В Казани открылась скульптурная композиция автора, с творчеством которого долгое время боролись мусульмане
В Казани сегодня открылась скульптурная композиция «Он и она» известного в Татарстане бурятского скульптура Даши Намдакова. У центра семьи «Казан» расположились два крылатых барса и два зиланта, символизирующие Татарстан и Казань соответственно. По мнению автора, они призваны демонстрировать непоколебимость основ брака и крепких семейных традиций. Несмотря на то, что первый его опыт в Татарстане не прижился, автор продолжает штурмовать республику своим творчеством
Противостояние мусульман творчеству Намдакова
О Даши Намдакове впервые жители Татарстана услышали, когда власти республики объявили об установке в Болгаре статуи «Хранительница» под его авторством. 11-метровая статуя вызвала неоднозначные оценки татарстанцев, мусульмане же возмутились подобным решением руководства.
Прописаться в Болгаре статуя должна была в 2012 году после торжеств ко Дню принятия ислама. Но постоянному проживанию скульптуры в колыбели татарского ислама — Болгаре — помешали мусульмане и жители республики, возмутившись и видом статуи, и ее противоречием религии.
Копия «Хранительницы», установленная в Лондоне. Источник фотографии: realnoevremya.ru
Считается, что барс был тотемом одного из булгарских племен — барсил, и именно поэтому в качестве госсимвола Татарстана в начале 90-х было выбрано именно это животное. Статую планировалось установить на берегу реки, между памятным знаком принятия ислама булгарами и соборной мечетью. Тогда жители Татарстана создали группу в Facebook, где обсуждали появление статуи и воспринимали этот факт резко негативно.
Как отмечали в группе мусульмане, скульптура совершенно не свойственна канонам традиционного ислама, где не приветствуются изображения людей и животных. Саму скульптуру они назвали «образом костлявого и голодного полумертвого барса», не связанного с позитивным имиджем Татарстана.
Несмотря на назревающий скандал, руководство республики отзывалось о работах Намдакова положительно. Например, президент Татарстана Рустам Минниханов написал в твиттере «Ошый» (Нравится — прим. ред.).
«Наша задача просветительская, мы должны расти. Я не представляю, чтобы в Татарстане заказали что-то, сделали и не установили. Что подумают про нас люди? Все будет нормально, все будут аплодировать», — высказался тогда, будто уговаривая жителей республики не возмущаться, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. «Как можно отказаться от своей истории. Если кто-то ищет элементы язычества, то до принятия ислама было язычество на всем пространстве Евразии», — оправдывался он.
Даши Намдаков, Рустам Минниханов, Ильсур Метшин на открытии скульптурной композиции в Казани. Источник фотографии: prav.tatarstan.ru
Однако «Хранительница» все же так и не была установлена в Болгаре. Некоторые СМИ сообщают, что скульптура до сих пор хранится в одном из складов Болгара. Ее копия была размещена в северо-восточной части Гайд-парка в Лондоне, напротив Мраморной арки XIX века.
«Это образ хранительницы, матери, оберегающей свою семью, род, страну, — пояснил в 2015 году Намдаков на открытии в Лондоне. — Очень часто в азиатской скульптуре — китайской, монгольской, индийской, японской — перед входом в храм стоят хранители. Обычно они мужского рода, скажем, львы и барсы. Но мне хотелось усилить этот образ и сделать так, чтобы это было женское начало, потому что как хранительницы они еще сильнее».
И снова символ семьи от Намдакова
Открывшаяся сегодня у центра семьи «Казан» композиция была представлена также как символ любви, счастья и семьи. Видимо, неудача с первой скульптурой побудила автора сделать похожих страшных барсов или, как их мягко называют, авангардных.
Здание Центра семьи «Казан» построено также по проекту Намдакова. Форма дворца символизирует татарский котел — казан, который украшает металлический барельеф с крылатыми барсами. Венчает здание смотровая площадка площадью более 1200 кв. м. Рядом с самим дворцом разбит сквер и обустроена набережная.
Скульптурная композиция у центра семьи «Казан». Источник фотографии: prav.tatarstan.ru
Самого Даши Намдакова на церемонии открытия назвали другом Татарстана. «Центр семьи – для нас новый символ Казани. Хочу поблагодарить за него президента РТ Рустама Минниханова и Даши Намдакова. Это – два автора, один родил идею, а второй – претворил в жизнь. Благодаря этому мы имеем символ любви, счастья и самого главного на земле – семьи. Казань – одна большая семья. Пусть наши барс и зилант олицетворяют любовь и семейные ценности», – сказал мэр города Ильсур Метшин.
«Центр семьи "Казан" – прекрасное место. Мы продолжаем сохранять и укреплять наши ценности. И скульптурная композиция будет служить для этого. Я – за крепкую семью, за то, чтобы было много детей, и все мы радовались семейному счастью», – заявил в свою очередь Минниханов.
Однако успех с Чашей, полюбившейся жителям города, не гарантирует любви и к новым статуям. Одна из казанских групп «Вконтакте» провела опрос среди жителей города, выяснив, что большинство из них не в восторге от очередного творчества бурятского скульптора.
Результаты опроса. Источник фотографии: vk.com/kazanushka
В опросе приняли участие 1996 человек. Респондентам было предложено пять вариантов ответа. В крупнейшем столичном паблике против скульптур проголосовало 45,4% (907 человек), свой вариант ответа предложили 8% жителей (159 голосовавших) , а за высказались 46,6% (930 подписчиков). Среди своих вариантов казанцы предложили следующие ответы:
- «это не барсы, это химеры»;
- «ощущение, что стоишь перед входом в ад, а не в ЗАГС»;
- «барсы на себя вообще не похожи, ничего грациозного и кошачьего в них нет»;
- «хищными кажутся еще издали... Причём тут семейная идиллия…»;
- «неужели вы себе такое страшное счастье представляете?».
«То, что есть в Казани сегодня, это лишь малая часть из большого объема. Но на бумаге – одно, а видишь скульптуру вживую по-другому, то есть она может быть либо большой, либо малой. Поэтому переживал за размеры скульптурной композиции "Он и Она". Они "сели" один в один. Сейчас у меня гармония в душе, понимаю, что эстетически и этически сделал все правильно. Надеюсь, что фигуры приживутся в городе и станут его частью. Я их создал от чистого сердца для Татарстана. Они будут стоять долго», — рассказал сам автор.
Скульптурная композиция у центра семьи «Казан». Источник фотографии: prav.tatarstan.ru
Думается, что недовольство жителей города говорит о неудаче второй попытки Намдакова в Татарстане. Принять его скульптуры в городе люди не хотят… Однако выбора уже нет — на этот раз открытие прошло, статуи установлены и теперь являются неотъемлемой частью Казани, противоречащей всем исламским канонам.
Тем временем стало известно, что Намдаков будет проектировать новые светильники для центра семьи, кроме того, автор не забыл упомянуть и о своей скандальной «Хранительнице», заявив, что надеется найти для нее место в Татарстане. Мусульманам же остается только молиться, чтобы «авангардная» статуя обошла стороной исламские святыни.
Скульптурная композиция у центра семьи «Казан». Источник фотографии: kazanfirst.ru
Скульптурная композиция у центра семьи «Казан». Источник фотографии: kazanfirst.ru
Скульптурная композиция у центра семьи «Казан». Источник фотографии: kazanfirst.ru
Гузель Мухаметшина