Общероссийское
информационное агентство мусульман
17
Четверг
августа
news agency
of Muslims of Russian Federation

Хазрат и батюшка: как в Татарстане православные и мусульмане восстанавливают Божьи дома

Дата: 06.03.2017 Версия для печати
Хазрат и батюшка: как в Татарстане православные и мусульмане восстанавливают Божьи дома

В Татарстане духовное возрождение было ознаменовано биполярным проектом, представляющим интересы обеих традиционных конфессий, именующимся «Возрождение». В рамках этого проекта, которому положил начало первый президент РТ Минтимир Шарипович Шаймиев, христиане и мусульмане плечом к плечу восстановили старинный город Булгар и остров-град Свияжск. Не только в рамках этого проекта видна толерантность Республики, но и в отдаленных уголках нашей страны, простые люди совершают колоссальные подвиги, возрождая «из пепла» наследие предков. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться кузнецам религии на местах, пойдет речь в этой статье.

В двух отдаленных селах Республики Татарстан, расположенных друг от друга на расстоянии семи часов пути, полным ходом идет восстановление религиозных объектов – мечети и храма. Годы правления атеистического режима не прошли бесследно, взрастив в умах народов Татарстана мысли об отсутствии Творца. В жерновах Советского союза были перемолоты и брошены на погибель судьбы тысяч священников, имамов, их семей и детей, были разрушены храмы, мечети и монастыри. Спустя годы, внуки тех, кто разрушал объекты культа, ведомы невидимой силой от Всевышнего, пытаются по крупинкам воссоздать былое величие и могущество божьих храмов.

Наследие графа Рычкова: почему восстанавливать решили именно этот храм?

Храм «Вознесения Господня». Село Спасское Источник фотографии: https://vk.com

Храм «Вознесения Господня». Село Спасское Источник фотографии: https://vk.com

Первая история начинается в Селе Спасское, Бугульминского района, расположено от города на расстоянии 18 километров. По хорошей асфальтированной дороге мы попадаем в село с начальной школой, детским садом, фельдшерско-акушерским пунктом, почтовым отделением, сельским домом культуры, функционирующей мечетью и храмом, над реставрацией которого трудится молодой иерей Александр Бердников, настоятель храма «Вознесения Господня». Село Спасское, находящееся на границе Оренбургской области, раньше входило в состав Оренбургской губернии, а позже Самарского уезда. Сейчас население села составляет 752 человека и насчитывает 396 подворьев .

По словам заведующей Спасской библиотеки, победителя краеведческого республиканского конкурса Министерства Культуры РТ, Фархутдиновой Екатерины, основателем села Спасское, ранее известного как Рычково, и воздвиженцем однопристольного храма является известный граф Петр Иванович Рычков – первый член корреспондент Академии наук г. Санкт Петербурга. Земля была выделена Рычкову первым Оренбургским губернатором И. И. Неплюевым в награду за усердную службу. Рычков вошёл в историю как первый историк Южного Урала, а также первый ученый, который наблюдая за жизнедеятельностью пчел, изучал особенности среднерусской породы пчел.

«Ранее в России о пчелах печатались статьи зарубежных авторов, и они не всегда соответствовали действительности из-за различия пород, ведь для территорий Татарстана и Оренбургской области подходит лишь среднерусская порода пчел. У Петра Ивановича в Спасске была пасека, он устанавливал в ульях наблюдательные окна и изучал жизнь пчел», – говорит Екатерина Евгеньевна.

По историческим данным в 1757 году в селе была заложена, а в 1765 году – освящена каменная церковь во имя Вознесения Господня. Рычков являлся основателем Винокуренного завода на месте деревни Батуренки, который позже был переименован в Крахмалопаточный завод. А на территории деревни Гремячки функционировал известковый завод.

Памятный знак в память Рычкова Источник фотографии: https://vk.com

Петр и его сын погребены в притворе храма. В 2012 году, приуроченном 300-летию Рычкова, над могилами были установлены мемориальные доски, указывающие место захоронения представителей знатного русского рода. Православные жители Республики и верующие из Оренбургской области приезжают, чтобы исполнить по нему поминальное богослужение. Они считают, что жителям села выпала великая честь, почтить его светлую память восстановлением храма, который на юго-востоке республики является одним из старейших, поэтому его восстановление играет ключевую роль.

«Петр Рычков является известным человеком по всей России, память о нем не предана забвению, в здании школы имеется музейная комната, посвященная годам его жизни. Несмотря на это, работа по восстановлению святого места в последние 50-60 лет никем не велась, а жаль…» - с печалью в голосе говорит молодой священник.

Как молодой священник своими силами возрождает храм в Татарстане

Приехав в село, отец Александр нашел храм в очень удручающем состоянии, с прохудившейся крыши текла вода, окна были разбиты, не было купола над колокольней, внутри храма были навалены кирпичи от одного из разрушенных пристроек. Основной задачей, по словам батюшки, являлась консервация храма и предотвращение дальнейшего разрушения стен и просадки фундамента. Для этого, первым делом, все силы были брошены на создание обрешетки на крыше и колокольне, для устранения течи, а также были вставлены почти все окна. С весны планируется установить леса вокруг храма для того, чтобы перекрыть крышу и взяться за реставрацию фасада храма.

Следующим этапом станет подведение тепла, ведь толстые каменные стены, которые сырели и промерзали на протяжении сотни лет, требуют неспешного сушения. После этих основных этапов, отец Александр надеется, что «совместными усилиями и с молитвой, появится возможность созидать».

Глава Спасского сельского поселения Ишкова Антонина Васильевна отмечает старания Отца Александра:

Александр Бердников, настоятель храма «Вознесения Господня» Источник фотографии: https://vk.com

«Не дожидаясь сторонней помощи, опоясанный страховочным тросом, он сам принимал активное участие в ремонте крыши, находясь на семи ветрах, на самой макушке стуча молотком, шел к поставленной цели. Население села уважают нашего батюшку и, несмотря на отсутствие в церкви тепла, даже зимой приходят на службу».

Несмотря на долгосрочность восстановительных работ, которые в основном ведутся на деньги местных жителей, первые положительные результаты уже на лицо. Этим летом прошло знаменательное событие, в храм была передана купель, и впервые за сто лет в храме прошло крещение, на котором крестилось 11 человек. Летом вообще часто проходят службы, зимой только по праздникам и памятным дням.

Установление знака Источник фотографии: https://vk.com

Дефицит в бюджете храма могут закрыть лишь сторонние вливания меценатов и спонсоров. К сожалению, с этим у христиан есть определенные проблемы. Несколько лет назад храм был признан памятником культурного наследия, а на деле стал бесхозным: от него открестился и приходской совет и местные органы самоуправления. Сейчас в судебном порядке отец Александр вместе с верующими добиваемся его передачи на баланс прихода. Когда они приведут в порядок документацию, храм сможет создать свой расчетный счет, который позволит жителям села Спасское продолжить реконструкцию.

Если храм будет восстановлен, с уверенностью заявляет Александр, то потомки Рычкова и неравнодушные люди из интеллигенции Татарстана и Оренбургской области, будут готовы помогать регулярными пожертвованиями, покрывая коммунальные расходы. Молодой священник уверен, что восстановление храма повлечёт за собой духовное возрождение села и принесет свои плоды:

«Если будет храм и постоянный священник, то у жителей села начинает формироваться духовный столп, люди начинают посещать храм в воскресные дни, приучаются по памятным дням поминать своих ближних – все это растапливает черствые сердца и сподвигает людей на благие поступки и действия. К сожалению, у многих православных вера сведена к минимальной религиозности в виде венчания, обязанности крещения детей, отпевания после смерти, а если будут проводиться беседы, и люди узнают, во что и как они должны веровать, то они начнут исправлять себя»
.

Служба в храме села Спасское Источник фотографии: https://vk.com

На вопрос, почему вы, молодой священник, предполагая, что вам придется столкнуться с такими трудностями, все же взялись за восстановление этого храма, отец Александр смущенно ответил, что на принятие подобных решений верующего человека толкает созидательная сила, живущая в человеке. Оказывается в юности он часто был проездом в Спасском, и уже тогда, пробираясь внутрь храма и исполняя молитву, пропитался намоленностью тех далеких времен.

Это оставило на нем неизгладимое впечатление, заставив его приложить все возможные усилия для того, чтобы снова воздвигнуть храм и вернуть селу бывшее духовное величие, сделав ее духовным центром, в котором как и раньше, приглашая на службу местных жителей, зазвонит церковный колокол.

Былое величие дома Аллаха в селе Берески

Мечеть, архитектурный памятник 2-й половины XVIII века Источник фотографии: cultinfo.ru

Мечеть села Нижние Берески Источник фотографии: cultinfo.ru

Второй архитектурный памятник 2-й половины XVIII века располагается в Атнинском районе, многие деревни района имеют многовековую историю и известны со времен Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Село Нижнее Береске Атнинского района расположено очень близко от столицы, до него из Казани можно доехать менее чем за два часа. В Атнинском районе почти все население состоит из татар, что наблюдается далеко не во всех районах республики. Но нахождение по соседству республики Марий Эл, все же отразилось на названиях деревень: они часто несут в себе отголоски финно-угорских языков.

Именно здесь, в селе Нижняя Береске, а не в Казани, как думают многие, находится старейшая в республике каменная мечеть. Уроженцем этой деревни является Ибрагим бин Юсуф бин Аснай бин Исанкол бин Бурнагол (Бурнаев) — крупный торговец и землевладелец, благотворитель, основатель купеческой династии Бурнаевых, которые впоследствии построили знаменитую казанскую Бурнаевскую мечеть. Удовлетворив его просьбу, Екатерина II даровала разрешение на строительство мечети в его родной деревне. Мечеть была построена в стиле «петербургского барокко», открытие прошло в 1769 году. И только через год в Казани подобная мечеть, которая ныне носит имя Шигабутдина Марджани, открыла свои двери для прихожан.

Мечеть села Нижние Берески Источник фотографии: Фото предоставлено Фаритом Закировым

В селе Нижнее Берестке 353 хозяйства, там постоянно проживает 863 человек. В селе есть средняя школа, Дом культуры, библиотека и мечеть. Имам действующей мечети – Хусаинов Адгам хазрат, изначально выступающий за восстановление мечети с жителями села, проводит разъяснительную работу на пятничных молитвах и при личных встречах, но убежден, что собрать всю сумму необходимую для реставрации местные жители не смогут. Имам надеется на помощь государства и министерства культуры.

«Мечетью в нашем селе заинтересовались в Министерстве культуры РТ. Мечеть в Береске является объектом культурного наследия и с 2014 года находится на стадии реконструкции. На деньги, выделенные минкультом, кирпичом были выведены внешние и внутренние стены, при этом крыша протекает и требует замены, окон нет. На этом реконструкция приостановилась, денег из Казани на реставрацию не поступают.

У нас, вместе с жителями села, есть одно большое желание, мы надеемся, что совсем скоро мечеть, которая была известна на весь Татарстан своим медресе и мугаллимами, вернется к своему первоначальному виду и распахнет свои двери прихожанам», - говорит глава Нижнеберескинского Сельского Поселения РТ Фатыхова Аида Вафовна.

Памятный знак у входа в старинную мечеть Источник фотографии: Фото предоставлено Фаритом Закировым

В начале ХХ века деревня была очень богатая и очень зажиточная: в селе функционировали 2 мечети, одна из которых, двухэтажная двухзальная мечеть с минаретом на крыше, располагалась в центре селения, также функционировало медресе обучающее местных грамоте и основам Ислама. В медресе преподавали такие именитые алимы того времени как Хусаин Фаизханов, Габдеррахим бин Бикчентай, отец Шигабутдина Марджани Багаветдин бине Субхан бине Габделкарим аль-Марджани и многие другие. А к самым известным выходцам из села Береске можно отнести основателя медресе Иж-буби Нигъматулла Монасыйб, имам хатыйб казанской мечети первая маххалля, преподаватель Сагыйт бине Хәмид бине Солтан әл-Бәрәскәви, который так же с 1854 являлся членом в Оренбургском магометанском духовном собрании, а также знаменитые братья Ахматхажи и Мухамматжан бине Абдулзахир Рахманкуловы которые вели просветительскую и образовательную деятельность в городе Троицк.

В деревне были текстильные фабрики, мыловаренный и кирпичный заводы, часто устраивались ярмарки. Татарские промышленники своими знаменитыми красными тканями (кумачом) были известны во всех уголках страны. Они ткали ее из бухарского хлопка, а впоследствии там же красили и продавали по всей России. В деревне были две ветряные мельницы, кузница, лавки, магазины.

Возродится ли мечеть в селе Берески?

Наше поколение удостоилось чести быть приемниками великих династий и родов, которые не покладая рук и не жалея сил, строили на века такие прекрасные памятники архитектуры которые и по сей день остаются назиданием нам. Мы должны относиться к ним с уважением, придав мечетям и храмам новый облик и дать им возможность на вторую жизнь.

Как отметил заместитель директора по научной работе Института истории АН РТ, доктор исторических наук Салихов Радик Римович, эта мечеть как памятник архитектуры представляет собой большую ценность:

«Деревня очень древняя, в котором есть очень интересное с исторической точки зрения, кладбище, на котором были обнаружены нескольких надгробий датируемых XVI веком, также здесь располагаются остатки мавзолеев (такия) семьи купцов Бурнаевых, которые также должны быть восстановлены и не преданы забвению. Это была очень знаменитая деревня с очень богатой историей, поэтому в Береске каждый камень дорог».

Во время Советского союза мечеть была превращена в Дом Культуры Источник фотографии: Фото предоставлено Фаритом Закировым

На первом этаже мечети был склад, магазин и другие помещения хозяйственного назначения. На втором этаже – вестибюль и два молельных зала, разделенных толстой поперечной стеной, на которую, очевидно, опирался уничтоженный минарет.

При уничтожении минарета и сводов второго этажа, были стесаны и барочные карнизы мечети. От первоначального оформления фасадов фрагментарно сохранились только одинарные пилястры. Лучковые окна первого и высокие арочные окна второго этажа обрамлены наличниками, характерными для «петербургского барокко», которые наглухо забиты деревянными щитами. При входе в мечеть видна сцена бывшего клуба, который функционировал вплоть до 2012 года, а за кулисами прячутся белокаменные стены и минбар.

Хусаинов Адгам хазрат, имам села Берески Источник фотографии:Фото предоставлено Фаритом Закировым

По вопросу реконструкции мечети, местные жители затихли, говорили, что реставрация продолжиться, но никаких активных действий давно не предпринималось, потому что у сельских жителей нет финансовой возможности - поясняет Хусаинов Адгам хазрат.

Несмотря на богатую историю мечети, благодаря чему она была названа памятником культурного наследия, работа по восстановлению Божьего дома идет неспешно, последняя активная деятельность была несколько лет назад.

Побеседовав с местными жителями, у меня сложилось впечатление, которое возможно ошибочно, что маленькому селу, в одиночку не под силу "поднять на ноги" старинную мечеть. В селе отсутствует инициативная группа, которая жила бы мыслью о том, как бы поскорее наполнить мечеть молящимися и отдать дань предкам. Имам мечети села Берески, человек преклонного возраста, которому в этом непростом деле нужна поддержка молодых.

Реставраторам и жителям села предстоит долгая и утомительная работа по возвращению мечети к жизни. Нужно заново отстроить срезанный минарет, перекрыть крышу, заменить окна и двери, пустить тепло, и надеяться, что стены этого памятника архитектуры вновь озарятся чтением Священного Корана.

Остается надеяться, что найдутся небезразличные люди, готовые жертвовать собой ради благополучия следующих поколений. Мы верим, что ни одно благое дело, совершенное во имя Всевышнего, не останется без награды, и люди, старающиеся сохранить историческое наследие, получат от Всевышнего неисчисляемые вознаграждения и блага.

Рафис Сайфуллин


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
В своем интервью для ИА «Инфо-Ислам» писательница рассказала о своем личном пути в «блогосферу», проектах для мусульман, исламской инфраструктуре, а также поделилась мыслями о вопросах «самореализации» женщины-мусульманки в условиях современной дейст...

Документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен Малике Гельмутдиновой - основателю проекта «Семейный очаг», взявшей на воспитание 10 детей из детского дома.

«Как строить семейные отношения по Исламу?», «Как самореализоваться женщине-мусульманке?», «Где найти работу в хиджабе?», «Приняла Ислам. Не умею завязывать платок. Помогите», «Как воспитывать детей по религиозным канонам?», «Ищу подруг в Исламе – дл...

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 272

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф