Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Вторник
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

«Никто в Египте не в состоянии получить большинства в парламенте»

Дата: 10.10.2011 Версия для печати
«Никто в Египте не в состоянии получить большинства в парламенте»

Об особенностях стартующей избирательной кампании в Египте "Голосу России" рассказал директор Центра стратегических исследований "Аль-Ахрам" Дыя Рашван

Об особенностях стартующей избирательной кампании в Египте "Голосу России" рассказал директор Центра стратегических исследований "Аль-Ахрам" Дыя Рашван.

12 октября в Египте начинается регистрация партийных списков для предстоящих в ноябре парламентских выборов. Между тем вопросы демократии являются в настоящий момент приоритетными для менее чем одного процента египтян, а политическим партиям доверяет менее четверти жителей Египта. Об этом свидетельствуют опубликованные в Каире в воскресенье данные опроса общественного мнения.

Его провел авторитетный Центр стратегических и политических исследований "Аль-Ахрам". Согласно итогам исследования, в настоящий момент египтян больше всего беспокоят разгул преступности и ухудшающаяся экономическая ситуация. Не может не тревожить египтян и ситуация в межконфессиональных отношениях внутри страны – а наличие проблем в этой области еще раз продемонстрировали недавние события в Каире.

О расстановке политических сил перед выборами "Голосу России" рассказал в Каире директор Центра стратегических исследований "Аль-Ахрам" г-н Дыя Рашван:

- В преддверии парламентских выборов в Египте разгорается борьба между политическими партиями. Нет ли опасности того, что кто-то возьмет власть в свои руки отнюдь не демократическим способом?

- Сегодня все политические силы говорят только о том, что единственный путь развития Египта после революции – это демократический. Об этом же заявляет Высший военный совет Египта. Пока нет признаков того, что возможен военный переворот. И ни одна из политических групп не собирается захватывать власть насильственным способом. И это несмотря на то, что политическая борьба очень острая. В ближайшем будущем ситуация останется такой же, хотя в перспективе все возможно, это во многом зависит от взаимодействия политических сил, особенно во время выборов.

Не исключено, что есть какие-то группы лиц, которые хотели бы разжечь насилие в стране, чтобы воспользоваться этим поводом для более активного вмешательства в ситуацию со стороны силовиков. Повторюсь, однако, что единственный способ выстроить систему политической власти после революции – это проведение парламентских и затем президентских выборов.

- Многие сегодня говорят о возможности впечатляющей победы исламистов на выборах. Речь идет о "Партии свободы и справедливости", являющейся политическим крылом "Братьев-мусульман". Вы согласны с таким прогнозом?

- Есть разные точки зрения. Но я уже более 25 лет занимаюсь изучением политической ситуации в Египте и с таким прогнозом не согласен. Надо иметь в виду, что исламисты и сами не так уж активно стремятся к тому, чтобы получить большинство. Слишком много сейчас тяжелых экономических и политических проблем. А еще возникает вопрос - сколько людей на самом деле готовы за них проголосовать? Во времена Хосни Мубарака за представителей мусульманских движений голосовало не более 12% или 15% избирателей. И даже когда, бывало, они набирали больше, это было скорее протестное голосование, чем истинная поддержка.

В марте этого года мы провели интересный опрос, результаты которого показательны: участие в выборах – мы берем реальные показатели, а не нарисованные - было при прежнем режиме около 45%. Сейчас этот показатель повысится до 60% от общего числа избирателей. То есть на выборы придут не все, а те, кто придет, не обязательно отдаст свои голоса "Братьям-мусульманам". Так что ни они, и никакая другая из политических сил не в состоянии получить большинства в парламенте.

- Я заметила, что политики в Египте много рассуждают о недостатках прежнего режима, но почти ничего не говорят о своих собственных программах. В том числе – в экономической сфере. Почему так? Ведь многие проблемы Египта имеют ярко выраженную экономическую составляющую.

- Вы правы. Социально-экономические программы почти отсутствуют, особенно у новых движений. У старых партий такие программы все-таки имеются. Я говорю о давно существующих левых, националистических или либеральных движениях. Тем не менее, все считают, что главное сегодня – это политика. Надо сменить политический режим, а потом уже реализовывать экономические программы. Переход от одной политической системы к другой – это все-таки политический процесс, и сейчас это главное. Да, есть протесты экономического характера, забастовки, но их первопричина – недостатки политической системы. Посмотрим, кто победит на выборах.

- В истории многих стран уже бывало, когда политики для решения сложных экономических проблем развязывали войны – как они надеялись, "маленькие и победоносные". Есть ли, на ваш взгляд, такая опасность для Египта?

- В нашей истории мы воевали только на восточном направлении, то есть с Израилем. В 1970-х при Анваре Садате были столкновения на границе с Суданом. Но войны были только с израильтянами. Египет, я уверен, никогда не будет инициатором новой войны, а что на этот счет думают в Израиле – это их надо спросить. За исключением 1973 года, когда арабы попытались освободить оккупированные земли, все остальные войны начинали израильтяне.

- Тем не менее многие египетские движения, а особенно "Братья-мусульмане", требуют отмены подписанного в конце 1970-х мирного соглашения с Израилем. Разве это не приведет к проблемам на границе?

- Они добиваются пересмотра соглашения, но это совсем не значит, что это приведет к войне. К тому же этот документ предусматривает в своем тексте возможность внесения изменений. Претензии египтян имеют отношение в основном к приложению номер один, где говорится о проблемах безопасности и о дислокации войск на Синае.

- Может ли нестабильность внутри Египта привести к активизации радикальных, в том числе террористических группировок? Насколько я знаю, вы на протяжении многих лет изучали проблемы экстремизма?

- Да, я занимался этими вопросами. Здесь надо разделять идейно экстремистские организации и тех, кто на практике идет по пути насилия. Таких мы еще называем "джихадистскими" или террористическими группировками. С этой второй группой в Египте уже не было проблем с конца 1990-х. С этим покончено давно.

Последнюю акцию такого рода совершил в 1997 году "Исламский джихад" (тогда в Луксоре погибло более 60 человек, большинство из них иностранные туристы, по которым переодетые в форму полицейских террористы открыли огонь – прим. ред.). А если брать за точку отсчета теракты в США 11 сентября 2001 года, то с того времени и вовсе в Египте не было серьезных нападений. В Египте сегодня нет джихадистских организаций. Есть, правда, исключение – это Синайский полуостров. Вот там были проблемы и в минувший период. И до сих пор мы не знаем, кто стоял за серией террористических атак там.

- Но ведь в самом начале этого года в церкви в Александрии тоже произошел взрыв?

Это тоже одно из исключений. Есть предположение, что к его организации имели отношение представители самого режима, пошедшие на это из внутриполитических соображений. Хотя до сих пор точно неизвестно, кто это организовал. В последние годы Египет, тем не менее, был одной из самых безопасных стран на Ближнем Востоке. Экстремистские организации при этом существуют, но, даже придерживаясь радикальных взглядов, их члены не прибегают к насилию, к джихаду. В ближайшее время я не ожидаю появления в Египте джихадистских организаций.

Елена Супонина, Радио Голос России


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 387

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф