Общероссийское
информационное агентство мусульман
17
Вторник
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Зыяэтдин Камали о философии мусульманского поста

Дата: 12.06.2017 Версия для печати
Зыяэтдин Камали о философии мусульманского поста

Зыяэтдин Камали (1873-1942) был известным татарским богословом, директором единственного в имперской России высшего исламского учебного заведения – уфимского медресе Галия (1906-1919), автором трехтомной «Философии ислама», кадием ОМДС

Подробнее о биографии Зыяэтдина Камали 1.

Фрагмент из третьего тома его сочинения «Философии ислама» - «Философия поклонения», представленная читателям, повествует о философском осмыслении одного из основных столпов ислама – осуществления поста. При этом ученый стремится рационализировать обряды поклонения, сделать их понятными для современников, разрушая принцип беспрекословного следования предписаниям ислама би-ла кайфа – «без вопроса «как?»

Публикация фрагмента осуществлена по изданию 1910 года 2.

ФИЛОСОФИЯ ПОСТА 3

У тех людей, кто занимается проблемами религии, по поводу поста, возникает множество вопросов: например, как пост, который внешне выглядит, как простая голодовка, может быть актом поклонения? Почему этот пост стал одним из основных столпов ислама? [Возникает много и других вопросов]. Ниже я вкратце на них отвечу:

Пост как акт поклонения 4: на первый взгляд, соблюдение поста заключается в воздержании от пищи и питья, а также от некоторых других (141) дозволенных дел, и это, по сути, дело простое и от того кажущееся довольно-таки далеким от религиозного поклонения. Однако если подойти к рассмотрению вопроса более внимательно, то нет необходимости доказывать, насколько верным является признание поста актом поклонения – одним из столпов ислама, ибо человек состоит из двух субстанций – из материи (тела) и способностей души или духа.

По причине обусловленности материей, представляющей собой низшую субстанцию, человек склонен постоянно увлекаться этими низменными началами. Ведь и то, что несет с собой наслаждение, является из царства материи. И те предметы вожделения, что постоянно привлекают взор человека, заставляя реагировать его органы чувств и кружа ему голову, также являются суть материей. Человек даже во сне пытается не выпускать из рук материальное, с ужасом боясь потерять его. Однако, так как дух происходит из мира повеления и состоит из высшей субстанции, то духовное начало в человеке увлекает его в направлении высокого, удаляет от низменного, отвращает от материи и материального. И его возлюбленный – мир высший, именно он определяет его склонности и является искомым…. Таким образом, человек состоит из двух противодействующих друг другу сторон. Так как существование обеих частей (существование тела и духа), являясь природной необходимостью, неизбежно требует своего насыщения и использования, (142) то законом культуры предписывается восстановление равновесия во взаимодействии и отношениях обеих человеческих сущностей в соответствии с мерой справедливости. Поэтому наш благородный шариат установил специальный закон для подчинения обеих разнонаправленных частей человека, учитывающий как его природные потребности, так и принимающий во внимание воспитание души: вместе с повелением в определенное время свободно использовать свою земную, материальную сущность, в отдельно оговоренный период года предписывается воздержание. Таким образом, пост представляет собой воздержание от материальной субстанции человека и склонение его в сторону высшего мира, что представляет собой выражение покорности воле Господина миров, нашего властителя и главной опоры верующего. А если это - суть поклонения, так значит и пост, несомненно, является его актом.

ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ПОСТ

1) Пост, будучи временем, когда человек испытывает тяготы голода, является тренировкой милосердного и мягкого отношения к тем несчастным беднякам, которые находятся в бедственном положении – они страдают от голода, у них нет необходимой одежды. Поэтому, согласно предписанию исламской религии, все мусульмане: и правители, и наместники, и подданные, и богатые и бедные – все равным образом обязаны соблюдать пост.

И когда все они, соблюдая пост и голодая, почувствуют все тяготы недоедания и жажды, они поймут всю трагичность положения бедных и несчастных, вынужденных голодными и раздетыми проходить через суровые испытания в надежде раздобыть свое дневное пропитание. В них во всех совершенно естественно возникнет божественное, изначально присущее людям чувство милосердия и стремление оказать несчастным благодеяние.

Таим образом пост, имеющий большое значение для поддержания общественного строя (144) и порядка, был установлен для того, чтобы поощрить в людях проявления сострадания и милосердия.

Человеческий организм представляет собой весьма упорядоченный и находящийся в постоянном движении некий механизм или, используя другое сравнение, постоянно работающую фабрику. Между тем, подобный механизм для дальнейшей слаженной работы нуждается в отдыхе и приведении в равновесие путем обновления, очищения и удаления находящихся внутри механизма отработанных элементов. Точно также и человек, как обладающий душой живой механизм, также нуждается в оздоровлении и приведении телесного механизма в состояние покоя для сохранения его равновесия. Таким образом, пост как раз служит этой цели.

Пост является естественной профилактикой, способствующей сохранению человеческого здоровья. Доказательством тому служат рекомендации воздержания, которые дают искусные врачеватели при определенных болезнях. (обратитесь к докторам за соответствующей информацией), а это и означает лечение постом. Таким образом, пост – это естественное и природное лекарство, при приеме которого отпадает нужда идти доктору и платить ему деньги за визит. Поэтому польза поста также подтверждается и с точки зрения экономии времени и денег. Естественно, что нет нужды в обосновании пользы этого естественного лекарства для кочевников и простого люда, который, как правило, страшится и избегает врачей. (145)

Зиятдин Камали. Источник фотографии: islam.ru

Пост, приучая всех мусульман к голоданию, способствует обретению ими терпения, кротости и смирения. Он тренирует такие качества, имеющие особую значимость во времена безбожия, как выдержка, умение оказывать сопротивление и способность защищаться.

Пост, приучая людей к существованию в самых различных жизненных условиях, подготавливает их, практически, к любым обстоятельствам. Известно, что на протяжении своей жизни человек может столкнуться с разными жизненными ситуациями. Бывает так, что поначалу у человека прием пищи происходит в соответствии с определенным порядком и в достатке, а позже ситуация меняется, весь строй и порядок нарушается, и человек вынужден есть тогда, когда найдет себе на пропитание кусок хлеба. Бывает так, что тот, кто привык питаться через каждые 4-5 часов, голодает по 17-18 часов, что вызывает у него определенные сложности, и не редки случаи самоубийств на этой почве. Таким образом, соблюдая пост и привыкая к самым разным жизненным условиям и обстоятельствам, человек сможет благополучно пройти и через суровые испытания. Поэтому пост является священной истинной мудростью, берущей жизнь человека под свое покровительство.

Пост, воспрещая человеку пользоваться дозволенным, тренирует качества решительности и добросовестности. А это становится причиной того, что держащий пост, действующий со всей непреклонностью характера, становится честным и достойным человеком. (147) А сие, в свою очередь, чрезвычайно ценится с точки зрения философии этики, и является плодом наивысшего воспитания, Таким образом, пост способствует созреванию достойных плодов самого высокого воспитания.

Вывод: пост является одним из видов поклонения, который уравновешивает телесные и духовные силы. Он приучает заботиться и проявлять милосердие по отношению к бедным и несчастным. Он также служит во имя всего человечества, способствуя сохранению общественного порядка. Пост – это еще и естественное лекарство, способствующее очищению и обновлению человеческого организма. Он тренирует готовность к сопротивлению и защите от возможных проявлений безбожия. Это божественное предписание, ведущее к сохранению человеческого существования. Пост – это мудрое повеление, которое приучив не пользоваться даже разрешенным, становится причиной, препятствующей совершению запретного и сомнительного. Разъясняя суть высокого воспитания, он дарует высокие моральные качества. ….5

Таким образом, рассмотрение всей этой философии, содержащейся в исламе, делает совершенно очевидным понятие о посте, как одном из столпов здания ислама. Итак, совершенно ясно, /147/ что это всеобъемлющее поклонение несет в себе великую пользу и благо обществу, его строю и порядку. Более того, пост предписан в качестве бесспорной истины, призывающей всех людей объединиться во имя гуманизма. (И Аллах – Знающий, Мудрый).

Читайте также: Большая подборка материалов о Рамадане

Примечания

1 Подробнее о биографии Зыяэтдина Камали можно прочитать в следующих изданиях:

  • Камалов Т. Зия Камали: мыслитель, просветитель, религиозный деятель. Казань: Иман, 1997. 53 с.;
  • Камали З. Философия Ислама Т.I. Перевод, комментарии, вступительное слово. Алмазовой Л.И. / – Казань: Тат.кн.изд-во. – 360 с.;
  • Алмазова Л. Зыяэтдин Камали: транфсормация религиозного сознания. Глава 16 в Учебном пособии История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе. – Казань, Издательство Казанского Университета, 2015.

2 Камали З. Фәлсәфәи исламиядән 4 кисәк. Фәлсәфәи гыйбадәт. Өфә: Шәрек матбагасы, 1910. 216 б.

3 Текст дан с сокращениями. В скобках по тексту приведены номера страниц по изданию 1910 года.

4 Соблюдение поста было установлено и в древних религиях: все древние народы – египтяне, греки, римляне, индусы – соблюдали пост, у индусов данная традиция сохранилась и по сей день. Несмотря на тот факт, что эти народы были языческими, некогда, в основе их верований лежала истинная вера; и скорее всего, с течением времен, они хоть и отошли от истины, предписание поста все же оставалось как пережиток религиозных предписаний прошлого. И в религиозных установлениях Моисея (Мусы), мир ему, было установлено соблюдение поста. Поскольку сам Моисей соблюдал пост в течение сорока дней, и сам Моисей и все племя Израилево перед праздником Пасхи соблюдал пост (обратитесь к главам Торы «Исход», «Второзаконие» и «Левит»). Из этого становится очевидным, что и в религиозных установлениях Моисея, мир ему, пост рассматривался как акт поклонения. Если посмотреть на религиозные правила, завещанные Иисусом, мир ему, то согласно тому Евангелию которое держат в руках [христиане] по сей день, Иисус, мир ему, сам постился сорок дней, на протяжении которых он ограничивал себя в еде и питье. Он велел постящимся скрывать свою набожность и умащать свои головы и начисто омывать лица, чтобы никто не догадался об их посте. И пришедший ранее Иисуса, мир ему, Иоанн (Яхъя), мир ему, а так же его ученики – все они также соблюдали обряд поста. Таким образом, и в религиозных установлениях Иисуса, мир ему, пост рассматривался как один их актов поклонения (об этом сказано в Евангелии [от Матфея] в главе 6, стихе 15; главе 17, стихе 21 /в оригинальном тексте опечатка – в 12/, в главе 4, стихе 2; в Евангелии от Луки. Главе 4 /стих2/, главе 5/в данной главе приведены достаточно противоречивые слова Иисуса о посте. См стихи 33 и 35/)

5 Доказательством этой истины служат многочисленные разъяснения, которые давал Пророк о том, что пост нарушают такие дурные поступки против нравственности, как сплетня и донос.

Лейла Алмазова, доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения КФУ


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 383

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф