Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Понедельник
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Зыяэтдин Камали о философии хаджа (паломничества)

Дата: 30.10.2017 Версия для печати
Зыяэтдин Камали о философии хаджа (паломничества)

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама: хаджа - ритуального путешествия в Мекку.

Согласно мнению знатоков биографии Пророка (ахл сира) хадж был предписан на 5 или 6 год после переселения (хиджра). Наш господин благородный Пророк не отправился в хадж сразу после его предписания, а совершил его лишь на десятый год после переселении (хиджра). Дело в том, что на протяжении своей благословенной жизни Пророк три или четыре раза осуществлял малый хадж (умра): первое малое паломничество (умра) «Худайбийи» было осуществлено на 6 год. Во время этого паломничества он заключил в местечке «Худайбийа» знаменитый «Худайбийский договор» и уже с этим договором вернулся в лучезарную Медину. Второе малое паломничество (умра) было осуществлено в месяце Зуль-каада на 7 год, согласно предварительном оговоренному пункту Худайбийского соглашения. Третье малое паломничество (умра) - умра из Джираны[1] была совершена на 8 год хиджры. Четвертая умра была осуществлена вместе с прощальным хаджем, что случилось на 10 год переселения (хиджра).

Наш господин Пророк совершил свой прощальный хадж в сопровождении ста тысяч сподвижников. Таким образом, этот прощальный хадж и был тем самым обязательным (фард) паломничеством. И наш Пророк совершил свой обязательный хадж лишь через 4-5 лет после объявления обязательности паломничества.

Мекка. Источник фотографии: islam.kz

Предписан ли хадж как поклонение, требующее немедленного исполнения, или же можно не спешить с выходом в путь?

Согласно рассмотренному выше примеру, наш Пророк совершил свое паломничество лишь 4-5 лет спустя после провозглашения его обязательным ритуалом, в то самое время, когда это событие могло принести наибольшее благо всей мусульманской нации. Это свидетельствует в пользу того, что исполнение паломничества – дело, не требующее спешки.

Тем более, если бы хадж был бы предписан к немедленному исполнению, то наш святой Пророк приложил бы все свои силы и способности для того, чтобы со всей поспешностью повиноваться приказанию Господа Бога и ни на секунду бы не задержался с исполнением этого предписания. Поскольку в соответствии с великими словами Господа Бога «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример»[2] забота о благе и пользе для мусульманской уммы (с условием выполнения паломничества на протяжении жизни) способствует установлению исполнения хаджа с определенной отсрочкой.

Если даже некоторые и говорят, что наш Пророк без особых причин откладывал совершение паломничества, то это совершенно абсурдно:

  1. Это все равно, что сказать, что Пророк не совершил вовремя хадж из-за своей лени.
  2. Если предположить, что было предписано немедленное паломничество, то в этом случае с необходимостью должно допустить небрежение и невнимание к акту хаджа. .
  3. Согласно переданному в книгах хадисов - «Сахих» ал-Бухари и “Сахих» Муслима, других трудах по сунне, а также в соответствии с историческими свидетельствами совершенно очевидно, что наш Пророк три раза совершил малый хадж – умру, являющуюся дополнительным/необязательным благим деянием, что само по себе свидетельствует против суждения о самовольном небрежении в своевременном совершении обязательного паломничества. Конечно же, не существует категорического довода в отношении немедленности исполнения хаджа или в пользу обратного. Лишь деяния посланника Аллаха свидетельствуют в пользу неспешности его исполнения.

Между тем повеление неспешности в исполнении хаджа полностью соответствует мудрости и благу. Ведь если бы, для мусульман – жителей северных широт, хадж был бы предписан летом, и не было бы возможности отложить его, то тысячи паломников неизбежно гибли бы в мекканской жаре от перегрева и жажды, что означало бы, что приказ Абсолютного Повелителя Господа Бога ориентирован в своей основе на гибель людей. Всевышний чист от подобных дел.

Таким образом, предписание неспешности в совершении хаджа – суть истина и благо.

Общая философия хаджа

  1. Хадж – это возможность для мусульман из всех уголков всего земного шара собраться всем вместе и познакомиться друг с другом, ибо все они, несмотря на то, что проживают в различных климатических зонах, разговаривают на разных языках, воспитаны в разных культурах и имеют различные природные качества – стали братьями исключительно благодаря религии ислам (об этом еще отдельно будет сказано в разделе про стояние на горе Арафат).
  2. Хадж еще можно назвать некой «исламской конференцией», созванной для того, чтобы мусульмане со всей земли обсудили между собой такие проблемы как суть предписаний культуры, дела мусульманской общины (умма) и вопросы общественного строя и порядка. («И вот, сделали Мы этот дом сборищем для людей и надежным местом,»[3])
  3. Хадж – это религиозное собрание, на котором должны обсуждаться случающиеся среди исповедующих ислам противоречия религиозного и культурного характера с тем, чтобы пресечь межмазхабические разногласия и образовать единство в области вероубеждений и права. Ведь наш Пророк во время прощального хаджа обучал мусульман и давал им религиозные наставления: бороться с пережитками прошлого и решительно порывать с остатками невежества (джахиллийа).
  4. Когда в одном определенном месте собираются представители самых разных народов и культур – некоторые из которых находятся на высоком уровне развития, другие недалеко ушли от времен своей дикости – то люди берут пример друг с друга, что способствует обретению ими высокой морали и культуры.
  5. Перемещаясь из одного места мира в другое и наблюдая различные диковинки, разные земли, пейзажи, народы, мусульмане получают возможность более глубокого понимания существования и обретения большей широты мысли
  6. Когда со всего земного шара собираются вместе представители разных социальных слоев и обсуждают широкий круг общественных проблем – ремесла, торговлю, сельское хозяйство, использование приспособлений изобретений, то у них возникают новые мысли, идеи, неизбежно способствующие прогрессу в самых разных отраслях человеческой жизни. С этой точки зрения хадж – это как некая научно-практическая конференция.
  7. Подобное собрание в одном месте людей, взращенных в самых разных условиях, - тех, кто властвует, и тех, кем управляют, правителей и подданных, приучает их избавляться от горделивости и высокомерия и способствует воспитанию среди мусульман скромности и смирения в обращении друг с другом.

    Кроме того, во время выполнения обрядов хаджа все люди, вне зависимости от своего статуса – и правитель, и министр, и пастух, и генерал, и истец, и ответчик, и богач, и бедняк, и ученый, и невежда – все они находятся в одинаковом положении. Они не носят головных уборов, повторяют одни и те же молитвенные фразы, совершают идентичные действия, в одном месте, находятся на одном уровне и в одном ряду. А это в свою очередь способствует возникновению в обществе таких прекрасных нравственных качеств, как равенство, милосердие друг к другу, жертвенность и взаимопомощь. Видя людей со сломленным духом, черствые натуры станут более мягкосердечными. То, что правители и министры наблюдают на деле осуществление попечительства и заботы, побуждает их к исправлению ситуации и поиску новых решений. А состоятельные люди, видя состояние нации и единоверцев, будут стремиться к оказанию им содействия и помощи.

  8. Посещение всеми единоверцами таких великих и священных мест, связанных с нашим Пророком и его великими предками Ибрагимом и Исмаилом (да благословит их Аллах и приветствует), в частности, основанной ими Святейшей Каабы, места появления на свет нашего великого реформатора господина Пророка, которое также и является Благородным местом дарования пророчества способствует неимоверному усилению чувства любви между членами нации единобожников (ханифийа) и распространению среди них света мухаммеданского (анвар ахмадийа).

    А это и есть суть счастье…..

  9. Кроме того, хадж – это религиозный обряд, который способствует укреплению религиозного братства и упрочению религиозного владычества, поскольку во время паломничества люди со всей земли собираются в одной точке исключительно во имя религиозных и общекультурных целей. Истинным смыслом «всеобщего братства» (ахават гомумийа) является «божественное единство/единобожие» (вахданийат раббанййа).

Руководство к обретению этого знания о Божьем единстве и призыв к упрочению связей религиозного братства содержится в Великом Коране. А те, кто распространяет этот призыв, усвоив священное знание, носят звание «наследников Пророков» ( анбийа). Их целью является обращение к Аллаху.

Паломники чье число превышает сто тысяч человек, решительно покидают свою родную отчизну, и подчиняясь одному лишь Аллаху, ради стяжания Его довольства, стремятся на деле постичь «единобожие», вознося к трону небесному следующие священные слова: «Аллах велик, Аллах велик, нет бога кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, Аллах преславен, вот мы перед Тобой, вот мы перед Тобой!».

В то время, как уважаемые хаджии обращают свои возгласы к высокому небесному престолу, все триста двадцать миллионов мусульман, живущих на Земле, восторженно произносят те же слова, находясь в своих мечетях, домах или в песчаных пустынях. И мы можем представить себе, как голоса всех мусульман планеты вливаются в общий хор тех, избранных Всевышним, представителей уммы, которые проходят религиозным маршем по таким священным местам как Арафат, Муздалифа, Мина, при этом знакомясь друг с другом, беседуя между собой, рассуждая о чём-либо, будучи одухотворены исламской верой и охвачены религиозным экстазом.

Другими словами, хадж, при рассмотрении его с нравственной, религиозной и цивилизационной сторон, обладает большим философским потенциалом и множеством примет мудрости. Если же учитывать те аспекты, о которых сказано выше, то они могут способствовать появлению новых великих смыслов хаджа. В этом могут преуспеть и наши читатели при наличии достаточных научных знаний, так что я оставляю это на их рассмотрение и усердие.

Ихрам [4]

Среди сообщества паломников, собравшихся на «запретной» (харам) территории, есть монархи, министры, губернаторы, руководители разных рангов, чиновники, богачи, бедняки, погонщики верблюдов, люди культурные и наряду с ними вполне нецивилизованные, то есть представители различных общественных классов, к тому же проживающие в различных климатических поясах. Все они прибыли на святую землю для того, чтобы пообщаться друг с другом за общим «столом» единения и братства.

Ризаэтдин Фахретдин. Источник фотографии: kp.ru

Для того, чтобы паломники, воодушевленные общей атмосферой любви и братства смогли как можно более полно выразить объединяющие их цель и духовную общность, введена одинаковая для всех одежда – ихрам. Если бы не было этой нормы, то каждый хаджи совершал бы паломничество на священную землю в своей одежде. Например, правители государств облачались бы в сверкающие царские уборы, их головы украшали бы короны или шапки с позументами, позолотой , драгоценными камнями, а богачи непременно были в одежде, расцвеченной бриллиантами и жемчугами. В то же время простая одежда бедных людей чрезвычайно контрастировала бы с этим великолепием. Таким образом, сразу же обнаруживалась бы разница между повелителями и подданными, следовательно, неимущие не отваживались бы даже приближаться к наделенным властью господам, не говоря уже о том, чтобы завязать с ними беседу, или задать вопрос о чем-либо. Такое положение явно не соответствовало бы духу и значению хаджа.

Таким образом, именно для того, чтобы все мусульмане – ведущие и ведомые, властители и подданные – объединились в духе братства и вселенского единства Господа и полакомились бы вместе яствами с общего стола братства по вере, религия ислам и ввела ихрам – одежду, которая делает их одинаковыми и равными. При этом были учтены и обычные правила экономии средств…

Кроме этого, несомненны преимущества одежды белого цвета в условиях жаркого климата для предотвращения тепловых ударов. Ихрам, общий для всех паломников, призывает их к скромности и равенству, он на деле демонстрирует, что перед Аллахом все мусульмане равны. Конечно же, это находится в прямом соответствии с принципами исламской религии.

Облачение в ихрам подчеркивает, что все люди собираются вместе, для того чтобы предстать перед Аллахом, будучи объединены принципом равенства перед ним.

Таковы некоторые из обстоятельств, связанных с использованием ихрама.

Запрет на проявления животного начала

Обряды хаджа, утвержденные для выражения благих побуждений и великих задач, категорическим образом не должны быть дискредитированы проявлением плотских, животных намерений, таких как ухаживание за женщинами, поиск среди паломников женихов и бесед между паломниками, связанных с этим, ибо такие действия находятся в прямом противоречии с таинством хаджа, серьёзнейшим характером обрядов. Действия, позволяющие трактовать их именно как проявления животного начала в человеке, означали бы непризнание самого значения священных идеалов хаджа и допущение неблагочинного поведения. Необходимость воспрепятствования любым поступкам, отрицающим приличие и нравственность в среде паломников, совершенно очевидна, вот почему проявления животного начала запрещены.

Таваф кудум [5]

В необозримой Вселенной все небесные тела – большие и малые, подчиняясь божественному повелению и могуществу, двигаются по своим траекториям, и тем самым выражают свою покорность Творцу. Земля, на которой мы живём, вращается вокруг Солнца, проходят часы, дни, месяцы, века и все это в соответствии с принципами космического пространства. Все остальное, что связано с течением времени, то есть суждения, молитвы и служение Всевышнему, дела и поступки – всё это также находится в вечном вращении и движении. Пост, намаз, хадж находятся в одном потоке вращения со временем.

При поверхностном рассмотрении вопроса мы вполне можем сравнить таваф с некой малой Вселенной. Более глубокий же взгляд позволяет говорить о том, что этот обряд представляет собой явление покорности Богу людей, которые вмещают в себя «великую Вселенную» и высоких и низких небесных тел. Исходя из этого порядка вещей, мы вправе характеризовать означенный выше круговорот как полный самого глубокого, подлинного смысла…

Сафа и Марва. Источник фотографии:islam.ru

Целование Чёрного камня

Целование Чёрного камня является неким общим соглашением паломников между собой, чтобы самым наилучшим образом выразить почтение к таким понятиям, как «всеобщее братство» и «духовная связь», объединяющие их. Каждый из них прикасается рукой к одному и тому же месту, знаменуя тот факт, что они действительно заключили соглашение о братстве и родстве, и этим действием подчеркивают, что все они наслаждаются религиозным единением и возможностью вдыхания чистейших, ароматных запахов [6].

Итак, целование Чёрного камня олицетворяет своего рода умозрительное «заключение договора» между паломниками. Ведь заключение такого соглашения на деле, в реальном времени, для каждого хаджи – друг с другом было бы совершенно невероятным, или, по меньшей мере, в высшей степени затруднительным при стечении на «запретную территорию» сотен тысяч людей одновременно.

1 Местечко, где были разделены трофеи после сражения при Хунайне.

2 Коран, сура «Ал-Ахзаб», 21.

3 Коран, сура «ал-Бакара», 125.

4 Из всех обрядов хаджа, философию которых описывает Зыяэтдин Камали, автор публикации избрал лишь некоторые. Полный текст вскоре будет издан в рамках Антологии татарской богословской мысли (прим. ЛА).

5 Таваф кудум – обряд обхода Каабы сразу после прибытия в Мекку, так называемый «Обход «Приветствия».

6 Не удивляйтесь выражению «вдыхание чистейших ароматов». При движении любого предмета от него отделяются частицы и распространяются по воздуху.

Текст к публикации подготовлен Л.А. Алмазовой. Перевод со старотатарского осуществлен Л.Алмазовой и Р.Кадыровым по изданию: Камали З. Фәлсәфәи гыйбадәт. — 4 кис. Фәлсәфәи исламиядән.— Уфа: Каримов, Хусаинов и Ко, 1910. — 216 б.


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 432

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф