Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Среда
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Зыяэтдин Камали о философии закята

Дата: 06.10.2017 Версия для печати
Зыяэтдин Камали о философии закята

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама: сакрального налога - закята.

Камали считает, что делиться можно не только материальными богатствами: «обладатели духовного богатства – ученые и мудрецы – делятся своей мудростью; богачи – своим богатством – и это называется закят и это закон природы, заключающийся в помощи ближнему в соответствии с мерой своих способностей». Ученый считает необходимым расходовать суммы закята как на пропитание бедных, так и на общественные нужды. В целом же он оптимистично надеется на то, что с течением времени и прогрессом человечества, проблема бедности будет преодолена и все средства можно будет расходовать на благо общества.

Философия закята

Все существующее на это земле – и травы, и живые организмы – совершенно не похожи друг на друга: некоторые маленькие, иные – большие, другие длинные, а есть и короткие, Сильные, слабые…. Каждый из них, существует в этом океане жизни, будучи наделенным свыше своими собственными характеристиками. Если мы взглянем на людей, являющихся венцом творения, то каждый из них также сотворен отличным от другого. Из миллиарда людей нет ни одного человека, точно похожего на другого. Если, к примеру, у кого-то схожие черты лица, то, возможно отличаются глаза, или если глаза – точная копия другого, то различается форма лица. …. Более того, каждый орган одного человека отличается от такого же органа другого раба божьего. Согласно физиологии, даже бактерии, живущие в человеческом теле, имеют способность меняться с каждым дыханием человека. Так бактерии (микроорганизмы) составляющие человеческое тело и обнаруживаемые лишь под микроскопом, во время одного вздоха, совершенно не похожа на те бактерии, какими они становятся во время следующего его вздоха…. И через определенное количество лет клетки тела человека, подверженные распаду, постепенно полностью обновляются и перед нами предстает уже совсем иное на клеточном уровне тело.

Точно так же, как люди отличаются друг от друга в материальном, физическом плане, они и в духовном, интеллектуальном отношении не равны между собой. Кто-то сметлив и сообразителен, а кто-то недалек в своем мышлении….

Более того, даже у одного и того же человека разумение и постижение могут меняться; то понимание, которое подходит для настоящего момента, не годится для следующего, как говорили наши уважаемые предки «сегодняшний ум негож для завтрашнего дня» и это высказывание – истина для нас, записанная золотыми буквами на скрижали мудрости.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Телесные силы и способности у людей различны, более того, и у одного человека в зависимости от времени они могут претерпевать метаморфозы.
  2. Разум, который призван регулировать расход человеческой энергии, также величина непостоянная.

А раз разум не у всех и всегда одинаков, то возникающие благодаря его воздействию усердие и деятельность также различны. Поскольку последние различны, то и их плоды - счастье и благоденствие - у людей не одинаковы. Плодами тщательного усердия являются счастье и процветание. Небрежение в старании приводит к недостатку средств и униженности состояния. Поэтому и богатство, являющееся проявлением земного счастья, и бедность, составляющая суть несчастья, возникают в соответствии с естественным воздействием закона [проявления] усердия и активности.

Закят в Татарстане Источник фотографии: old.sntat.ru

Люди, живя среди многочисленных чудесных божественных манифестаций, вынуждены ограничивать [свои желания] рамками рассудка, и призваны существовать группами и общинами, собираясь для этого в одном месте. И они сотворены таковыми в соответствии с законом «обусловленности силами разума и необходимостью существования в обществе». (именно потому люди совместно проживают, строя для этих целей свои города и селения). Точно также как каждый организм, для того, чтобы сохранить свое единство, вынужден заботиться и помогать тем маленьким частицам, которые составляют его «тело», так и для людей, собравшихся вместе и представляющих собой как бы единый организм, естественной потребностью является оказание друг другу материальной и духовной помощи и поддержки.

Таким образом, Господь Бог разделил между всеми людьми это стремление к удовлетворению [общественных] потребностей. Каждый обязан оказывать помощь, в зависимости от имеющейся у него доли. Духовные потребности общества должны удовлетворять интеллектуально одаренные ученые и мудрецы. Восполнение материальных потребностей в виде закята возложено на богатых людей. Поэтому выплата закята – это мудрое религиозное предписание, учитывающее естественные потребности общества в помощи [нуждающимся].

3) Современная тенденция увеличения народонаселения на земле скоро приведет к тому, что люди займут всю ее поверхность, и она превратится в один сплошной город; и все те государства, существующие раздельно в нынешнее время, станут как переходящие друг в друга улицы. Переезд из одного города в другой станет похож на простую прогулку с одной улицы на другую. К тому времени люди справятся со всеми бедами и несчастьями, угрожающими их существованию, такими как дикие звери или вредоносные существа. И различные хищники, живущие в дикости в лесах и полях, будут приручены и станут простыми домашними животными (волк и овца будут ходить рядом) <…> Люди начнут думать о том, насколько климат и атмосфера земли могут быть еще боле благоприятными для их жизни…

Таким образом, заглянув в будущее человечества, можно предсказать, что людям покорятся все высшие и низшие природные силы. Малые дети станут знать больше чем современные студенты университетов. И мыслительная деятельность каждого будет сравнима с работой целой университетской кафедры. («И творит Он то, чего вы не знаете»1).

Однако как бы прогрессивно ни развивалось человечество, все равно его эволюция будет идти в соответствии с законом борьбы за существование. С точки зрения организации жизни и быта, существование по прежнему будет строиться на конкуренции и стремлении к первенству. Наибольшие тяготы жизни приходится переносить представителям низшего класса, а именно эти люди составляют на земле абсолютное большинство. Учитывая их нынешнее положение, очевидно, что этот класс ожидает печальное, несчастное будущее...

Для того, чтобы обнаружить выход из в этой беспросветной тьмы бедствий и страданий, философы различных эпох искали решения и выдвигали самые разные идеи. Из их мыслей на эту тему возникали целые школы, которые в свою очередь подразделялись на отдельные течения. Однако какие бы решения не предлагали главы философских школ, все равно, реального механизма избавления от краха или от причинения вреда общественному благу обнаружено не было….

И вот для решения проблем общественной жизни и спасения от грозящих людям страданий и гибели исламская религия установила два закона, которые имеют целью построение справедливого социума. Первый из них - правило, согласно которому счастье и благополучие каждого зиждется на основании его усердия и активной жизненной позиции. Или, иначе говоря, счастье зиждется на его уверенности в собственных силах 2.

А согласно второму закону, каждый человек, исходя из имеющегося у него богатства, обретенного при посредстве своего усердия или иного дозволенного способа, должен выделять на развитие общества определенную часть прибыли от своего капитала, и данные средства должны расходоваться на различные потребности и нужды общества. Установив эти два основания построения общества, исламская религия, рассматривая общественные отношения между людьми через их призму, узаконивает правление на их основе. И все это и есть закят. <…>

В Великом Коране повсеместно можно обнаружить повеления оказывать благодеяния и материально поддерживать других людей. Например, предписание выплаты закята и есть указание на необходимость приумножения благ этого мира и обретение материального благополучия. Таким образом, совершенно определенно можно сказать, что одним из основных столпов ислама является оказание помощи людям, достижимое лишь путем обретения материальных благ в этом мире. Недаром считают, что «рука дающего превыше руки нуждающегося». Для того чтобы стать благочестивым ислам приказывает людям оказывать благодеяния с помощью своего богатства: «Руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву и из того, чем Мы их наделили, расходуют», Сура Бакара, 2-3 аяты.

Однако благосостояние не достигается само собой, требуются значительные хлопоты для обретения материального благополучия. Все пророки [наряду с духовным поиском] преследовали так же и мирские цели, и считали позорным нищенство. Если мы взглянем на наших собратьев – мусульман, живших в соответствии с истинным духом исламской религии в Эру Благоденствия 3, то заметим, что они страстно (тамам махаббат илэ) стремились к материальному достатку. Они усердно обретали его всеми дозволенными способами. Для развития торговли и промысла, доселе жившие бедности и нужде арабы распространились по всему миру и за короткое время добились богатства и величия. Кратко говоря, исламская религия возвещает: «мир – это обитель счастья; приумножай богатства этого мира дозволенными способами, будь обладателем богатства, становись рукой дающей, которая превыше берущей, помогай нищим и нуждающимся, сохраняя тем самым свою веру и нацию».

Закят на Западе Источник фотографии: islam.ru

Первое, на что требуется расходовать средства закята – это общественные нужды, второе – это нуждающиеся: бедные, должники, странники, несчастные бездомные, оставшиеся на улице, рабы4. Для облегчения доли несчастных и исправления ситуации все вышеперечисленные категории людей нуждаются в помощи со стороны общества.

Таким образом, поскольку вечны потребности общества, постольку и предписание закята также пребудет вечно, если же когда-нибудь люди превзойдут [по своему доходу] тех, на кого предписывается расходование заката, то средства станут распределяться среди оставшихся категорий нуждающихся. Однако придет такое время, и не останется тех, кому полагается получать средства от закята.5Благосостояние людей увеличится, и каждый достигнет уровня богатства, с которого предписана выплата заката; и тогда, поскольку расходование закята на вышеупомянутую категорию целей [имеются в виду нуждающиеся - ЛА] станет противоречить смыслу [закята], то он будет распределяться лишь на первую категорию нужд, а именно – на общественные нужды и цели. И хотя некоторые статьи расходов со временем могут быть полностью закрыты, на земле, доколе существует религия, вечны расходы «на пути Аллаха».6 И как вечны «путь Аллаха» и День воскрешения, так и закят, благодаря могуществу Аллаха, пребудет до самого Дня Предопределения Аллаха, оставаясь вечным «столпом» исламской веры.

Напоминание

Если бы средства от закята использовались согласно должному строю и порядку, то в обществе уже давно появись бы десятки университетов, сотни колледжей для учителей и учительниц, более тысячи ремесленных, сельскохозяйственных и других школ. Более того, мусульмане могли бы основать великие школы и в некоторых местах на землях других народов, оказав, тем самым, помощь всему человечеству. Они освободили бы рабов в Африке и Америке, и распространив среди них образованность, став, таким образом, для них благодетелями; они вывели бы из нищеты всех страждущих - представителей низших классов, бедняков, сирот, сынов улицы, и, обеспечив им определенный уровень достатка, привели бы их к счастью.

Кратко говоря: в этом случае всем было бы совершенно ясно, что ислам – это всеобщая милосердная и милостивая религия, стремящаяся к улучшению жизни людей в пределах всего человечества. Однако в наши дни большинство мусульман далеки от истинной религии ислама. Они лишены истинного воспитания в духе ислама. Если будет угодно Аллаху, то по мере прогресса в области знаний и образования, люди изберут путь истинного ислама и пойдут по дороге счастья. Они смогут в дальнейшем способствовать достижению счастья и всеми остальными. И Аллах Знающий, Мудрый.

Перевод со старотатарского осуществлен Л.Алмазовой по изданию: Камали З. Фәлсәфәи гыйбадәт. — 4 кис. Фәлсәфәи исламиядән.— Уфа: Каримов, Хусаинов и Ко, 1910. — 216 б.

1 Коран, сура «Ан-Нахл», 8.

2 «… Человеку то, в чем он усердствовал» (Коран, сура «Ан-Наджм», 39).

3 Заман сагадат – первые века распространения ислама – 7-9 вв., когда мусульманский социум развивался наиболее динамично.

4 По этому поводу Священном Коране сказано: «Милостыни – только для бедных, нищих,…на выкуп рабов, …путникам…» (Коран, сура «Ат-Тауба», 60).

5 Пусть не удивляются этим моим словам, поскольку народы, идя по дороге прогресса, достигнут некогда такого уровня развития, что подчинят себе все высшие и низшие силы [энергии], и наступит время истинного наместничества человека на земле. Это совершенно очевидно из следующего благородного аята: «И Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, - все, исходящее от Него»( «Джасия», 13). Кроме того, наш господин посланник Аллаха сам говорил, что в будущем люди станут настолько богатыми, что будет некому выплачивать закят. Вот текст хадиса, переданного Абу Хурайрой, «:Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не настанет час этот до тех пор, пока не умножатся ваши богатства до такой степени, (что вам некуда будет их девать), а владелец богатства обеспокоится поисками того, кто примет от него милостыню. Когда же он предложит ее, тот, кому он ее предложит, скажет : «Я (в ней) не нуждаюсь». <..>

6 «Фи сабилиЛлах» - благотворительные цели, направленные на упрочение религии среди людей. Это может быть благотворительность в сфере образования, науки, искусства, а также, строительство дорог, коммуникаций для общественных нужд, словом, любое усовершенствование духовного или материального порядка, не нарушающее мировой гармонии и повышающее, между тем, престиж ислама, как инициатора усовершенствований.


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 383

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф