Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Четверг
июня
news agency
of Muslims of Russian Federation

Ты в какой махалле, брат? Или ответственность мусульман перед своей уммой

Дата: 17.04.2017 Версия для печати
Ты в какой махалле, брат? Или ответственность мусульман перед своей уммой

Можно множество раз смотреть в прошлое и говорить, что когда-то было лучше, чем сейчас. При этом забывая,что сегодняшнее положение не хуже, оно – другое. И если есть желание что-то исправить, нужно это начать делать. Так и и обстоят дела с положением современной махалли.

Кто является членом махалли?

Причисляешь себя к той или иной махалле, не потому что только живешь рядом, а потому, что ходишь в эту мечеть чаще всего по разным причинам: близко от работы или учебного заведения, нравится эта мечеть свой атмосферой и прихожанами, благоустройством.

Но современный мусульманин является частью этой общины, пока только ходит в эту мечеть на пятничную проповедь, делает акыку, а может нужно пригласить муллу домой на какое-то событие или провести никах в мечети. Да, все являются частью той или иной махалли в этом случае, с гордостью говоря, что он ходит в такую мечеть. Только гордиться особо нечем, если никакого вклада в развитие и поддержание этой самой мечети мусульманином не делается.

Взять, к примеру, этнических мусульман, которые осторожно, с некоторым трепетом и благоговением, зайдут в мечеть, оставят садака, попросят муллу, сидящего у порога, сделать за них дуа. Да, женщины могут быть в коротких юбках, не полностью покрытой головой, не знать элементарных правил посещения мечети. Но при всем этом оставаться верующим мусульманином, который уважает мечеть.

И вот на коллективный намаз собираются мусульмане с бородами и короткими штанами, мусульманки в хиджабах, закрывая аж подбородок и развеевая как шлейф свое длинное платье, которое уж настолько длинное, что женщина шла по улице, собрала всю грязь и нечисть и теперь все это простирается по коврам мечети, где падают ниц другие мусульмане. Зато она одета как положено. И мусульманин с бородой и тюбетейке, но с босыми ногами. И на возражение, что нельзя так ходить по мечети – это не гигиенично – можно нарваться на скандал. А подумать о том, что у этих самых братьев могут быть на ногах всякие кожаные заболевания, легко передающиеся в общественных местах, что запах пота ног впитывается в палас молельного зала и им самим же потом станет противно совершать молитву здесь. И начнутся жалобы в адрес имамов мечети, которые так плохо следят за мечетью. А кто должен следить? Может не зря говорят, что чисто там, где не сорят.

Правила безалаберного мусульманина.

  1. Прийти в мечеть и оставить обувь у входа, а не на полке, чтобы другие не могли пройти, переодеться, а лучше поставить на батарею, чтобы вода зимой стекала и запах обуви распространился по всей мечети.
  2. Пойти в тахаратную и включить на полную мощь воду. Пусть течет себе, не жалко же. И обязательно взять тахарат, разбрызгивая по сторонам, и чем дальше и больше, тем лучше. Соревноваться с другими братьями в том, кто сделает озеро в тахаратхане.
  3. Зайти в уборную и не смыть за собой. Проигнорировать надпись, что туалетную бумагу нельзя бросать в унитаз. Да что там, от одного раза ничего не будет. Умножаем такой один раз каждую пятницу от каждого посетителя уборной.
  4. Снять мокрые тапочки как попало у выхода из комнаты омовения и оставить свет включенным, а кран капающим или с тонкой струйкой воды. Пусть течет, не жалко же, да и обратно идти уже не хочется.
  5. Снять носки, если они были, потому что на мокрые ноги сухие носки не хочется надевать.
  6. Встать как-нибдуь неудобнее, чтобы остальные молящиеся, которые хотят зайти на молтиву, не могли пройти или им пришлось бы пройти перед молящимся. Зато потом можно будет сделать замечание, какой невежественный мусульманин, разве он не знает, что Пророк (с.г.в.) готов был 40 лет ждать, но не проходить перед молящимся.
  7. Начать саф слева, да еще оставить мест побольше в ряду между друг другом. Ну, а что такого?! Еще лучше, когда женщины стоят ряд в конце молитвенного зала, потому что там что-то вычитали, и вообще впереди стоят мужчины, а они должны стоять сзади. И пусть пропадут пропадом и непопадут на молитву остальные женщины. Пусть читают свой намаз в коридоре.
  8. Уходя не забыть обругать мечеть, руководство и вообще все, что тут есть. Ведь все так распустились: свет есть, тепло есть, чистота есть. Но чего-то еще не хватает, вот за это и обругать.
  9. Оставить садака мелкими монетами, иногда 5,10-рублевыми, и да, если уж расщедриться, то 50 рублей. Какое великое дело! Ма ша Аллаха! Барака Аллах!
  10. Выйти из мечети, достать из кармана что-нибудь, уронить мусор и сотавить так. Подберут. Здесь же должны быть дворники!

мечеть в Уфе Источник фотографии: proufu.ru. Неубранная территория при мечети в Уфе.

Что значит быть членом своей махалли?

О том, что мусульманин причисляет себя к определенной махалле, понятно. Есть и такие, которые ни за одной мечетью, так сказать, себя не закрепляют. А значит и отвественность с себя снимают за что бы то ни было. Очень удобно. Когда нужно, идешь и совершаешь намаз, а когда имам на пятничной проповеди призывает выйти на субботник ради Аллаха и помочь в уборке прилегающей территории, скажут, что мечеть ведь не их, пусть выходят те, кто сюда всегда ходит или, живущие поблизости. Илдар хазрат Баязитов хорошо изучал систему махалли и вот что написал в одной из своих статей:

“В прежние годы махалля – это соседская община, выстроенная по территориальному принципу. Сегодня татарские мусульманские общины могут существовать в экстерриториальном виде”.

Вот такой экстерриториальный вид махалли и существует на сегодняшний день. Не каждая мечеть может выдвигать идеи, которая как советская идеология, завладеет умами и образом жизни общества. Но до того, как человек умом дойдет до того, что нужно заниматься благотворительностью, ему неплохо бы осмыслить саму жизнь мечети и чем он может помочь, какой вклад внести в дело развития мусульманского общества.

Не всегда нужно становиться меценатом или духовным лидером, проповедником, чтобы сделать добрые дела. Можно просто исходить из своих возможностей и желаний. Ведь мечети России, особенно в крупных городах, где их много и нет костяка общины, приходам бывает крайне тяжело поддерживать чистоту и порядок, вести расчет с коммунальными услугами, не говоря уже о больших потребностях мечети. В итоге мы видим полузаброшенные мечети, которые скорее отталкивают прихожан, чем притягивают к себе.

Илдар Баязитов Источник фотографии: vk.com. Илдар хазрат Баязитов на конференции.

И кто должен нести эту ответственность? В чем главная характеристика традиционной татарской махалли? На этот вопрос дает ответ Илдар Баязитов:

“Это способ самоорганизации людей вокруг общей идеи, которая и обеспечивает возможность функционирования общины... Это естественное состояние народа – когда сами татары берут на себя полную ответственность. При такой ситуации, например, проблемы экстремизма, культурной и физической деградации отпадут сами собой”.

И снова возникает закономерный вопрос – насколько высока социальная ответственность прихожан?

Сейчас приближается пора субботников и подготовка к Священному месяцу Рамадан. Соответственно персонал мечети начинает все мыть и чистить как внутри здания, так и на прилегающей территории. Некоторым мечетям приходят на помощь даже люди с ограниченными возможностями и проходящие реабилитацию от алко- и а нарко-зависимости. И ведь все они не являются мусульманами. А где члены махалли? И кто после этого инвалид? В Священной книге Аллах Субхана ва Тагаля сказал: «Стремитесь же опередить друг друга в благих делах». (Коран, 2:148). Все стремятся к райской обители и прощению, а ведь благие дела совершить очень просто. Это не только пост и намаз, но и помощь тем, кто в этом нуждается больше всего, поддержание единства своей уммы, помощь своей общине. А она формируется вокруг мечети, вокруг махалли. Поэтому, когда возникает вопрос, что же значит быть членом махалли, нужно вспоминать, что это прежде всего – ответственность и единство.

В современном обществе этого мусульманам не хватает больше всего. Ведь трудясь в доме Аллаха, уже не важно какого ты мазхаба или акыйды, давно в исламе и как читаешь намаз. Общее дело объединяет. И когда на мусульман смотрят со стороны, люди видят религию Аллаха, видят, что мусульмане не ленивые люди, проводящие все свое время в мечети за молитвами, они трудолюбивые и ответственные. Да и ведь совершение благого дела – это тоже поклонение.

Так приятно приходить в чистую мечеть, где есть теплая вода, свет, все работает бесперебойно. А теперь представьте, что для этого приложили руку вы сами!

Алина Хакимзянова

Читайте также:


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


Новости партнеров
Loading...


Выбор редакции


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 181



Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф