Президент Татарстана М.Шаймиев в интервью "Интерфаксу" об итогах уходящего года, о дальнейших планах республики, также коснулся перспектив преподавания в школах предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Предложение Президента РФ ввести в ...
Президент Татарстана М.Шаймиев в интервью "Интерфаксу" об итогах уходящего года, о дальнейших планах республики, также коснулся перспектив преподавания в школах предмета "Основы религиозных культур и светской этики".
Предложение Президента РФ ввести в школах преподавание предмета «Основы православной культуры» вызвало широкий резонанс среди общественности и представителей духовенства. Большинство экспертов определило это дискриминацией по отношению к представителям других конфессий, также тех, кто вообще не придерживается традиционных вероисповеданий. Поэтому этот предмет в своем нынешнем виде будет затрагивать основы всех традиционных религий РФ и светской культуры. Напомним, что эксперимент с преподаванием этого курса начнется в следующем семестре этого учебного года в 19 регионах. В Татарстане пока решили повременить с введением нового предмета в школьную программу. Вообще, наша республика в этом плане стоит особняком. Здесь нет доминирующего количества представителей какой-либо одной конфессий, как это выражено в остальных субъектах РФ. Уже в течение нескольких столетий в регионе мирно сосуществуют ислам и православие, а в последние годы удалось добиться еще большего консенсуса между представителей этих конфессий. Поэтому в вопросах преподавания в школе основ духовных знаний нужен особый подход, об этом и рассказал Минтимер Шаймиев:
«С самого начала введения в ряде регионов страны предмета "Основы православной культуры", отношение к нему было достаточно осторожным. И не только в нашей республике.
С одной стороны, это и проблема соответствия принципу светского образования. С другой, - нельзя не учитывать фактора многонациональности и многоконфессиональности населения страны. Введение в одностороннем порядке курса "Основы православной культуры" в школах России, где вместе с православными учатся миллионы детей из семей, придерживающихся иных религиозных взглядов, воспринимается как ущемление их достоинства. Кроме того, подчас как-то упускается вопрос о том, что есть в России и атеисты, и их немало.
В складывающейся ситуации можно было бы предположить, что будет поддержана инициатива по преподаванию в школах республики курса "Основы мусульманской культуры". Но мы слишком дорожим тем согласием, что сформировалось в республике за многие века совместного проживания людей разной веры и национальности, чтобы допустить разделения детей (а это неизбежно затронет и их родителей, семьи) по этноконфессиональному признаку. Это наша принципиальная позиция, которой мы следуем и по сей день. В тоже время было бы неправильным и полное игнорирование процесса духовно-нравственного возрождения, того потенциала, который несут в себе традиционные религии.
Именно поэтому мы разработали и постепенно с 2007 года методом эксперимента проводим апробацию курса "История религий", в разработке которого участвовали не только татарстанские ученые и педагоги, но и Институт отечественной истории РАН, сотрудники издательства "Русское слово". В результате, по мнению экспертов, получилось интегрированное и достаточно сбалансированное учебное пособие. Оно вышло под редакцией А.Сахарова, и в нём удалось в доступной форме изложить историю развития ведущих конфессий страны – христианства, ислама, иудаизма, буддизма, раскрыть их исторические, мировоззренческие, культурологические и нравственные основы. Старшеклассники более ста школ приняли участие в эксперименте. При этом где-то "История религий" стала предметом, а в других школах - факультативом. И это тоже допустимо.
Кстати, опыт и наработки Татарстана нашли отклик при разработке предмета "Основы религиозных культур и светской этики", содержание которого было озвучено президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым в июле этого года. Согласно концепции данного предмета, наряду с изучением истории и основ культуры одной из традиционных религий (православия, ислама, иудаизма, буддизма) и курса основ светской этики, ученики и их родители могут выбрать также интегрированный модуль, в котором предполагается изучение истории традиционных религий России.
Данный подход содержит здоровую долю компромисса. Однако, на мой взгляд, включение предмета в учебные планы 4 и 5 классов, если это не будет курс основ светской этики, не вполне оправдано. В этом возрасте разумнее было бы больше внимания уделять общечеловеческим ценностям, не дифференцировать сознание школьника на религиозные составляющие. Такой подход мог бы стать базой для формирования моральных и нравственных ценностей, основой уважительного отношения к иному мнению и приобретением практических навыков по разрешению конфликтных ситуаций. Религиозно-культурологический подход, а мы, как вы понимаете, сторонники интегрированного курса, был бы более уместен в старших классах, когда у обучающегося уже сформирован определенный мировоззренческий уровень для объективного восприятия знаний о религиях.
Поскольку повсеместному введению курса "Основы религиозных культур и светской этики" будет предшествовать апробация в 18 регионах России, в Татарстане будет продолжен эксперимент по преподаванию "История религий".
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus