Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Вторник
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Мусульмане Литвы: вместе через столетия

Дата: 26.08.2010 Версия для печати
Мусульмане Литвы: вместе через столетия

В Вильнюсе скоро должно начаться строительство мечети. Эта новость стала очень обсуждаемой в последнее время. Мнения людей разделились: одни считают, что Литве не нужны религиозные центры мусульман, другие говорят, что если есть такая потребность, то строительство нужно разрешить

В Вильнюсе скоро должно начаться строительство мечети. Эта новость стала очень обсуждаемой в последнее время. Мнения людей разделились: одни считают, что Литве не нужны религиозные центры мусульман, другие говорят, что если есть такая потребность, то строительство нужно разрешить. Первые говорят, что государство сейчас не должно заниматься помощью религиозным сообществам, некоторые опасаются, что иноверцы могут создать проблемы, вторые ссылаются на историческое прошлое страны и мировой опыт. Чтобы разъяснить ситуацию, автор пообщался с муфтием мусульман Литвы Ромасом Якубаускасом.

Наша встреча была назначена в вильнюсском муфтияте. Придя по указанному адресу, я засомневался, верно ли его записал – обычный жилой дом в центральной части города, нижний этаж занимает ночной клуб. Небольшая деревянная вывеска около двери подъезда указывала, что все правильно, муфтият тут. Сам подъезд тоже абсолютно стандартный, по несколько квартир на каждой лестничной клетке, было сложно поверить, что за одной из этих дверей находится религиозный центр мусульман столицы. Воображение подсказывало, что в таком месте обязательно должны быть минареты с полумесяцами, но их не оказалось. Внутри все также скромно: Восток напоминали лишь закругленные арки дверей и ковер на полу.

- Как вам живется в такой обстановке: место явно не приспособлено для большого количества людей, по соседству ночной клуб?

- Конечно, тут неудобно, но другого места у нас нет. А клуб – ну что делать, мы же не можем его запретить.

- Похоже, что мечеть вам действительна нужна. Расскажите, как обстоят дела со строительством?

- Сейчас обсуждается вопрос о выделении участка, на котором будет находиться многофункциональный религиозный центр с мечетью, а также мусульманское кладбище. Скорее всего, это будет в районе Науйининкай. Необходимость строительства давно назрела. Вообще это не первая наша попытка получить место под мусульманский центр, но только сейчас дело сдвинулось с мертвой точки.

- А как к исламу относится государство?

- Государство помогает всем религиям, а ислам – это официально признанная религия Литвы. Вообще проблем с руководством или жителями не возникало никогда. На протяжении веков мусульмане в Литве мирно уживаются с христианами. Единственный период, когда ислам притеснялся, – во время польского управления, но и до этого, и сейчас государство всегда поддерживало нас. Так уж сложилось исторически, что мусульмане пришли на эту землю по приглашению правителей, и потому власть всегда относилась к нам лояльно. Так, например, в период независимости в Каунасе в 1933 году при значительной поддержке государства была построена мечеть. Сейчас она является центром нашей духовной жизни, хотя большинство мусульман живет в столице.

- Сколько мусульман в Литве?

- Согласно статистике, около трех тысяч, это касается татар, которые имеют свое крепкое сообщество и являются самыми активными, но в целом семь-десять тысяч. Конечно, сейчас население Литвы уменьшается, а мы такие же граждане и не выделяемся на общем фоне. Нас также коснулась и эмиграция, постоянно узнаю, что кто-то уехал из страны. Сюда же, напротив, никто не стремится, экономическая ситуация такова, что смысла в этом нет. Новых лиц в мечети я практически не вижу: иногда это студенты, количество которых в последнее время сильно уменьшилось, ведь учиться в Литве стало дорого, иногда торговцы машинами, остальные уже единичные случаи.

- Расскажите, как в Литве развивался ислам и татарская культура в частности?

- Считается, что во времена Витаутаса татарские воины были призваны сюда для помощи в борьбе с крестоносцами. Возможно, первые мусульмане были и раньше, но основная часть осталась с тех времен. Потом некоторые группы приходили сюда, некоторые уходили, те, кто не жил в отдельных татарских деревнях, со временем ассимилировались. Но и оставшиеся татары утратили свою культуру, и сейчас только религия скрепляет наше сообщество. Пропал фольклор, пропал язык. Люди перенимали обычаи местных жителей. В основном татары жили в районе Тракай, Виленском и Алитусском краях. Например, наши старые книги были написаны на смеси польского и русского языков. Раньше в этих местах было очень много татарских деревень, сейчас сохранились разве что названия, люди поразъехались. Народ там разговаривал «по-простому», и татары тоже. Даже в деревнях Алитусского края, где вроде бы историческая Литва, наши деды и прадеды до сих пор говорят на этом ломаном языке, который вроде польский, но и похож на русский.

Последним разрушительным этапом для нашего сообщества были годы советской власти. У татар всегда было много земли, которую получили наши предки за участие в войнах на стороне Великого княжества Литовского. Их называли «кулаками», высылали в Сибирь, отбирали участки, а что делать в деревне без земли? Были попытки создать татарские колхозы, но как-то не сложилось. Многие люди перебрались в города и там очень быстро пропали.

Когда татары пришли на эту землю, они селились не только на территории современной Литвы, но и в Польше, Беларуси. Самое большое сообщество именно там. Конечно, мы поддерживаем связь, ведь все мы родственники. Раньше численность татар на этих землях достигала ста тысяч человек, сейчас намного меньше.

- Вы сказали, что национальная культура не сохранилась. Предпринимаются ли какие-нибудь попытки ее восстановления?

- В XVII веке пропал язык, а когда нет языка, невозможно сберечь культуру. Сейчас татары, которые переехали сюда в советское время и еще помнят язык, стараются обучить местных. Для детей созданы специальные школы наподобие воскресных, где молодежь обучают основам нашей религии и культуры.

Да, наша культура в Литве исчезла, но и в местную татары внесли немалый вклад. Большинство, наверное, не знает, но многие слова и названия имеют тюркское происхождение. Например, такие обычные слова, как лук или ковер в литовском языке (svogūnas, kilimas). У татар всегда было три основных занятия – это земледелие, кожевенное и военное. 27 генералов вышло из нашей общины, а уланские отряды, созданные на основе татарской конницы, участвовали в сражениях вплоть до Первой мировой войны. Существуют они и по сей день, но уже не как боевые.

- Когда говорят про литовских татар, почти всегда упоминают и караимов. Какая связь между этими народами?

- На самом деле небольшая. Просто мы пришли на эту землю в одно время. И хотя тюркские народы вышли из примерно одного региона, и языки были схожими, но особой связи и контактов между нами нет. В первую очередь это касается религии, как я уже говорил, это то, что скрепляет сейчас татар Литвы. Татары это мусульмане. У караимов - своя вера, которую иногда иудеи причисляют к своей, а иногда нет. Они признают только Ветхий Завет. Какова религиозная принадлежность караимов на самом деле, лучше спрашивать их самих, я не эксперт в этом деле. Воинами, которых пригласил сюда Витаутас, были татары, караимы были скорее помощниками. Их всегда было меньше. В сознании местных жителей наши народы являются практически единым целым, хотя это совсем не так.

- Поделитесь своими планами на будущее.

- Основная задача сейчас - это построить мечеть в столице. В самом Вильнюсе мечеть стояла столетия, несколько раз она перестраивалась, но в шестидесятых годах ХХ века была разобрана, хотя улица Мečetės называется так до сих пор. Так что правильнее говорить не о появлении, а о возрождении мечети. Конечно, мы не думаем о строительстве на историческом месте, в районе Лукишкес, сейчас там другие здания и это было бы слишком сложно. Раньше в этом месте располагалась татарская деревня, сейчас же это почти центр города. Поэтому мы подходим к этому вопросу практично, и согласны на другое место. Участок, о котором сейчас идет речь, нас устраивает, хотя каким он будет точно, мы пока не знаем. В том месте располагается мусульманское и караимское кладбище, и мы бы хотели расширить мусульманскую часть, благо, что такая возможность есть. Нам давно необходимо здание, где мусульмане могли бы совершать молитвы, обучать своих детей, проводить похороны.

А те люди, которые выступают против какого бы то ни было развития мусульман в Литве, просто не знают истории своей страны. Наш народ живет здесь не первое столетие, и никогда из-за вероисповедания не возникало проблем. Мы никому не навязываем нашу веру, не агитируем на улицах, не раздаем книги. Если человек приходит в ислам, то делает это по велению своего сердца. Если бы мы действительно стремились привлечь в свою веру местных жителей или как-то навредить им, как этого боятся некоторые, то за более чем шесть веков мы бы достигли в этом направлении каких-нибудь успехов. Литва уже могла бы стать мусульманской страной. Но нам этого не надо, мы просто хотим спокойно жить на земле наших предков, сохраняя то немногое, что у нас осталось. Те местные люди, которые приняли ислам, сделали это сами. Их около ста человек и никого из них не заманивали или не принуждали сделать это.

Понимаю, что есть разные мусульмане, так же, как и остальные люди. Обидно, что из-за некоторых тень падает на все наше сообщество. Надумываются проблемы терроризма, но в Литве никто от него не пострадал, и если кто-нибудь мне покажет такого человека, хотел бы на него посмотреть. Существуют проблемы, которых действительно стоит бояться, например, алкоголизм или аварийность на дорогах, от которых действительно страдают люди. Мусульмане – нормальные люди, такие же, как и остальные. Они могут интегрироваться в общество, и мы видим это на примере татар, которые составляют мусульманскую основу Литвы.

Люди боятся того, чего не знают. Когда татары открыли памятник Витаутасу в Райджяй, отовсюду раздавались похвалы; когда зашел разговор о строительстве мечети, появилось очень много недовольных. Те, кто знают мусульман, прекрасно с ними общаются. И не надо думать, что страну заполонят мусульмане, никто сюда не стремится, наоборот, в каждой семье, и в моей тоже, есть родственники, которые уехали на заработки в другие страны. Мы такие же граждане, как и остальные, у нас те же проблемы.

Артем Калюгин, Литовский курьер

Фото: Литовский курьер


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 387

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф