Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Среда
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Мусульмане в соцсетях: религиозные деятели в нашем кармане

Дата: 19.10.2017 Версия для печати
Мусульмане в соцсетях: религиозные деятели в нашем кармане

На просторах «ВКонтакте», Facebook, Twitter и Instagram появились аккаунты Камиля Самигуллина, Талгата Таджуддина, Альмира Крганова, Муккадаса Бибарсова и многих других муфтиев. Религиозные деятели, кто активно, кто не очень, ведут свои страницы, поднимая актуальные вопросы современного ислама

Общение, ведение бизнеса, знакомства, получение информации и досуг оказались в шаговой доступности с появлением социальных сетей. Интернет занял огромную нишу в нашей жизни, затрагивая все сферы деятельности человека. Мусульмане — не исключение. Соцсети стали неотъемлемой частью жизни для уммы. Как же на самом деле: соцсети — зло или благо?

Карманный имам

Только 15 лет назад никто и подумать не мог, что ислам активно ворвется в нашу жизнь не только посредством проповедей в мечети, но и через социальные сети, где будут вести активную деятельность практически все религиозные деятели. Задать вопрос имаму, узнать об интересных событиях мечетей или духовных управлений, о личной жизни мусульманских лидеров стало минутным делом.

Практически каждый имеет доступ в интернет и страницу в соцсетях, поэтому вести диалог с прихожанами можно не только в стенах мечети. Современные мусульмане стали мобильны в плане познания религии, более осведомлены в вопросах как религии, так и новостей об исламе. Этим преимуществом воспользовались многие известные мусульманские деятели. К примеру, страницы в соцсетях ведут верховный муфтий России Талгат Таджуддин (vk.com), муфтий Татарстана Камиль Самигуллин (twitter.com), заместители председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина Рушан Аббясов (vk.com) и Дамир Мухетдинов (livejournal.com), муфтий Москвы Альбир Крганов (instagram.com), председатель ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов (vk.com). Активны на ролях интернета и татарстанские деятели — советник муфтия РТ по социальным вопросам Илдар Баязитов (vk.com), заместитель муфтия, гендиректор фонда «ВАКФ РТ» Мансур Джалялетдинов (), имам мечети Гаиля Рустам Хайруллин (vk.com), президент Ассоциации предпринимателей-мусульман Айдар Шагимарданов (vk.com), ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин (facebook.com).

В основном религиозные деятели выкладывают на своей странице рабочие моменты, отражают деятельность духовных управлений, однако можно встретить и некоторые личные записи. Например, Мукаддас Бибарсов в самой свежей опубликованной записи восхищается красотой природы, не забывая при этом упомянуть и религию. Дамир Мухетдинов в свою очередь размышляет над многими актуальными вопросами в LiveJournal. Среди тем, затрагиваемых хазратом, — духовно-нравственное воспитание в системе образования, заседания Госдумы и межрелигиозные отношения. «Вконтакте» же хазрат выкладывает личные фотографии, сторонний пользователь, не знающий о должности хазрата, не сможет догадаться о его духовной деятельности.

Современные имамы используют социальные сети

Илдар Баязитов на своей странице знакомит с деятельностью казанской мечети «Ярдэм», имамом которой он является, выкладывает фотографии рабочих встреч и информацию о социальной работе, проделанной в республике и в стенах его мечети.

Как рассказал ИА «Инфо-Ислам» Баязитов, социальные сети и социальная работа неразрывно взаимосвязаны. Являясь советником муфтия по социальным вопросам и в то же время курируя социальную работу в мечети «Ярдэм», хазрат признается, что открытость информации — важное подспорье в их деятельности, через соцсети они привлекают волонтеров и всех неравнодушных, желающих помочь в работе с инвалидами. К тому же открытость, которую дают соцсети, важны при работе с заключенными, которых в республике активно знакомят с исламом. Люди из первых уст могут узнать о проделанной работе и подключиться к ней на добровольных основах.

Социальными сетями пользуются не только мусульманские деятели России. Например, в топ-8 наиболее активных в соцсетях религиозных лидеров по версии Forbes вошел иранский деятель Сейед Али Хосейни Хаменеи.

Мукаддас Бибарсов Мукаддас Бибарсов

Площадка для продвижения ислама

Мусульманские деятели понимают, что соцсети стали хорошей площадкой для общения с последователями, хорошим ресурсом для предостережения и, наоборот, проповеди. Это подтверждает и председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. В прошлом году он призвал единоверцев больше работать с пользователями популярных социальных сетей. По его словам, соцсети являются хорошей базой для работы не только с последователями ислама.

«Нам необходимо обратить пристальное внимание на соцсети. Сегодня молодежь пользуется ими намного больше, чем обращает внимание на сайты, газеты или телевидение. Руководителям духовных центров я настоятельно рекомендую сфокусировать работу именно в этом направлении. Нам нужно уметь спорить, аргументировать фактами, убеждать, но ни в коем случае не уходить от разговора с оппонентами»,
— приводит РИА «Новости» слова Гайнутдина.

Илдар Баязитов Илдар Баязитов

Особое внимание уделяется борьбе с экстремизмом и терроризмом, где соцсети играют немаловажную роль. Глава СМР считает, что «умелая беседа» в социальных сетях может быть еще одним барьером для терроризма.

Первый зампредседателя ДУМ РФ Дамир-хазрат Мухетдинов согласен с точкой зрения Равиля Гайнутдина. К тому же он неоднократно призывал всех религиозных деятелей активно использовать социальные сети для просветительской деятельности.

По его мнению, от того, как произносятся проповеди, к чему призывает имам, зависит настроение всего общества.

«Нужно использовать все средства коммуникации (это активная работа в социальных сетях). Мы знаем недостаточное количество примеров, когда имамы, религиозные деятели, которые говорят об общепринятых ценностях, используют эти площадки широко и конструктивно», — заявлял муфтий Национальной службе новостей.

Широко использует соцсети для просветительской деятельности имам-хатыб московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов, имеющий в Facebook (facebook.com) более 34 000 подписчиков. На его страниц можно найти различные семинары, разбор наиболее частых вопросов, презентации книг и советы от имама. К тому же хазрат не забывает об обратной связи — он отвечает своим подписчикам в комментариях и общается с ними. Также большое количество последователей (более 22 000) в Facebook имеет его брат,  главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов (facebook.com).

Равиль Гайнутдин Равиль Гайнутдин

Соцсети — современная реальность, от которой уже не уйти

Факт существования социальных сетей не изменить, так почему бы не обратить это во благо — именно так размышляют многие деятели — и политические, и религиозные лидеры, и общественные активисты. Наибольшим минусом является непроверенность информации, так как достоверность некоторых записей сложно проверить, а поток информации идет нескончаемой чередой в ленте событий. Этим могут воспользоваться недоброжелатели, которые коверкают информацию, коверкают факты и вводят многих в заблуждение, внося раздор между людьми. Именно поэтому до сих пор многие последователи ислама против социальных сетей, несмотря на их неограниченные возможности. Также в последние годы социальные сети служат площадкой для вербовки в террористические организации. Наиболее яркий пример ​— это случай студентки Варвары Карауловой, завербованной в ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Именно поэтому важно привлечь к социальным сетям религиозных деятелей, которые вели бы просветительскую деятельность в качестве контрмер против подобных случаев.

Шамиль Аляутдинов

Как рассказал ИА «Инфо-Ислам» ректор РИУ и Болгарской исламской академии Рафик Мухаметшин, он сам активно использует социальные сети — Facеbook и Instagram. «Сегодня без социальных сетей никуда. Нельзя рассматривать их лишь с точки зрения блага или зла — на просторах мы можем найти буквально все. В первую очередь это огромный пласт информационных материалов, с другой стороны — это неприемлемые полуэкстремистские материалы, которые еще не успели запретить», — отметил он.

По его словам, сегодня соцсети — это кладезь важнейших источников информации.

«К сожалению, их контролировать невозможно, — добавил он. — Естественно, мы молодым не можем запрещать использовать соцсети и интеренет. Я думаю, нужно с молодежью больше работать. Современная молодежь должна понимать: нужно критически воспринимать публикуемую информацию. Студенты РИУ свободно пользуются соцсетями, нет никаких запретов в стенах университета, мы, наоборот, поощряем».

Современного мусульманина трудно представить вне современных реалий, которые включают в себя соцсети, отмечает ректор. Нельзя уйти от реальности, но можно ее изменить – мусульмане должны сами размещать больше объективной информации, заключил он.

Несмотря на большое количество разногласий среди мусульман в вопросе использования социальных сетей, религиозные деятели в один голос утверждают, что это данность, которая стала частью нашей жизни и которую лучше использовать в благих целях для просвещения мусульман, чтобы предотвратить случаи вовлечения в экстремистские течения. Общество стремительно развивается, и мусульмане не могут остаться на задворках современных реалий, а должны идти в ногу со временем.

Гузель Мухаметшина


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 438

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф