аллаха и своих пожертвований не сопрово-ждают хвастовством, упрёками и обидами в адрес тех, кому помогают, будет большая награда от их Господа. Им не будет страха, и не будут они в печали.
2:263. Доброе слово, которое успокаивает души и не унижает достоинства бедных перед други-ми, лучше, чем милостыня, за которой следуют укор и обида. Аллах, Славный, Всевышний, – богат, и не нуждается в милостыне, за которой следуют обида и попрёки. Аллах посылает бедным добрый, чистый удел, и Он не торопится с наказанием того, кто не даёт милостыню. Может быть, они пойдут по пути Аллаха и будут помогать бедным!
2:264. О верующие! Не теряйте награду Аллаха за ваши благодеяния, сопровождая их попрёка-ми или обидой и показывая людям, что вы оказываете благодеяния нуждающимся; иначе вы уподо-битесь тем, которые тратят своё имущество ради славы или похвал от людей, не веря в Аллаха и в Судный день. Лицемер, который таким образом оказывает помощь, подобен гладкой скале, покрытой землёй, на которую обрушился ливень и смыл землю, оставив скалу голой. Как ливень смывает с гладкой скалы плодородную землю, попрёки, обида и лицемерие стирают награждение Аллаха за такую милостыню. Бесплодными будут такие деяния и не будет награды за них. Это – качества, присущие язычникам. Отклонитесь от этих качеств. Аллах не ведёт неверных по прямому пути к благу.
2:265. Те, которые расходуют из своего имущества, желая быть угодными Господу, стремясь к укреплению своей веры, подобны хозяину сада на тучном холме, дающего плоды и при небольшом дожде и когда прольётся на него обильный дождь. Если пройдёт ливень, сад даст плоды вдвойне, но и при небольшом дожде сад даёт плоды, потому что земля плодородная. У искренне верующих не пропадают благие дела. Аллах видит всё, что вы делаете!
2:266. Разве хотел бы кто-нибудь из вас обладать садом, полным пальм и виноградных лоз, в котором бы текли ручьи и в котором бы были всякие плоды; и наступила бы старость в то время, как у него были малые дети; и налетел бы ураган, и молния сожгла бы этот сад, так нужный хозяину в старости? Таким будет тот, кто даёт милостыню и сопровождает её попрёками, обидой и лицемери-ем, перечёркивая то доброе, что он сделал. Так разъясняет Аллах вам Свои знамения, – может быть, вы уразумеете!
2:267. О вы, верующие! Расходуйте лучшее из того, что вы зарабатываете, или из того, что да-рует вам земля. Не жертвуйте того, от чего бы вы отказались сами, если бы вам это предложили; а если бы и взяли, то только закрыв глаза. Знайте, что Аллах богат, и Ему не нужны ваши неискренние благодеяния. Он достоин славы за то, что направляет вас к благодеяниям и благочестию.
2:268. Шайтан пугает вас бедностью и старается отвратить вас от благодеяний, чтобы вы не расходовали имущество на богоугодные дела, а соблазняет вас быть скупыми, не давать милостыню и совершать непристойные дела. Аллах обещает вам Своё прощение и милость. Он знает все ваши поступки и дела.
2:269. Аллах дарует мудрость тому, кому пожелает, чтобы он был справедлив в речах, поступ-ках и делах. Кому дарована мудрость, тому даровано великое благо от Аллаха. Только разумные лю-ди понимают знамения Аллаха и следуют знамениям и увещеваниям Корана, потому что хорошо по-нимают истину и не поддаются скверным страстям.
2:270. Что бы вы ни израсходовали на благие дела или на дурные дела, Аллах знает и воздаст вам за это. Какой бы обет вы ни дали Аллаху, Ему известно об этом. Те неверные, которые тратят имущество ради тщеславия, а не ради Аллаха, или сопровождают свою милостыню попрёками и обидой, или расходуют на нечестивые дела, у них не будет заступников в Судный день, чтобы защи-тить их от мучений в последующей жизни.
2:271. Если вы открыто будете творить милостыню, но без лицемерия, то хорошо; а если вы скроете её, подавая бедным, чтобы они не стеснялись, то это – лучше для вас. Поистине, Аллах про-щает за это ваши прегрешения. Он знает, что вы скрываете в своих сердцах и что объявляете. Он знает ваши намерения во всём, что вы делаете открыто или тайно.
2:272. Не на тебя (о Мухаммад!) возложена ответственность вести их праведным путём или за-ставить их творить добро. Твоя ответственность в том, чтобы донести до них заповеди Аллаха, а Он ведёт прямым путём того, кого захочет, и открывает их сердца к истинной вере. Чтобы вы ни потра-тили на добродеяния и помощь другим – только для вас. Аллах наградит вас за это, если только вы стремитесь выполнить свои обязанности перед Богом и удовлетворить свои верующие сердца и свою совесть. Что бы вы ни пожертвовали на благие дела, вам будет полностью воздано за это, и вы не будете обижены!
2:273. Среди бедных, на которых нужно жертвовать, те, которые сражались, защищая веру, и, вследствие этого, страдая от физических недостатков, отражающихся на трудоспособности, не могут работать и зарабатывать деньги. Они горды и ничего не просят. Их скромность побуждает незнающего подумать, что они живут в достатке, но ты можешь по разным признакам узнать, как они нуждаются. Что бы вы ни пожертвовали из добра вашего, Аллах знает об этом, и вам будет полная награда за это.
2:274. Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою на-граду у Господа. Они не боятся за своё будущее и не огорчаются за то, что миновало их из мирских благ. Нет страха над ними, и не будут они печальны!
2:275. Те, которые дают деньги в рост, будут лишены душевного равновесия и спокойствия в работе, в поступках и т. д., подобно тому, кого поверг в безумство шайтан своим прикосновением. Они говорят, что торговля и ростовщичество – одно и то же, так как в обеих операциях есть обмен и прибыль, и поэтому оно должно быть разрешено. Аллах объявил, что разрешено и что запрещено, – это не их дело, – и того сходства, про которое они говорят, не существует. Аллах разрешил торговлю, но запретил ростовщичество. Тот, кто послушен заветам Аллаха и удержится от ростовщичества, тому будет прощено то, что было в прошлом до запрещения ростовщичества: дело его принадлежит Аллаху и Его прощению. Те, кто эту мерзость повторяет, – обитатели огня, они в нём вечно пребудут!
2:276. Аллах запрещает заниматься ростовщичеством и уничтожает прибыль от роста. Он уве-личивает имущество, из которого даётся милостыня, и воздаёт за неё. Аллах не любит тех, которые настаивают на разрешении запретного Им (как ростовщичество), не любит тех, которые продолжают заниматься ростом. Поистине, Аллах не любит нечестивца!
2:277. Те, которые уверовали в Аллаха, слушали Его увещевания, творили благие дела, совер-шали молитвы, давали очистительную милость (закят) – им великая награда от Господа их. Нет стра-ха над ними за будущее, и они ни в чём не будут печальны!
2:278. О вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха и почувствуйте в своих сердцах почтение к Нему, и перестаньте требовать от людей то, что остаётся вам из роста, если вы истинно верующие.
2:279. Если же вы не оставите ростовщичества, как приказал вам Аллах, то знайте, что у Аллаха и Его посланника будет война с вами: война веры против неверия; но если вы покаетесь, то при вас останется только ваш капитал, ни больше и не меньше. Не берите больше, несмотря на причину долга, потому что рост, который вы берёте, представляет несправедливость по отношению к людям. И не берите меньше, чтобы не быть обиженными!
2:280. Если же ваш должник отягощён бедностью, то ждите, пока его дела не улучшатся. Но оказать ему милость, простив ему долг или часть его, – лучше для вас, если вы знаете и понимаете Послание Аллаха, в котором Он учит вас быть щедрыми, великодушными, гуманными.
2:281. Бойтесь того Дня, когда вы все вернётесь к Аллаху, и каждая душа получит сполна за то, что приобрела она себе (из добра или зла), и не одна из них не будет обижена.
2:282. О вы, которые уверовали, если берёте в долг деньги или что-либо другое, или купили что-то в кредит, или вошли в коммерческую сделку между собой на определённый срок, то записы-вайте это, чтобы оберегать свои права и избежать позже всяческих недоразумений. Писец, который составляет расписку (договор, контракт и т. д.), должен делать это по справедливости. Писец не дол-жен отказываться писать, а должен благодарить Аллаха за то, что Он научил Его тому, чего он не знал. Тот, кто занимает, пусть диктует, но он должен бояться Бога, Господа своего, и ничего не убав-лять из того, что занимает. Если тот, кто занимает, малоумен и не может оценить как следует ситуа-цию, или слаб здоровьем, или совсем молод, или слишком стар, или немой и не может диктовать, или не знает, как составить официальный документ, тогда пусть диктует, который за него отвечает, в соответствии с шариатом по справедливости. И для засвидетельствования призовите двух мужчин. А если не найдёте двух мужчин, то берите в свидетели мужчину и двух женщин, которых вы согласны взять в свидетели. И если одна собьётся в показаниях, то другая ей поможет вспомнить. Свидетели, когда их призовут, не должны отказываться от свидетельства. Не пренебрегайте распиской о долге, большой он или малый, указывая срок уплаты. Это справедливо перед Богом и соответствует шариату, удобно для свидетелей и для устранения всяческих недоразумений. Но если будут между вами какие-либо личные торговые обороты или сделки и если это будет торговлей наличной, не будет вины на вас, если вы не будете давать расписок. При коммерческих операциях, в частности, при продаже чего-нибудь, договариваясь между собой, берите свидетелей. Над свидетелем и над писцом не должно быть насилия. А если вы причините им неприятности, то это будет неповиновением Аллаху. Бойтесь Аллаха и почувствуйте в своих сердцах Его Величие и почтение к Его увещеваниям. Это обяжет вас придерживаться справедливости. Аллах показывает вам ваши права и обязанности перед Ним. Он знает все ваши поступки.
2:283. Если вы находитесь в пути и нет писца, чтобы написать расписку о долге, то кредитор берёт у должника залог как гарантию. Если человек доверяет что-то другому человеку, полагаясь на его честность, то тот при первом требовании должен вернуть доверенное. Он должен думать об Ал-лахе, сохранять сильную веру в своём сердце и бояться Аллаха, моля Его, чтобы не иссякло Его бла-го к нему в здешней жизни и в последующей жизни. Не скрывайте свидетельства, когда вас призовут свидетельствовать. Тот, кто скрывает свидетельства, – грешник, с нечистым сердцем. Поистине, Аллах знает то, что вы делаете, и наградит или накажет вас по вашим делам.
2:284. Знайте, что Аллаху принадлежит всё, что в небесах и на земле! Вы должны понимать, что всё то, что вы обнаруживаете или скрываете в ваших душах, знает Аллах Всеведущий и взыщет с вас за это в Судный день. Тогда Он простит, кого пожелает, и накажет, кого пожелает. Поистине Аллах Всевышний всемогущ над нами!
2:285. Посланник Мухаммад – да благословит его Аллах и приветствует! – уверовал в то, что ниспослано ему от Творца его, уверовали в это и верующие. Каждый из них верует в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они верят во всех посланников Аллаха, с почтением относятся ко всем, говоря: «Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников». Они подтвердили веру, укрепившуюся в их сердцах своими словами: «Мы услышали и повинуемся! Прощение Твоё, Господи, нам, и к Тебе наше возвращение!»
2:286. Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё. Каждой душе – то, что она приобрела: награда за добро и наказание за зло. Вы, которые уверовали, обратитесь к Аллаху и просите: «Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или погрешили. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на тех, кто был раньше нас! Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам невмочь. Избавь нас, прости нам и помилуй нас! Ты – наш Владыка, помоги же нам про-тив народа неверного, чтобы возвысилось Твоё Слово и распространилась Твоя религия!»

Оставьте комментарий

avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


«Поистине одни проявления ревности Аллах любит, а другие ненавистны Ему, – это ревность в тот момент, когда нет никаких подозрений» пророк Мухаммад. Думаю, что каждый человек в своей жизни не раз испытывал чувство ревности, недаром считается, что это...

В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1437

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф