Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Четверг
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

«Радио Свобода»: «В Татарстане, если можно так выразиться, либерально-демократический ислам»

Дата: 14.03.2012 Версия для печати
«Радио Свобода»: «В Татарстане, если можно так выразиться, либерально-демократический ислам»

В студии «Радио Свобода» в программе Кирилла Кобрина: «Этническая карта России», прошла передача посвященная татарам. В этой программе рассказывается о народах, населяющих Российскую Федерацию, их культуре, экономике и укладе жизни. В беседе приняли участие Анвар Умарович Хусаинов, директор национально-культурной автономии татар и Сергей Александрович Арутюнов, член-корреспондент Российской Академии Наук. Передачу также вел журналист Игорь Яковенко.

В студии «Радио Свобода» в программе Кирилла Кобрина: «Этническая карта России», прошла передача посвященная татарам. В этой программе рассказывается о народах, населяющих Российскую Федерацию, их культуре, экономике и укладе жизни. В беседе приняли участие Анвар Умарович Хусаинов, директор национально-культурной автономии татар и Сергей Александрович Арутюнов, член-корреспондент Российской Академии Наук. Передачу также вел журналист Игорь Яковенко.

Игорь Яковенко: Сергей Александрович, что означает этноним, это называние - "татары"? Это сам народ себя так называет или происхождение таково, что окружающие народы так называли этот народ?

Сергей Арутюнов: Первоначально неясно, откуда взялся этот этноним. "Тата" называлось одно из крупных племен кочевников Центральной Азии в эпоху становления монгольской державы, в эпоху Чингисхана. Монголы разбили это племя, частично его уничтожили, частично подчинили, тех, кто подчинился, включили в состав своей армии и когда начали свое наступление в западном направлении, то авангардом их армии были многочисленные тюркские племена, подчиненные монголам, покорившиеся монголам, и в их числе были татары, тата. Название "татары" было перенесено теми народами, которые с монголами встречались, на все тюркоязычное население растущей Монгольской империи, той, которая принимала участие в этих походах. Надо сказать, что монголы эти войска считали второсортными, они их, не жалея, бросали в гущу сражений, где тактика была закидать противника трупами. Тогда как собственно монгольские войска – это были элитные войска, которые они экономили, зря ими не рисковали и использовали только в направлениях главного прорыва. Это были тяжеловооруженные, хорошо подготовленные войска. А так массу составляли ополчения тюркских племен. Всех их постепенно стали как-то собирательно называть татарами, хотя у них были свои имена, сохранившиеся сейчас в виде родовых названий, групповых, локальных и так далее. Но как-то именно этноним "татары" распространился на большинство этого тюркского населения, которое, вообще-то говоря, не очень хотело идти в завоевательные походы, но монголы их в эти походы гнали.

Игорь Яковенко: Анвар Умарович, о языке. Судя по данным переписи населения, татарский язык, в отличие от языков многих народов России, не находится в опасности, его считают своим 4 миллиона 280 тысяч россиян – это более 80% татар, а также многие русские, башкиры и другие народы. То есть это такой высокий уровень языкового здоровья. Сложнее ситуация с татарской письменностью. Примерно тысячу лет назад до 1927 года татарская письменность развивалась на основе арабской графики, затем с 39 года на основе латиницы, потом на основе кириллицы, и вот в 99 году был принят закон Татарстана о переходе на латиницу. Потом этот закон был приостановлен. Если убрать политическую составляющую, какая графика более органична для языка татар? Сама логика татарского языка, она какой графике в большей степени соответствует?

Анвар Хусаинов: Прежде всего, хочу отметить, что, конечно, никакие конституционные суды не могут изменить или приостановить законы природы, законы филологии, существование и развитие языков. Если рассматривать названые вами три графики, то расположить их в такой последовательности надо – латинская, арабская, кириллица. И наиболее органична для языка татар, конечно, латинская графика. В татарской фонетике есть шесть звуков, которых нет в кириллице. И чтобы их произносить, не портя татарский язык, было придумано и привнесено в татарский алфавит дополнительно 6 букв. Таким образом, в татарском алфавите 39 букв, то есть 33 буквы кириллицы, плюс дополнительно 6 букв.

И в этой связи тюркозяычные Турция, Азербайджан, некоторые тюркоязычные государства Средней Азии с успехом используют латиницу. Это, кстати, помогает им легче и лучше адаптироваться в мировое сообщество, в своем подавляющем большинстве использующее латинскую графику.

Хочу отметить так же, вы вопрос задали очень интересный и очень болезненный для нас. Представьте себе, что на протяжение около тысячи лет татары писали арабской графикой и накопили огромное количество, назовем так, культурного наследия. И затем в течение одного дня графика была упразднена, введена на 9 лет другая графика, началась наработка на латинице, потом она была переведена на кириллицу. Я бы назвал это настоящей гуманитарной катастрофой для татарского народа.

И еще если позволите, я бы вернулся к первому вопросу об этнониме "татары". Я хочу сказать, что до прихода монгол на территории Руси уже проживали народы, которые стали впоследствии одной из составных частей татарского народа. В частности, могу привести такой общеизвестный факт, когда в 922 году посольство ибн Фадлана пришло на территорию современного Поволжья, оно было встречено волжскими булгарами, одними из тех, кто составил впоследствии народ татар. То есть мы коренные жители России, а не какие-то пришельцы откуда-то.

Игорь Яковенко: В этом никто не сомневается. Анвар Умарович, спасибо. Сергей Александрович, несколько слов о татарском исламе. Мусульманство у татар возникло вдали от основных центров ислама - это такой северный форпост ислама в мире. Какие особенности татарского ислама связаны с этим и другими обстоятельствами? Чем отличается татарский ислам от других видов ислама?

Сергей Арутюнов: Он отличается тем, что это, если можно так выразиться, либерально-демократический ислам. Он является таким, каким он был всегда. И это объясняется как раз именно отдаленностью Татарстана от тех центров, главным образом Аравийского полуострова и еще в большей степени северо-восточной Африки, то есть Египта, Судана, где по разным историческим обстоятельствам было основное гнездо такого реакционного исламского фундаментализма, где возник ваххабизм с его пуританскими принципами, маликитский мазхаб, самый жесткий, господствующий в Судане сегодня и так далее. Все это не доходило или доходило очень ослаблено до Татарстана, поэтому здесь ислам никогда не превращался в тормоз общественного развития. Хотя в Татарстане есть отдельные улемы, которые исповедуют такой пуританский фундаменталистский ислам, но они не играют главной скрипки в этом концерте разных течений ислама.

Игорь Яковенко: Сергей Александрович, можно ли сказать, может быть это будет упрощением, что по аналогии с христианством татарский ислам носит какие-то черты реформаторства?

Сергей Арутюнов: Я думаю, что да. Скажем, протестантская этика, в соответствии с учением Макса Вебера, которая способствует жизненному успеху, способствует предпринимательству, инициативности и так далее, она включена как один из компонентов в бытие татарского ислама.

Игорь Яковенко: Анвар Умарович, несколько слов о татарских праздниках и татарской культуре. Одним из главных праздников у татар является Сабантуй.

Анвар Хусаинов: Сабантуй – это тема необъятная. Формально Сабантуй не является государственным праздником республики Татарстан, но фактически является таковым. Он проходит практически во всех субъектах Российской Федерации, во многих странах мира. Там, где есть татары, а они проживают в настоящее время практически везде, там есть и Сабантуй. В прошлом году, например, по данным исполкома Всемирного конгресса татар, он прошел в 36 странах мира. Сабантуй включен в список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, и фактически является не только татарским, но и российским брендом и носит интернациональный характер.

Что касается Москвы, то с 1966 года Сабантуй является одним из четырех общегородских московских праздников наряду с Днем города, Днем славянской письменности и культуры и другими. Сабантуй пришел к нам из глубины веков, из доисламского периода татар, то есть ему как минимум более тысячи лет. Откуда он взялся? Сабантуй: "сабан" – это плуг, "туй" – свадьба, праздник, праздник плуга. В конце весны, в начале лета, после того как отсеялись наши хлебопашцы, перед сенокосом есть какой-то промежуток времени. И люди в этот период праздновали праздник Сабантуй. Это тот праздник, который является для нас и легендарным, и вечно молодым. В настоящее время он начинает проходить как бы снизу вверх, начиная от деревень, городов, потом выходит на столицы городов, и в течение двух месяцев он проходит практически по всему миру.

Радио Свобода


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 384

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф