Муфтий Сирии шейх Ахмад Бадр-эд-Дин Хассун во время своего пребывания в России дал обширное интервью радиостанции «Эхо Москвы» в программе «Ищем выход» с Нателлой Ботянской. Он подробно рассказал о религиозной ситуации в Сирии и о том, кто стоит за гражданским несогласием в этой стране. Информационное агентство «Инфо Ислам» предлагает читателям самые интересные выдержки из интервью.
Муфтий Сирии шейх Ахмад Бадр-эд-Дин Хассун во время своего пребывания в России дал обширное интервью радиостанции «Эхо Москвы» в программе «Ищем выход» с Нателлой Ботянской. Он подробно рассказал о религиозной ситуации в Сирии и о том, кто стоит за гражданским несогласием в этой стране. Информационное агентство «Инфо Ислам» предлагает читателям самые интересные выдержки из интервью.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вы обратили мое внимание на то, что являетесь верховным муфтием Сирии, а не мусульман и не представителей других конфессий, что нужно сделать для того, чтобы кровь перестала литься, и оружие было сложено?
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Мы сейчас в Сирии сталкиваемся с мировой, международной проблемой, а не с сирийской. Сейчас сражаются, и можно сказать что в Сирии идет война всего мира. Между миром, который хотел бы стать подчиненным американцам, империалистам и другим миром, который хотел бы стать свободным. Сирия – это единственная страна, которая пока не встала на колени перед Америкой.
Нужно сказать, что в Сирии проживают представители 23 конфессий различных исповеданий. И если мы поедем в Ливию – там только одна религия, одна конфессия, в Тунисе то же самое. В Египте две религии. В Сирии есть христиане, мусульмане и иудеи, и есть светские люди, другими словами, неверующие. Но все живут как бы в одной семье.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Агентство «Регнум» упомянуло, что среди жертв Алеппо больше десятка армян - а это что такое?
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Сейчас экстремисты стремятся превратить то, что происходит в Сирии не в целях превращения этой страны и совершения там каких-то положительных сдвигов или перемен, а для того, чтобы разобщить эту страну. И они считают, или относятся к Башару Асаду, президенту, как к представителю одной небольшой конфессии в Сирии. Но нужно сказать, что Башар Асад не представитель какой-то конфессии, он сын народа, его избрал народ, а не конфессия.
Поэтому я про себя говорю – я муфтий всей Сирии, а не муфтий только мусульман-суннитов в Сирии. Любой министр в Сирии, будь он христианином, мусульманином, иудеем или неверующим, - мы обязательно смотрим на его дела, а не смотрим на вероисповедание.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: До какой степени происходящее является попыткой передела сфер влияния? Вы же упомянули тех, кому надо подчинить весь мир? И что, ваш главный враг - США?
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: То, что происходит в Сирии это план, который был подготовлен уже 10 лет назад.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Кем?
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Американцами. А также Великобританией и Францией.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Зачем?
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Глава Госдепартамента США, после агрессии в Ираке, приехал в Сирию и обратился к президенту Башару Асаду с тремя просьбами. Первая - вместе принять участие в войне в Ираке, - естественно, мы отвергли это. И закрыть наш порт Тартус для того, чтобы туда не могли попасть российские корабли. И чтобы мы прекратили, прервали все отношения с Ираном и всем палестинским сопротивлением. Это было в начале агрессии против Ирака, примерно 10 лет назад. Когда происходили события, связанные с Саддамом Хусейном, когда его захватили, потом казнили.
Но ответ Башара Асада на эти просьбы – «Наши отношения с Россией, - сказал он, - это давние отношения. Восток это есть восток», - так он сказал.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Получается, что в течение 10 лет «мировая закулиса» вела некую подрывную работу, которая сейчас увенчалась успехом?
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Они разделили Ирак на суннитов, шиитов и курдов. Потом они направились в Египет, они также хотели разделить Египет на Египет исламский и Египет коптский. Но это, так сказать, по пути. Они потом направились в Ливию и разделили ее на Бенгази и Триполи, и это происходит сегодня. И они сказали – давайте применим такой же принцип для того, чтобы разделить и Сирию тоже. Мы принимали это во внимание, знали об этом. И мы стали выступать против такого течения внутри страны.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Но деление на алавитов и суннитов существует?
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Не существует. Этого никогда не происходило - то, что вы говорите. Нет, сейчас многие жители Алеппо живут вместе с алавитами и другими – никаких проблем. Нет каких-то гетто у нас. В одном доме могут жить суннит, шиит, друз, христианин, алавит. Поэтому, для осуществления этого плана, они привели людей извне, не из Сирии. А также используя некоторых сирийцев, которые находились вне Сирии в тот момент. Из тех, кто прошел подготовку в Йемене, Афганистане, Турции. И эти же группы, кстати, вели боевые действия и в Ираке тоже. Все они отправились в направлении Сирии.
Но я могу сказать вам – конечно, есть ошибки, допущенные и властью, правительством.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Кем конкретно?
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Нет, я говорю в целом о правительстве и правящей партии «Баас». Это заключалось в некоей пассивности и в нежелании решать насущные экономические, политические и другие социальные проблемы Сирии.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: В чем вы видите свою роль священнослужителя в урегулировании ситуации и обстановки в целом в Сирии?
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Мы являемся своего рода мостиком – с одной стороны, ведем переговоры, находимся между правительством и властями и между народом – в этом наша миссия, - чтобы стать мостом, который соединил бы народ и власть. И чтобы достичь такого примирения я, например, начал лично с себя. Год назад трагически погиб мой сын, он студент университета, ему было 22 года. Почему это произошло? – потому что я не был с ними, и когда были уже похороны, я выступал по телевидению и сказал, что прощаю тех, кто убил моего сына. И они бросили свое оружие после этого. Я обратился к ним с таким призывом, чтобы они сдали оружие, потому что сказал, - вы являетесь детьми, сыновьями одной нации, одного народа. Если вы разрушите все мечети, все церкви, то это ничто по сравнению с убийством одного человека. Но вместо того, чтобы сказать мне «спасибо», они прислали мне письмо, где написали – мы не хотим такого прощения, не хотим таких извинений. Но через 6 месяцев все-таки были арестованы те, кто участвовал в убийстве моего сына.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Это было адресное преступление, или он стал жертвой?
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Вообще-то это действие было направлено против меня. Убийцы ждали – их было 15 человек, - около дверей университета и они стали обстреливать его, буквально автоматной очередью - сын вел машину и говорил в этот момент «Аллах акбар, Аллах велик». И когда их арестовали полгода назад, они написали мне письмо с просьбой, чтобы я их простил. Я говорю – я вас прощу, но ответьте мне на вопрос, почему вы убили моего сына? Тогда они сказали, что один из руководителей религиозных организаций, который находится в Турции, сказал им и прислал сумму в 50 тысяч долларов для того, чтобы убили или меня как муфтия Сирии, или моего сына. Хотя, как я уже сказал, я являюсь мостиком для взаимосвязи и взаимодействия между властями и правительством, с одной стороны, и народом.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вы упомянули Турцию. Это государство называют еще одним игроком на данном поле. Более того, говорят о том, что события в Алеппо в какой-то степени связаны с попыткой турецкого влияния, - я аккуратно выбираю выражения. Поясните, пожалуйста.
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Сейчас идет борьба за то, кто будет руководить мусульманской Уммой, между Египтом, саудовской Аравией и Турцией. То есть, тот, кто пойдет в русле именно исламского течения. Но Сирия не подчиняется ни одной из вышеназванных стран. Сирия это гражданское, светское государство, это не религиозная страна. А они, те, кто разрабатывает, вынашивает эти планы, хотят, чтобы были созданы в нашем регионе религиозные государства.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Хочется я сказать слова сочувствия, потому что начало нашей беседы в свете того, что вы сказали, выглядит совершенно иначе. Многие наши слушатели просят передать вам – ужасно, когда родители переживают своих детей.
А.БАДР-ЭД-ДИН ХАССУН: Спасибо российскому народу, российскому правительству. Мы чувствовали эту поддержку, позицию, когда находились в Сирии, чувствовали, что российский народ, все его представители, всегда вместе с нами в эти трудные времена. Также большое спасибо президенту России Путину, министру иностранных дел и депутатам Госдумы, чьи заявления мы всегда слышим.
И нужно сказать, что и в ООН и в Совете безопасности ООН я был свидетелем двух, - подчеркиваю, - двух справедливых вето, которые наложили Россия и Китай и мы благодарны этим странам за это, и этой справедливости мы никогда не забудем, пока Сирия существует, мы всегда будем помнить эту позицию. Но ведь прибегли к вето не ради режима, а ради справедливости во всем мире.
Эхо Москвы